Деревянных Иисусов из Тотьмы и Кириллова увезли в Манеж

statics/images/arcticles/012019/23012019x7fe16f31.jpg
На выставку в Санкт-Петербург музей Кириллова отправил недавно отреставрированную скульптуру Христа.
Фото Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Сразу два музея Вологодской области - Тотемское музейное объединение и Кирилло-Белозерский музей-заповедник - предоставили свои экспонаты для всероссийского выставочного проекта «Христос в темнице» в Санкт-Петербурге.
Выставка, объединяющая в одном экспозиционном пространстве деревянную религиозную скульптуру XVII - XIX веков, будет работать в Манеже до 10 февраля. Предметами из своих фондов для показа в городе на Неве поделились 15 музеев России, включая такие именитые, как Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Переславль-Залесский музей-заповедник, Музей истории религии и другие.

В тему

28 января в Музее «Спасенные художественные ценности» белорусского Бреста начнет работу передвижная экспозиция «Дивные узоры вологодского кружева». 
Она уже объехала не только европейскую часть России от Симферополя до Нарьян-Мара, но и многие европейские страны. В июле 2018 года открытие выставки вологодских кружевниц прошло в Витебске в рамках ежегодного Международного фестиваля искусств «Славянский базар». А в течение почти всего февраля 2019 года ее увидят жители Бреста.
Выставка демонстрирует лучшие произведения вологодских художников XX века: Виктории Ельфиной, Галины Мамровской, Ангелины Ракчеевой, Веры Веселовой и других. 
После Бреста произведения вологодских кружевниц увидят жители Гомеля.

Храмовая скульптура из дерева - уникальное явление в русском искусстве. Наравне с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства она занимала особое место в интерьерном пространстве церквей и часовен. Новый выставочный проект «Христос в темнице» посвящен одному, достаточно редкому, но важному в православной иконографии сюжету - заточению Иисуса Христа, подвергнутого поруганию и ожидающего восхождения на Голгофу. Страждущий Христос вырезан из дерева сидящим, с терновым венком на голове и, чаще всего, с прижатой к щеке правой рукой. Кстати, именно на такую скульптуру стремился быть похожим управдом Бунша (актер Юрий Яковлев) в популярной кинокомедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». 
Как рассказал «Красному Северу» директор Тотемского музейного объединения Алексей Новоселов, уже несколько лет возглавляемое им учреждение культуры финансирует консервационные и реставрационные работы на предметах коллекции «Храмовая деревянная скульптура». Результатом стало открытие в Музее церковной старины Тотьмы нового выставочного зала - фондохранилища, в котором представлены предметы, ранее находившиеся в запасниках. Куратор выставки «Христос в темнице» - ректор Санкт-Петербургской Академии художеств, комиссар павильона России на Венецианской биеннале Семен Михайловский отобрал для показа в Манеже сразу трех тотемских Иисусов. 
Две скульптуры с одноименным выставке названием - «Христос в темнице» - отправил в Северную столицу и Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Однако в экспозиции нашлось место только одной из них, поступившей в музей из Покровской религиозной общины. По словам генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаила Шаромазова, скульптура Иисуса Христа, датируемая XIX веком, была отреставрирована в 2016 году костромским художником-реставратором деревянной полихромной скульптуры Александром Рыбцовым. Музейщики из Питера обратили на нее внимание летом прошлого года на масштабной выставке памятников декоративно-прикладного искусства IX - XX веков «Красота резного образа», которая работала в Народном доме Кириллова. 
Как удалось выяснить журналистам нашего издания, неплохой коллекцией деревянной скульптуры, в том числе и с сюжетом «Христос в темнице», может похвастаться еще один музей нашей области - Вологодский музей-заповедник. Однако вологжане отвергли предложение коллег предоставить свои предметы для показа в Санкт-Петербурге. По словам генерального директора музея Юлии Евсеевой, сохранность его скульптур оставляет желать лучшего. Раритетам требуется масштабная реставрация. Отправляя ценности в дальнюю дорогу, мы вообще рискуем потерять произведения искусства для будущих поколений.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: