Борис Щербаков прочитал «Федота» под гусли и балалайку

statics/images/arcticles/012022/19012022xa8f7cf23.jpg
Когда актер делал мхатовскую паузу, в дело вступали музыканты. В их исполнении в обработках для домры, гуслей, балалайки и баяна звучали совершенно разные музыкальные произведения.
Фото Игоря Аксеновского

В Старый Новый год на сцену конференц-зала Кирилло-Белозерского музея-заповедника вышел народный артист России Борис Щербаков. Популярный актер и телеведущий прочитал вологжанам сказку Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Ну а помогали ему в этом музыканты ансамбля «Рапсодия оркестра имени Осипова». 

И зал запел

Встреча с Борисом Васильевичем стала возможна благодаря реализации с 2013 года Кирилло-Белозерским музеем-заповедником культурного проекта «Актеры театра и кино в музее». Кроме жителей Кирилловского района, на «сказочный вечер» специально приехала публика из Вологды и Череповца.

Веселая сказка, написанная в 1985 году, но не потерявшая своей актуальности и в наши дни, заставила зал смеяться до слез. Произведение, давно растащенное на цитаты, публика читала вслух вместе с Борисом Щербаковым.

Наша справка

Борис Щербаков родился 11 декабря 1949 года в Ленинграде. В 12 лет дебютировал в кино, сыграв роль Глебки Прохорова в картине «Мандат». Учился в столичной Школе-студии МХАТ. Стипендии не хватало, поэтому юноша мыл полы на станции метро «Охотный ряд» и работал сторожем в шашлычной. Там же, в вузе, состоялось знакомство Щербакова с его будущей супругой Татьяной Бронзовой. 

По окончании театрального вуза в 1972 году был принят в труппу МХАТа (сейчас МХАТ имени Чехова), где за 32 года сыграл более чем в 50 постановках. 

Всего на счету Бориса Васильевича - участие более чем в 200 кинопроектах. В 1996 и 1997 годах снимался в клипах певицы Любови Успенской «Карусель» и «Пропадаю я».  В его творческой судьбе есть и режиссерские работы. 

Вместе с сыном Василием он снял несколько «блоков» сериала «Сыщики» и фильм «Саперы». 

Когда актер делал мхатовскую паузу, в дело вступали музыканты «Рапсодии». В их исполнении в обработках для домры, гуслей, балалайки и баяна звучали классические произведения Моцарта, Чайковского, Гайдна, Вивальди, марши военных полков Российской империи, песни советских авторов, американская кантри-музыка, французский шансон, еврейская «Хава нагила». 

А как завораживающе играл на гуслях Павел Лукоянов вальс Мендельсона (сцена просьбы царевны к стрельцу именно ее взять в жены) и Интернационал (бунт, устроенный Федотом)! Но главными все же были русские песни «Светит месяц», «Травушка», «В лунном сиянии», «Калинка», «Коробейники»... И зал запел! 

- Русская песня наилучшим образом подходит к действительно народному произведению Леонида Филатова, - отметил художественный руководитель ансамбля «Рапсодия» Евгений Волчков. - Именно в народных песнях и частушках отражаются национальный колорит и даже сарказм, но обязательно в сочетании с добрым юмором и умением посмеяться над собой.

Доброе утро, страна!

Согласился актер и ответить на вопросы газеты «Красный Север».

- Борис Васильевич, кем вы мечтали стать в детстве? Почему выбрали актерскую профессию?

- Я родом из Ленинграда. Язык не поворачивается назвать его Петербургом! Хотя прекрасно понимаю, что правильнее именовать его именно так. Но в паспорте у меня написано: «Место рождения - Ленинград». Кстати, я это название никогда не связывал с именем Ленина. 
Мое детство прошло в Гавани, в квартире с окнами на Финский залив. Поэтому я мечтал стать моряком. Но в 12 лет снялся в фильме «Мандат», и судьба моя была решена. Я понял, что профессия моряка, о которой я мечтал, не единственная в мире.

А вот многие мои друзья детства и одноклассники связали свою жизнь с флотом. В середине 1980-х годов я снимался в Крыму в фильме «Слушать в отсеках» в роли капитана подводной лодки - кстати, моей ровесницы - 1949 «года рождения». Разгуливал по пирсу в форме капитана второго ранга. Там наш флот тогда стоял на Черном море. Слышу на соседнем пирсе шум, гам. Жены, матери, дети встречают из кругосветного похода флагман Черноморского флота - знаменитую «Варшавянку»: огромную, с три этажа, атомную подводную лодку. Как и положено, последним выходит капитан. Он подходит ко мне и спрашивает: «Не узнал?» Оказалось - это мой одноклассник Алексей Березин. Он решил, что я тоже капитан… А я в кино снимаюсь.

- Какие сыгранные роли в кино и сериалах для вас самые любимые?

- Для меня дорога каждая роль. Но есть среди них те, что особо запомнились. Это роль Никитина в фильме «Берег» режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова по роману Юрия Бондарева. 

Памятная драма «Десять лет без права переписки», снятая уже одним Наумовым по роману Александра Кобакова. Режиссер все отдал нам, актерам, на откуп. Сказал: «Делайте что хотите». Когда мы уж совсем заигрывались, Владимир Наумович говорил: «Стоп. Вот этого уже не надо. Давайте поскромнее».

- Как давно вы стали выступать с концертными постановками литературных произведений? 

- Подобная практика у меня была давно: исполнял с академическим оркестром имени Николая Некрасова Государственной телерадиокомпании «Балладу о Василисе Микулишне» на музыку Валерия Кикты. В прошлом году предложили возобновить такие выступления - читал пушкинскую «Метель». С удовольствием показываю с ансамблем народных инструментов «Рапсодия» сказку «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

Зачитывали «Федота» до дыр

- Борис Васильевич, чем интересен вам этот проект?

- Тем, что он связан с Леонидом Филатовым. В конце 2021 года ему исполнилось бы всего 75 лет. Первый раз я услышал сказку в незабываемом исполнении автора. Когда пьеса вышла отдельной книгой, ее зачитывали до дыр. Знаю наизусть довольно большие куски произведения, очень люблю его. Оно на злобу любого дня. Сравниваю «Федота-стрельца» по уровню с лучшими произведениями отечественной классики.

Вот благодаря «Федоту» мы с женой и приехали в Кириллов. Правда, из-за почти 30-градусного мороза не смогли посмотреть все достопримечательности замечательного монастыря. Но удалось подняться на колокольню, посетить церковь преподобного Кирилла Белозерского. Так что ждите нас в Кириллове снова, но уже летом.

- Работая во МХАТе, вы выступили автором-постановщиком спектакля по творчеству Сергея Есенина. В нем был занят и ваш сын Василий. Не планируете продолжить есенинскую тематику?

- Спектакль назывался «Дорогие мои, хорошие». Четырнадцать лет он продержался на малой сцене МХАТа. Название получил по строчке из поэмы Сергея Александровича «Пугачев». Предложения читать Есенина с симфоническим оркестром мне поступают, но пока этот проект находится в стадии разработки.

- А как вы стали телевизионным ведущим программы «Доброе утро» на Первом канале?

- Семь лет поздравлял страну с началом нового дня - с 2007 по 2014 год. А начиналось все весьма банально. Как-то я пришел к своей хорошей знакомой - руководителю актерского агентства. Удивился, что в фойе стоят телекамеры. Мы обсудили с ней рабочие вопросы будущих съемок. Стал уходить, а она мне: «Боря, там внизу стоят телевизионщики. Они делают кастинг диктора для Первого канала. Я тебя очень прошу, пожалуйста, попробуй». Думаю, мне только этого и не хватает. Спускаюсь вниз и говорю: «Ребята, вы моложе никого не могли найти? Зачем я вам нужен-то?» Через неделю меня вызывают на повторный кастинг, но уже в Останкино. Там я сказал то же самое. А мне в ответ: «Завтра эфир». 

- Не волновались?

- В первый раз - конечно. Потом привык. К работе относился очень ответственно! Прекрасно понимал, что это Первый канал, эфир идет на всю страну, шесть часов утра. Надо не просто тянуть время, а сразу же дать россиянам заряд энергии и позитива! Сейчас продолжаю сотрудничество с телеканалом «Звезда». Много лет был ведущим проекта «Последний день». В рамках его, мы, кстати, делали передачу и про последний день жизни Леонида Филатова. В 2021 году Алексей Пиманов - президент медиахолдинга «Красная Звезда», в который входит телеканал «Звезда» - предложил в развитии старого проекта сделать новый цикл передач - «Главный день». Его цель - рассказать об одном решающем дне в жизни наших знаменитых соотечественников. Уже вышли в эфир первые серии.

P. S. Благодарим за помощь в подготовке материала руководителя отдела культурно-массовых мероприятий Кирилло-Белозерского музея-заповедника Сергея Беляшова.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: