Двенадцать ступенек вниз

statics/images/arcticles/092017/13092017x1ccd13031.jpg
Исаак Абрамович ПОДОЛЬНЫЙ

С сердечной болью вынужден констатировать, что в России совершенно разрушена система подготовки и повышения квалификации школьных учительских кадров.
Привожу доказательства такого утверждения.
Я был учителем, директором школы, заведовал кафедрой в пединституте, был деканом факультета подготовки директоров школ. Общий педстаж в нашей семье больше 200 лет.
Весьма рад видеть хорошие результаты вашей программы поддержки дошкольного воспитания. Успешно внедряются в школы и дошкольные учреждения новые компьютерные технологии.
Приветствую государственную программу строительства и ремонта школьных зданий.
Но в стране сегодня разрушена вся наработанная ранее система педагогического образования. Больше того, отсутствует государственная программа подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. 
А ведь учителям доверяется будущее страны!
1. Сначала переименовали педвузы страны в университеты, не подкрепив это новшество ни материально, ни организационно. 
2. Затем ввели двухуровневую подготовку - бакалавриат и магистратуру. Это сократило срок и качество профессиональной подготовки будущих учителей.
3. Затем провели объединение педагогических вузов с техническими. Это привело не к сокращению расходов, а к многократному увеличению бюрократических аппаратов и бумагопотоков, к снижению уровня руководства профессиональной подготовкой будущих учителей. 
4. Резко сократился план приема на педагогические специальности. Так, в Вологодском пединституте план приема в 1990 году был до 750 человек на очное отделение и 300 - на заочное. А на 2018 год он определен всего на 205 человек, что совершенно не согласуется с перспективами демографической ситуации в регионе и уже сейчас приводит к потере профессорско-педагогических кадров, а план приема в педагогическую магистратуру фактически свернут (в Вологодском государственном университете на 2018 год - всего 11 бюджетных мест).
5. Практически полностью ликвидированы заочные отделения педвузов.
6. В действующих стандартах педагогического образования предметный блок потерял свою фундаментальность и донельзя сокращен в пользу второстепенных для учителя-предметника дисциплин.
7. Учебная и техническая база педвуза не просто устарела, а во многом пришла в негодность. 
8. Резко сокращено создание новых учебных пособий и приобретение научной литературы для библиотек. Последние централизованные поступления оргтехники были в конце ХХ века.
9. В большинстве педвузов закрыта аспирантура, что приводит к резкому снижению научного уровня преподавателей всех кафедр. 
10. Большие объемы учебных поручений не оставляют времени для научной работы преподавателей вузов, а формальные требования к оценке результатов научной работы преподавателей доведены до полного абсурда.
11. Во всех педвузах закрыты факультеты подготовки директоров школ. Их заменяют краткосрочными курсами инструктивного характера.
12. Всю оргтехнику, включая компьютеры, учителя вынуждены приобретать в личное пользование за счет своей невысокой зарплаты. 
Считаю жизненно необходимым для судеб страны немедленно создать государственную программу подготовки и повышения квалификации школьных учителей, руководителей школ и органов народного образования.

Почетный профессор Вологодского педагогического университета
Исаак Абрамович ПОДОЛЬНЫЙ

P.S. Это письмо было опубликовано «Учительской газетой» 18 июля 2017 года. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: