Абитуриентка из села с радостью покинула столицу

Заканчивается учебный год. Выпускники школ сдадут ЕГЭ и будут определяться, куда им поступать. В связи с этим мне вспомнились 70-е годы прошлого столетия. Тогда, чтобы поступить в институт, нужно было чуть ли не все лето сдавать не только выпускные, но и вступительные экзамены, впервые надолго уезжать из дома. Мой рассказ основан на реальных событиях. 

После окончания школы поехала девчушка по имени Людмила из отдаленного райцентра нашей области в Москву поступать в пединститут. 
Трудно передать, что творилось в ее душе, когда она очутилась одна на вокзале, а потом спустилась в метро. В ушах звенело, слезы застилали глаза. Под землей так грохотало, что казалось - наступил конец света. Девушка все же справилась с волнением и вышла на нужной станции. Чемодан был помехой, он то и дело бил по ногам.
Недаром говорится, что язык до Киева доведет. Людка добралась до института с помощью прохожих. Там уже образовалась очередь до порога из вчерашних школьников, желающих сдать документы для поступления. Людка была в самом конце. Стояла несколько часов подряд. Присесть было негде. О еде не думала. В четыре часа дня окошечко для сдачи документов захлопнулось перед ее носом. Прием документов остановили до следующего дня, а значит, и место в общежитии не дали. Куда деваться, что делать? Вышла на улицу и вдруг вспомнила про адрес, который написал ей перед отъездом на подготовительные курсы классный руководитель, у которого в Москве училась племянница Галя. «Только я не знаю, какой номер комнаты у нее в общежитии», - с огорчением сказал он. 
Достала Людка записку с адресом и поехала на автобусе, так как в метро ей было спускаться страшно. Добралась до места к девяти часам вечера. На улице стало темнеть. Когда она нашла нужное общежитие - девяти­этажное здание, просто обомлела. Долго стояла у крыльца, не смея зайти. Чемодан поставила рядом, возле ног. Две студентки, видимо, вспомнив свой первый приезд в Москву, подошли к Людке и подхватили чемодан. Завели девчонку в фойе и стали искать по журналу номер комнаты, в которой проживала Галя. Комната оказалась на седьмом этаже, поэтому девушки поехали на лифте. В лифте Людке опять стало не по себе. Если бы она ехала одна, то не знала бы, как выйти из него. Студентки проводили ее до комнаты. 
Племянница Галя приняла нежданную гостью приветливо. Слезы хлынули ручьем из глаз Людки - так она настрадалась в первый день пребывания в столице.
Через два дня новоявленной абитуриентке дали общежитие, где были студенты всехнациональностей. В комнате с Людкой поселились девчонки из Мытищ и Иркутска. На занятия ходили пешком. 
Через неделю профессор дал диктант. На следующий день сообщил о его результатах с прискорбием. Сказал: «Поздравляю! Вся группа, кроме двух человек, написала на двойки». У Людки и соседки по парте из Иркутска оказались четверки.
Однажды Люда вышла из комнаты и столкнулась с группой юношей. Один из них остановился, прижал ее к стенке, вытащил нож и приставил к шее. «Ты обзывала меня вчера, вот тебе за это», - говорил он, поворачивая нож в руке. «Я вас впервые вижу», - еле слышно выговорила абитуриентка. У нее пропал дар речи, а слезы бежали и бежали по щекам. Студенту, видимо, доставляло удовольствие издеваться над девчонкой. Другие юноши ждали своего товарища в конце длинного коридора. Потом один позвал его не по-русски. Несколько минут под ножом показались Людке вечностью, она испытала настоящий шок. Когда вернулась в свою комнату, ничком упала на кровать и еще долго не могла прийти в себя от ужаса.
После этого случая Людка стала бояться выходить из комнаты. Но вскоре ей опять не повезло - не смогла открыть дверь в комнату из коридора. По всей видимости, внутренний замок сломался. Мимо шел высокий красивый негр. Увидел, что Людка мучается возле двери, покачал головой, прошел мимо, но вернулся через минуту с длинным ножом. У Людки душа в пятки ушла. А негр ловко открыл дверь, засунув нож в защелку.
Когда подготовительные курсы заканчивались, старенький профессор по-дружески посоветовал провинциальным слушателям уехать из Москвы и поступать в вузы в своих областных городах. «Вы здесь не сможете поступить, конкурс более 10 человек на место», - объяснил он.

Вечером Людка быстро и с великой радостью собрала чемодан. Купила билет на поезд до Вологды, и на следующий день в пять часов утра ее встречала родина.

Людмила РОМАНОВА, Тарнога


В тему

Все время осуждала тех родителей, которые сопровождают своих детей - выпукников школ при поступлении в вузы, а потом поселении в общежития. Моя дочка, как и большинство ее сверстников, в свое время поступала в институт самостоятельно - так было принято. Если кто-то ехал с родителями, их считали маменькиными сынками или дочками. С этой колокольни я смотрела и на современных детей. Говорила: «Теперь и подолгу жить вдалеке от дома не надо - итоги ЕГЭ сдал в приемную комиссию и жди результата дома, а все равно без мамы-папы не обойтись, как маленьким».
Теперь до выпускников школы доросли мои внуки, и я в корне поменяла отношение к данному вопросу. Времена другие, куда их одних отправишь? Да если надо, я сама с ними в Москву поеду, стеречь и помогать буду! Конечно, теперь и сельские дети такие же развитые, как городские, все видели, и в метро спуститься не испугаются, и той наивности, от которой можно пропасть в мегаполисе, у них нет. Но мир стал менее безопасен, а береженого Бог бережет!
 Теперь думаю, что и в наши времена родителям надо было детей сопровождать несмотря ни на что. И тогда многие не поступившие в вузы поступили бы, а не уехали назад, настрадавшись от страху и излишней застенчивости в городах!
Елена КУЛАКОВА, Сокол
Житейская история Читатель - газета

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: