Что толкает нас разыскивать своих предков?
«Запаситесь терпением и аккуратностью», - советует вологжанка Ирина Зубакина тем, кто решил заняться исследованием своей родословной. Она на собственном опыте убедилась, что составление семейного генеалогического древа - процесс кропотливый, но очень увлекательный. Почему люди начинают поиск своих корней, как и где искать информацию о предках?
Правнучка Исуса
Ирина увлеклась составлением родословной после рождения дочки, лет десять назад. Сама она инженер по образованию, к истории до этого никакого отношения не имела. Говорит, с детства заслушивалась семейными рассказами бабушки, увлекалась чтением мемуарной литературы, и в какой-то момент захотелось проверить некоторые семейные легенды. К примеру, бабушка рассказывала, что прапрабабушка была цыганкой, а прадед был арестован в 1937 году, но спустя несколько месяцев отпущен на свободу. Это дело настолько ее увлекло, что она превратила свое хобби в новую профессию, разработала авторский курс по генеалогии и теперь учится в РГГУ на генеалога.
Полезные сайты
На сайте Вологодского областного архива arhiv-vologda.ru можно узнать правила работы с документами и записаться в читальный зал, а на портале gosarchive.gov35.ru опубликованы оцифрованные архивные документы.
«Всероссийское генеалогическое древо»: vgd.ru.
Портал «Память народа»: pamyat-naroda.ru.
Проект «Подвиг народа»: podvignaroda.ru.
Поисковый сервис «Фамилио»: familio.org.
Вологодская областная библиотека им. Бабушкина: booksite.ru - можно найти статьи о людях из оцифрованного архива региональной прессы.
Сейчас Ирина знает своих предков до седьмого колена и рассказывает, что была удивлена, узнав, что один из них носил имя Исус Иванов - оказывается, в XVII - XVIII веках на Руси это имя было весьма распространено, как и другие библейские имена. Не менее любопытные истории связаны с фамилиями, которых в русских деревнях тоже до поры до времени не было: людям давали прозвища по имени отцов-дедов, либо по профессии, либо по какой-то особой примете.
- Например, моя фамилия - Зубакина - наверняка появилась из-за какого-то предка, который обладал либо выдающимися зубами, либо привычкой скалить зубы. Но я предпочитаю верить в то, что он просто широко улыбался, - смеется Ирина.
Впрочем, фамилии наши предки меняли с легкостью, паспортов ведь не было, как назовешься - так и запишут, и к этому нужно отнестись внимательно при изучении своей родословной: смена фамилии или переезд могут стать серьезным препятствием в поисках. Так, Ирина сама столкнулась с тем, что дети одного из ее предков сначала записывались в метрики под одной, а потом вдруг под другой фамилией - мужчина по каким-то причинам взял себе новую.
После многолетних поисков она убеждена, что знание своих корней дает некий внутренний стержень, помогает самоидентификации - кто ты, откуда, почему в роду те или иные привычки и склонности.
- К примеру, я узнала, что у нас по женской линии сестры прадеда очень хорошо шили и даже держали свою мастерскую. И поэтому я не удивляюсь, что мои мама и дочка очень любят рукодельничать, да и я вышиваю иногда на досуге. А вообще у нас в роду было много учителей. Неудивительно, что про меня даже знакомые говорят: чем бы ты ни занималась, все равно будешь всех учить.
Знание рода - это часть культурного кода и энергетически очень сильная составляющая: когда прикасаешься к какой-то информации о своих предках, эту связь буквально ощущаешь через волнение и восторг, делится своими мыслями вологжанка. Благодаря составлению родословной ей удалось найти родственников в самых неожиданных уголках страны.
Комментарии
Наталия Царева,
психолог-психотерапевт,
руководитель центра «Экология разума»:
- Кризисы самоидентификации проходят через нашу жизнь волнами. Например, в три года ребенок осознает себя частью семьи: это мое, наше. Но в этот же период у него происходит первый кризис сепарации, он заявляет свои права на индивидуальность. С одной стороны, в какой-то момент мы отделяемся от своих корней: в молодости мы стремимся стать кем-то отдельным и независимым, даже отрицая свои корни. А в какой-то момент появляется потребность снова вспомнить о том, кто ты есть, откуда ты пришел, и это способ снова восстанавливать привязанность, но только уже на новом уровне. Когда начинают уходить наши старшие родственники, эта потребность открывается заново, как точка опоры, как способ присоединения к чему-то большему.
Олеся Симонова,
нарративный психолог:
- Бич неопределенности - одна из главных проблем современного человека. Перед нами много возможностей, много вариантов выбора - для кого-то даже чересчур много. Знание семейной истории, особенно далекой, может помочь с этим справляться. В старые времена семья давала ответы на многие вопросы. Изучая историю рода, мы вспоминаем устои, ясные жизненные правила и тем самым возвращаем себе некую определенность. Кроме того, мы животные стайные. А стая сейчас - это в первую очередь семья. Когда мы окружены родными (живыми или мертвыми), мы не одни в этом мире, у нас есть наш клан. Даже если родственники давно умерли, они все равно символически нас поддерживают.
- Это история не про то, чтобы кому-то навязаться в родню, а про самопознание. Но иногда действительно завязываются очень теплые отношения. Одна моя тетушка когда-то жила на Сахалине, а теперь переехала в Геленджик и все зовет в гости: ну, приезжайте, мы ведь теперь совсем рядом! По ее меркам, Геленджик совсем рядом с Вологдой, ведь теперь не надо ехать через всю страну, чтобы увидеться!
Особенности национального поиска
Ирина советует начинать сбор информации с ближайшего окружения: поговорите с родителями, бабушками, дедушками. Подробно и под запись на диктофон. Свяжитесь с дальними родственниками. Пригодится все: подписи на обороте фото, адреса на открытках и письмах, членские билеты, грамоты. Ценна каждая деталь, потому что для работы в архивах важно даже то, в какой деревне родился ваш предок.
Часть документов по родственникам можно запросить через ЗАГС, для этого вам понадобятся ваше свидетельство о рождении и свидетельства о рождении, браке и смерти покойных родных - чтобы доказать степень родства, поскольку все это персональные данные.
Но для более глубоких по времени исследований понадобится обращение в архив: здесь хранятся все документы, датированные до 1920 года. Однако просто так «с улицы» с запросом «найдите мою прабабушку» в архив не придешь. Надо, во-первых, определиться с тем, что именно нужно искать, и во-вторых, заранее записаться: мест в архивном зале всего 18 и для работы с документами выстраивается очередь.
- В каждом регионе свой архив и свои правила работы с документами, - уточняет Ирина. - Вологодской области повезло: здесь очень хорошая сохранность, а вот, к примеру, в Твери и Пскове многие данные утеряны из-за пожаров во время войны.
Кладезь информации в архивах - метрические книги и ревизские сказки. Первые вели в церквях. Кто когда родился, крестился, венчался (с указанием поручителей), преставился - все там. Вторые - подушная перепись податного населения с целью налогообложения (они велись до 1858 года). Также немало информации сохранилось в исповедных ведомостях и похозяйственных книгах: здесь можно узнать состав семьи и возраст прихожан. Педантичность и дотошность, с которой заполнялись эти документы, теперь исследователям на руку.
Но для того, чтобы понять, какая именно книга нам нужна, важно знать место рождения предка и ближайшую к нему церковь. Это можно установить с помощью гугл-карты: выбираете ближайшее село, так как именно в селах были церкви. Более подробную информацию можно найти в церковно-приходском атласе Вологодской области.
Запрос справок из ЗАГСа и архивов платный. Как правило, тематическая справка об одном событии стоит около тысячи рублей, но вот более масштабное генеалогическое исследование обойдется в 30 - 40 тысяч рублей. По данным областного архива, популярность подобных запросов год от года растет. Так, в 2021 году зафиксировано 4 340 тематических биографических и 108 генеалогических запросов, в 2022 году - 6 462 биографические справки и 97 генеалогических запросов. А с начала нынешнего года таких запросов уже 1 480 и 290 соответственно.
Комментарии (0)