Дорогой мобильник «ушел» в армию, а «серый» незаконно ввезли в страну

statics/upload/iblock/235/Гаджет4.jpg
Каждый третий кредит на покупку техники в нашей стране молодежь берет именно для приобретения смартфонов.

Стать обладателем дорогого гаджета сегодня можно за считанные минуты, а расплачиваться за него, возможно, придется годами. Можно ли долги по кредиту взыскать с родственников? Как быть, если мобильный помощник оказался с дефектом или вообще поддельным? 

За сына не в ответе 

- Наш сын Илья был студентом технического университета. На первом курсе учился с интересом, а на втором начал пропускать занятия, - делится наболевшим вологжанка Наталья Седова. - Он стал подрабатывать менеджером в одной фирме, занимающейся продажами, и меньше уделять времени учебе.
Зато у Ильи появились новый ноутбук, мобильный телефон. Однако он в конце концов завалил зачеты и экзамены, его отчислили из университета и забрали в армию.
Недавно родителям пришли сообщения из банка о том, что их сын взял кредит, не выплачивает долг и теперь его должны погасить они. Глава семьи связался с банком и узнал, что Илья приобрел в кредит смартфон за 48 тысяч руб­лей. С процентами общая сумма долга составляет более 60 тысяч. Выяснилось, что четыре месяца сын исправно выплачивал взносы, а затем перестал. Наталья в шоке: муж - инвалид, у нее маленькая зарплата, выплатить деньги они не в состоянии. Супруги незамедлительно предприняли меры - предъявили банку справку из военкомата и написали заявление на отсрочку выплат, но банк продолжает настаивать на погашении кредита. Сотрудники «достают» Седовых звонками, SMS-сообщениями, пугают, что заберут за долги квартиру, в которой прописан сын. 
- Можем ли мы добиться отсрочки? - спрашивает мама солдата. 
- Банк-кредитор вправе что-то требовать от родителей заемщика, только если они взяли на себя роль поручителей по кредиту. Но, судя по рассказу автора письма, покупка сыном дорогого гаджета стала для них неожиданностью, - комментирует ситуацию юрист Ольга Боголепова. - Да и потом, потребительские кредиты финансовые учреждения сегодня, как правило, дают без всякого поручительства или иного обеспечения. Так что случай относится к предпринимательскому риску банка, неизбежному в бизнесе.
По словам юриста, этого риска банк мог бы избежать, если бы учел, что 19-летний парень легко может оказаться в армии. Конечно, кредитор вправе потребовать возврата долга через суд, но ответчиком может быть только Илья, так как долги по кредитным продуктам относятся лишь к заемщику. И суд, надо полагать, учтет его нынешний статус и материальное положение и иск не удовлетворит. Потому-то банк и «давит» на родителей своими силами или через нанятых коллекторов. Но в любом случае это незаконно, ведь родители мальчика не состоят с банком в гражданско-правовых отношениях. Прописка значения не имеет. Если родители являются собственниками квартиры, то никто не имеет права претендовать на их собственность. Претензии банка к недвижимости могут возникнуть, только если она оформлена в виде залога. В данной ситуации советую супругам обратиться с жалобой на вмешательство в их частную жизнь, а также на вымогательство денег в правоохранительные органы. 
Словом, родителям не надо ничего бояться, квартиру у них никто не отберет, и они могут ждать возвращения сына со службы. Он пойдет работать и сам сможет рассчитаться с долгами. 

Обратная сторона смартфона

Другая жительница Вологды Оксана Соколова тоже купила дорогой смартфон за 25 тыс. рублей и не могла нарадоваться приобретению - он исправно служил ей на протяжении восьми месяцев. Но случилось непредвиденное - сын уронил аппарат и разбил стекло на дисплее. 
- Нужно менять целиком весь дисплейный модуль, - не порадовали Оксану работники авторизированного сервисного центра. - Случай не гарантийный, поэтому вам придется оплатить ремонт. 
И, хотя высокая стоимость ремонта, семь тысяч рублей, расстроила женщину, она на него согласилась, посчитав, что это все равно дешевле, чем покупать новый аппарат. Тем более что специалисты пообещали вернуть исправный телефон уже на другой день. Но вместо этого Оксана получила от них шокирующее известие: телефон оказался «серым» и ремонту не подлежит! 
С заключением сервисного центра она ознакомила продавцов, потребовав расторжения договора купли-продажи и возврата денег за контрафактный товар. Но получила отказ: телефон был продан качественный, со всеми необходимыми документами - ответил владелец торговой точки. Оксана провела дополнительную экспертизу, которая подтвердила выводы сервисного центра: телефон нелегально ввезен на территорию страны - на нем не было ни специальных номеров, ни русской инструкции, а сертификация оказалась липовой. 
На первое заседание суда ответчик не явился. Выяснилось, что ответчик сменил юридический адрес с Вологды на Карелию. Но это не помешало судье на втором заседании принять решение в пользу потребителя: взыскать с торгующей организации стоимость телефона, неустойку в размере шесть тысяч рублей, моральный вред - тысячу рублей и штраф за то, что не удовлетворила требования Оксаны в досудебном порядке. Кроме того, продавца ждет проверка со стороны правоохранительных органов - женщина написала заявление в отдел по борьбе с экономическими преступлениями городского УМВД. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: