Человек, лифты и ЖКХ

statics/images/arcticles/082019/28082019x6e75570e.jpg
Юрий Шишлин.
Со школьной скамьи Юрий Шишлин увлекается спортивным ориентированием. Спорт помогает ему не только оставаться в хорошей физической форме, но и ориентироваться и принимать оптимальные решения в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях общественной жизни. В эти дни Юрий Шишлин отмечает свой 60-летний юбилей. Есть повод подвести итоги, поделиться опытом. Сразу по двум направлениям достигнуты высокие результаты, доказанные делом и признанные людьми, для которых работает Юрий Борисович, и администрацией города: работа директором предприятия ООО «Вологдалифт» и председателем правления ТСЖ «МЖК». Сегодня экспертное мнение Юрия Шишлина важно для всех, кто так или иначе связан с лифтовым хозяйством и в целом со сферой ЖКХ. 

Становление профессионала

После окончания Вологодского политехнического института и службы в армии Юрий Шишлин устроился на Вологодский оптико-механический завод инженером по ремонту станков с числовым программным управлением. Появилась семья, и для того, чтобы обеспечить ее квартирой, в конце 80-х молодой инженер записался в жилищно-строительный кооператив «Молодежно-жилищный комплекс». Днем работал на заводе, а вечером - на стройке. Свой дом на улице Гончарной достроили в 1992 году, когда привычный советский уклад стремительно рушился, а новый - рыночный - еще только зарождался. И здесь стечение обстоятельств круто повлияло на дальнейшую судьбу Юрия Шишлина. 
- Мы получили квартиру на девятом этаже, лифты в доме не работали. А у нас двое маленьких детей, ждали третьего. Организация, которая занималась в Вологде наладкой и обслуживанием лифтов, к тому времени развалилась, поэтому пришлось взять решение проблемы в свои руки. Хотя лифты - самые сложные технические устройства многоквартирного дома, более того, относятся к опасным объектам, но у меня за плечами был уже солидный опыт работы инженером по электронике и начальником участка ремонта станков с ЧПУ и обрабатывающих центров. Прошел курс обучения как электромеханик по лифтам, сдал экзамен как ответственное лицо и получил лицензию в Госгортехнадзоре. Организовал вначале пусконаладочные работы лифтов, а потом и их обслуживание. Зарегистрировался в качестве предпринимателя. Так я впервые окунулся в сферу ЖКХ, - вспоминает Юрий Шишлин. 
Увидев результаты качественного обслуживания лифтов, к Юрию Борисовичу стали обращаться председатели жилищных кооперативов многоквартирных домов с просьбой взять их на обслуживание, а потом и руководители муниципальных жилищных организаций. А там, где лифты были установлены с только что появившимися электронными станциями управления, другой альтернативы не оказалось. В 1996 году по предложению городской администрации Юрий Шишлин зарегистрировал ООО «Вологдалифт», которое стало одной из трех организаций по обслуживанию лифтов в областном центре. Тогда, в самые тяжелые для страны годы, лифтовики сумели организоваться и в условиях жесточайшей экономии обеспечили исправность и безопасную эксплуатацию лифтов в городе. Впоследствии это сыграло злую шутку в отношении всей лифтовой отрасли. 

Проблемы лифтовой отрасли

Видя, что к обслуживанию лифтов пришли грамотные квалифицированные люди и им по плечу решение сложных задач, государство решило откреститься от всех лифтовых проблем и отдать лифтовую отрасль на откуп нерегулируемому рынку. Сначала было отменено лицензирование. Обслуживать лифты разрешили любому предпринимателю вне зависимости, есть ли у него для этого квалифицированный персонал и техническая база. Затем лифты были сняты с учета в Госгортехнадзоре, а вместо технического надзора ввели институт коммерческих экспертных организаций для ежегодной проверки технического состояния лифтов. 
В результате конкуренции между ними техническое освидетельствование стало зачастую чистой формальностью. 
Еще одна острая проблема - с 2010 года, когда в последний раз были проведены по заказу администрации города аудит, расчет и утверждение городской Думой всех тарифов на коммунальные услуги и содержание жилья, стоимость услуг ЖКХ (вода, тепло, газ, электроэнергия, мусор и так далее) выросла в несколько раз. В то же время тариф на обслуживание лифтов уменьшился с 3,54 рубля с квадратного метра в полтора-два раза. На первый взгляд может показаться, что если тарифы снижаются, то это хорошо. Но только не для таких сложных и опасных объектов, как лифты.
- Результатом такого самоустранения со стороны государства, нецивилизованной конкурентной среды как среди лифтовых предприятий, так и управляющих компаний стало резкое ухудшение качества обслуживания опасных объектов лифтов: отказ от системы проведения планово-предупредительных работ, сокращение персонала, уход высококвалифицированных специалистов в другие отрасли. И, соответственно, увеличение количества сбоев и простоев лифтов, невыполнение существующих требований по оперативности ремонта лифтов, отсутствие их осмотра, - перечисляет Юрий Шишлин. 

Ответственность - на жильцах

Апогеем развала лифтовой отрасли стал 2016 год, когда по всей стране, а главное, в столицах, прокатилась волна аварий со смертельными исходами. Самый резонансный случай произошел в Москве, в новом жилищном комплексе «Алые паруса». Только после этого Правительство России предприняло ряд мер для исправления ситуации в отрасли. Был вновь введен учет лифтов теперь уже в Ростехнадзоре, а в 2017 году были приняты новые правила по организации безопасного использования и содержания лифтов, которые внесли серьезные изменения в вопросы надзора за подъемными устройствами. Теперь вся ответственность возложена непосредственно на владельцев лифтов, то есть жильцов многоквартирных домов. Управляющая компания, правление ТСЖ или жилищного кооператива обязаны организовать качественное содержание и техническое обслуживание опасного объекта в соответствии со всеми техническими регламентами, ГОСТами и правилами. Это включает в себя заключение договора со специализированной лифтовой организацией на техническое, диспетчерское и аварийно-техническое обслуживание, страхование лифтов, заключение договоров на ежегодное техническое освидетельствование подъемных механизмов, сохранность технической документации, текущий контроль и надзор за выполнением работ лифтовой и экспертной организациями, наличие у них необходимого квалифицированного персонала и технической базы, планирование работ по капитальному ремонту и его финансирование, расчет и утверждение тарифа цены договора с лифтовой организацией, достаточной для их качественного технического обслуживания.
- В качестве механизма реализации этих функций правила предписывают всем владельцам лифтов назначить приказом ответственное лицо за организацию эксплуатации лифтов. Это лицо должно быть обученное и аттестованное. На все это нужны финансовые средства, да и найти технически грамотного специалиста непросто. Управляющим компаниям этот вопрос решить легче, а вот ТСЖ и жилищным кооперативам целесообразнее подготовить такого специалиста от нескольких домов или заключить договор с уже готовым и аттестованным специалистом. В конечном итоге речь идет о том, что, пока сами жильцы или собственники не возьмут в свои руки содержание и обслуживание опасных объектов в своем доме, никто за них это не сделает. А без этого нельзя быть уверенными в постоянной технической исправности и безопасном состоянии лифтов, - отмечает Юрий Шишлин. 
Для восстановления системы технического обслуживания лифтов в соответствии с руководством по эксплуатации и техническим регламентом необходимо провести на уровне города или области 
аудит, сделать расчет и утвердить минимальную цену на обслуживание технически сложных опасных объектов многоквартирных домов - лифтов, чтобы результатом конкуренции были не снижение качества и дальнейший развал системы технического обслуживания вследствие демпинга, а повышение надежности и безопасности лифтов.

Сегодня на обслуживании 

ООО «Вологдалифт» насчитывается порядка 200 подъемных устройств, причем не только в жилых домах, но и в медицинских учреждениях, административных зданиях, торговых центрах Вологды, Тотьмы, Грязовца, Сокола, Харовска и других районов области. 
А в числе основных факторов, которые позволили организации в это сложное для лифтовой отрасли время не только удержаться на плаву, но и развиваться, Юрий Борисович выделил два главных. Первый - «Вологдалифт» сохранил костяк профессиональных специалистов, хотя в сегодняшних условиях это очень непросто. Второе - внедрение новых технологий, и прежде всего - автоматизированной системы контроля за работой лифтов, которая позволяет диспетчеру в режиме реального времени отследить работу подъемных механизмов на каждом объекте. 
Начиная с 90-х годов Юрий Шишлин входил в состав правления своего дома сначала жилищно-строительного кооператива, затем ТСЖ «МЖК», а с 2016 года возглавил его. По мнению Юрия Борисовича, ТСЖ - это наиболее эффективная форма управления домом, реализующая функцию ответственного заказчика по содержанию общедомового имущества и управлению финансами собственников жилья. За последние три года ТСЖ «МЖК» не раз становилось победителем и призером городских конкурсов на лучшее содержание многоквартирного дома, по включению в программу благоустройства дворовых территорий, на лучший совет многоквартирного дома областной столицы. 
В частности, дому было присуждено 1-е место в конкурсе «Лучший совет многоквартирного дома города Вологды - 2017» в номинации «Дом образцового содержания». 
Борис МОЛЧАНОВ

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: