Девушки звонят очень энергично!

statics/images/arcticles/022018/14022018x3a8fa984.jpg
Елена Попова пробует, как звучат колокола на звоннице в колонии. Сейчас польется звон...
Колокольные звоны вернулись в нашу жизнь сравнительно недавно. При советской власти колокола либо уничтожили вместе с храмами, либо заставили замолчать «по просьбам трудящихся». Ну а когда можно стало звонить, делать это оказалось нечем. К тому времени колокола сохранились лишь в музеях, как у нас на Софийской колокольне. И чего только не появлялось на открывающихся храмах! Брякали рынды - речные сигнальные колокольчики с глухим звуком, бодро позванивали газовые баллоны...
Постепенно возрождается колокольное литье, сейчас в стране уже несколько заводов, которые снабжают церкви большими и малыми колоколами на любой, что называется, кошелек и музыкальный вкус. 
Нынешние святки в Скорбященском храме женской колонии № 1 в Вологде прошли по-особенному: впервые за 15 лет существования колонийской церкви здесь от Рождества Христова до Крещения Господня звучали колокола! 
Организовал праздник настоятель храма в колонии протоиерей Александр Лебедев. Он привез шесть небольших колоколов вместе с переносной звонницей. Пригласил и профессионального звонаря из Архангельска, сотрудника Международного центра колокольного искусства Елену Попову. В городе на Северной Двине традиции русского колокольного звона еще в 1975 году стал возрождать звонарь музея деревянного зодчества «Малые Корелы» Иван Васильевич Данилов.
- Нашлись у вас достойные ученицы в колонии? 
- Конечно! - улыбается Елена. - Человека можно за день-два прекрасно обучить звонить. Позанимались мы с Катей, одной из певчих хора храма в колонии, - у нее хорошее чувство ритма. Я объяснила, как звон надо начинать, как заканчивать: перед службой - спокойно, размеренно, чтобы не сбивать людей с молитвенного настроения, после богослужения звон может быть более праздничный, торжественный. Девушка все поняла, потренируется и будет звонить в храме прекрасно.

Самые лучшие звонари - которые звонят сами, в своей манере, с душой и энергично. У них - свой музыкальный рисунок, своя техника звона. Для хороших звонарей нет стандартов, звоном они выражают свою любовь - к Богу и людям. А «Электронный звонарь» - подспорье техническое, назовем его «палочкой - выручалочкой» в отсутствие умелого человека. Вот и все. Понимаете - в звоне видно характер человека. Если он стеснительный, скромный - то и звонит так… тихонько. 

Елена Попова,
сотрудник Международного центра колокольного искусства
- Выходит, научиться не так уж сложно? Или в вашем центре такие специалисты - любого сделают звонарем, как говорится, на раз?
- Говорят, барабанщики классно звонят - им сразу легко ритм поймать. Чувство ритма для звонаря - наверное, самое важное качество. Ну и желание, конечно. 
Мой сынок Миша звонит с четырех лет, сейчас ему пять. Он даже открывал фестиваль колокольного звона «Лето Господне», его наш центр проводит в Суздале. Надеюсь, и дальше будет звонить - как мама, как дядя: мой старший брат Андрей Дьячков учился у Данилова. Сейчас руководит центром колокольного искусства. Архангельская школа начиналась со звонов Ивана Данилова, дальнейшую известность в мире получила благодаря Андрею, который разработал компьютерную программу для обучения звонарей, это единственная в мире подобная программа.
- Значит, методика у вас самая продвинутая. А скажите, музыкантом нужно быть звонарю? 
- Честно скажу, не обязательно. Хотя Андрей - музыкант, и среди его помощников есть люди с консерваторским образованием. Но ведь надо знать, для чего поднимаешься на колокольню. Если играть какую-нибудь современную мелодию - это не про нас. Мы все - люди церковные, и колокола для нас - церковный инструмент, созданы они для того, чтобы звать людей на богослужение. 
- А как же фестиваль, который вы проводите?
- Мы проводим фестивали не только в Суздале. Есть масштабный Международный фестиваль «Невские звоны» в Санкт-Петербурге, он уже три года проходит в Александро-Невской лавре. Приглашаем церковных звонарей, помогаем им усовершенствовать искусство колокольного звона, что-то подсказываем, чему-то и сами учимся. Принимаем участие в фестивале «Архангел» в нашем городе, мы знакомим с нашим искусством детей, в том числе и трудных подростков. Устраиваем для ребят экскурсии по храмам города, кто хочет - учится звонить. 
- Мне кажется, сейчас у нас такой колокольный бум: тут и там открываются школы звонарей, фестивали проводятся. Колокола льют тут и там… Кстати, качество колокола от чего зависит? От веса?
- Качество и красота звучания зависят не от веса - от профиля колокола. Секрет и в составе металла, хотя он сейчас у всех, наверное, одинаковый. Колокола одного веса и одного профиля дают примерно одну и ту же заданную ноту. Так их и подбирают - по звучанию, чтобы гармонизировали, сочетались друг с другом по тону. Красота звона и разнообразие музыкальных рисунков зависят от количества колоколов.
Что касается колокольного бума, по-моему, сейчас он уже немножко стихает. 15 лет назад, когда мы начинали заниматься колоколами, это было действительно в диковинку, вызывало всеобщий интерес. Сейчас же звоном уже никого не удивишь. Колокольная образованность людей выросла. Но звонарей очень не хватает: храмов строится все больше. 
- Школы звонарей не справляются? В Череповце есть такая…
- Да, я знаю; мы с ними сотрудничаем. Звонарей нужно намного больше, чем сейчас выпускают эти школы. Поэтому, чтобы колокола в отсутствии звонаря не молчали, многие храмы используют систему «Электронный звонарь».  
- Что это такое?
- Это автоматизированная система, она приводит в действие колокола без помощи человека. Можно на воскресные и праздничные службы приглашать звонарей, а в будни звонари - редкость, пусть выручают роботы. Они, кстати, не ошибаются - как настроили, так и будут звонить. В этом году наши сотрудники установили такую систему в Череповце, на храме в честь святого пророка Божия Елисея. Не жалуются…
- Интересно, как вы звоните?
- Говорят, женский звон можно сразу определить. Но когда я звоню на колокольне - стены дрожат. Выкладываюсь на полную! Звон должен быть энергичным, как учил меня Андрей. Вся мощь православной веры должна быть передана людям через колокольный звон.
- Ощущается ли в колонии какая-то особая атмосфера?
- Конечно. Для женщин, которые здесь оказались, очень важны молитва и духовная поддержка. Мне рассказала одна женщина, которая поет в Скорбященском хоре, что в течение дня она часто прокручивает в голове молитвы, песнопения. Это помогает справиться с тяжелыми переживаниями. Трудно представить, что было бы, если бы на территории колонии не было храма. Это, по-моему, островок любви и надежды для здешних насельниц. Сегодня служба была особенной, необычной. Надеюсь, колокольный звон помог задуматься - о себе, о Боге, о жизни.
Андрей САЛЬНИКОВ
Православие Интервью

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: