Электросамокаты: удобный транспорт или опасная игрушка?

statics/images/arcticles/062021/16062021x22b62d98.jpg
Электросамокаты пока не так популярны у вологжан, как велосипеды, но власти намерены популяризировать этот транспорт.
Фото Даниила Зинченко

В Вологде хотят создать кикшеринг, или, проще говоря, прокат электросамокатов, чтобы все желающие могли арендовать этот транспорт в одном конце города, а вернуть его, скажем, совсем в другом. Планируется, что первые точки самообслуживания откроются уже в 2021 году. Для предпринимателей, готовых заняться новым бизнесом, скоро объявят аукцион, а льготы для них депутаты уже утвердили.

Первопроходцы

Как таковой пункт проката электросамокатов в Вологде уже работает: в августе 2019-го  его в складчину открыли несколько молодых коммерсантов. Народ охотно потянулся к новым развлечениям, правда, в 2020 году на них поставила крест пандемия. Сейчас, когда жизнь возвращается в привычное русло, прокат снова ожил: в центр Вологды (особенно по выходным) приходят и дети, и взрослые, чтобы оседлать на час-другой двухколесную электрическую новинку. 

А влюбленные парочки порой даже договариваются на романтические прогулки под луной, благо пункт работает «до последнего клиента». 

Для «покатушек» нужно предъявить паспорт и заплатить за простенькую модель 350 рублей в час. За более комфортную и мощную - дороже (правда, если брать ее на два часа и дольше, сделают скидку). Вместе с техникой клиент получит защиту - шлем и наколенники. А дальше инструктаж для новичков (чтобы не путали газ с тормозом) - и вперед, по дорожкам и тротуарам. Кто катался на велосипеде, тот справится и с самокатом, главное - держать равновесие, рассказал «КС» предприниматель Иван Рыбин. По крайней мере, серьезных травм у их клиентов не было, разве что ободранные при падении руки и ноги.

Бизнесмен признается - больно смотреть, как ездят некоторые «товарищи»: чужую технику не берегут, прыгают, как шальные, с бордюров. «Убитые» самокаты потом приходится чинить, а это время и деньги. Случается, их даже угоняют, несмотря на GPS. Однажды молодой детина так и сделал. Воришку поймали, но самоката при нем уже не было. Суд вынес приговор: заплатить за украденное.

Участвовать в городском шеринге Рыбин не решился. Говорит, не видит смысла: одно дело - прокатиться ради забавы, и совсем другое - использовать самокат в качестве личного транспорта. В мегаполисах, быть может, это и рентабельно, а вот в Вологде, скажем, доехать из центра до района ПЗ на такси и дешевле, и проще. 

Скакать по бордюрам

У властей областной столицы - другие соображения на этот счет. К 2030 году они намерены сделать город одним из самых экологичных в России, для чего уже разработан и воплощается в жизнь масштабный проект «ЭкоВологда». В рамках этой программы и планируется открыть кикшеринг.

- Наша цель - снизить выбросы углекислого газа, 80% которых приходится на автотехнику. Отсюда и задача - стимулировать развитие электротранспорта, как общественного, так и личного, - отметил мэр Вологды Сергей Воропанов. - Уже проработаны места, где может быть открыт краткосрочный прокат электросамокатов и велосипедов. Будем выставлять эти участки на аукционы и заключать с арендаторами договоры на льготных условиях. В течение первого года льгота составит 100%, в течение второго - 75%, в течение третьего - 50%. Надеюсь, что первые точки шеринга откроются в Вологде уже в этом году. Предположительные места дислокации кикшеринга в Вологде - площади Революции, Чайковского, Федулова, Кремлевская, Пошехонское шоссе, 22 (у ТЦ «Мармелад»), Конева, 2в (у СКК «Вологда»), Северная, 7 (у ТЦ «Остров»), бульвар Пирогова.

Наши тротуары не годятся для этих средств передвижения: почти везде неровный асфальт, ямы, высокие поребрики. А зачастую вместо асфальта - просто гравий и грязь. Ну ладно, самокат. А как с этими неудобствами справляются мамы с колясками и инвалиды? Почему наш небольшой город выглядит, как после бомбежки? И, кстати, на электрическом самокате (я брала его напрокат) передвигаться еще хуже, чем на простом: сложнее тормозить, тяжелее таскать по плохой дороге.

Алена СИЛИНСКАЯ,
вологжанка

- Система позволяет взять велосипед или самокат на одной самообслуживаемой станции и вернуть на любую другую в зоне обслуживания, - отметил председатель комитета Вологодской городской Думы Константин Шепель. 

К 2030 году в Вологде планируется построить не менее 20 километров велодорожек. 

- Три года назад моя мечта сбылась: родные подарили электрический самокат, - делится вологжанка Людмила Мохова. - Вот тогда я и заметила, насколько в нашем городе ужасные тротуары. Оказалось, что ездить на самокате можно только летом и только в сухую погоду - в общем, нечасто. На работу (с Дальней до ТЮЗа) я могу добираться лишь одним маршрутом - через мост 800-летия. Чтобы доехать другим путем, надо или убить самокат, или убиться самой на очередной ямке-кочке. Съездить в другие районы города я так и не рискнула.

А вообще, отмечает Людмила, электросамокат - вещь очень удобная при должной инфраструктуре. Его легко занести и вынести (11 кило весом), на работе помещается в углу, никому не мешает, а заряжать его приходится не чаще, чем телефон. Развивает скорость до 30 километров в час, но лучше на нем не спешить, больше 10 - 12 не разгоняться.

Водитель или пешеход?

«Лето - лучшеe врeмя рас-секaть пo гopoду нa нoвeнькoм персoнальном элeктротранcпopтe!» - завлекают вологжан магазины. Там можно найти самокаты на любой вкус и кошелек - от простеньких за 8 000 рублей до образцов премиум-класса за 100 и даже 450 тысяч. Другое дело, что статус этих «железных коней» еще не определен, а правила движения не разработаны.

Сейчас роликовые коньки, скейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и самокаты (в том числе электрические) транспортом не являются. Их владельцы считаются пешеходами, поэтому должны передвигаться по тротуарам и специальным дорожкам. Водительских прав на эту технику не нужно, регистрация в Госавтоинспекции тоже не требуется, рассказали «Красному Северу» в пресс-службе областного управления ГИБДД. А если пешеход на самокате собьет другого пешехода, «безлошадного», то им придется разбираться между собой (скажем, в суде), поскольку это не ДТП. Исключение составляют устройства, которые имеют «электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и (или) максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час». В этом случае они относятся к мототранспорту, а у владельца должны быть права категории «М» или «А».

Всю эту технику сейчас называют средствами индивидуальной мобильности (СИМ). В нашей области серьезных инцидентов с ними пока не было, а вот в масштабах России статистика есть. Только в 2020 году с участием гироскутеров, сигвеев, моноколес и электросамокатов в России произошло около 330 аварий и несчастных случаев (это втрое больше показателей 2019-го). В итоге погибли шесть человек, были ранены 347, сообщает «Парламентская газета».

Из истории вопроса

Еще прошлой осенью Минтранс предложил внести поправки в ПДД для средств индивидуальной мобильности. Владельцам СИМ хотели, в частности, ограничить скорость до 20 километров час, запретить езду в пьяном виде, а детям до семи лет позволить кататься по тротуарам и пешеходным дорожкам только в сопровождении взрослых, сообщает secretmag.ru. Но поправки до сих пор не приняты - проблему пока обсуждают. В частности, Общественная палата РФ предлагает приравнять к мопедам электросамокаты и велосипеды с мотором. А Следственный комитет просит ввести ответственность самокатчиков 
за агрессивную езду и причиненный вред здоровью пешеходов. К делу подключился даже Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека - там тоже готовят рекомендации для владельцев средств индивидуальной мобильности.

Так, в мае в Химках 46-летний мужчина на самокате врезался во внедорожник - пострадавший скончался еще до приезда врачей. В Казани девушка на кикбайке сбила двухлетнего малыша и скрылась с места происшествия (ребенок попал в больницу). В Петербурге солист Мариинского театра впал в кому после падения с электросамоката. Там же, в городе на Неве, двое парней на бешеной скорости влетели в прохожего, а после этого его еще и избили. Позднее их задержали, обвинили в хулиганстве, а на пункт аренды самокатов завели уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». 

Тем временем отдельные города и регионы пытаются решить проблему на местном уровне. 

К примеру, в людных зонах Москвы и Санкт-Петербурга кикшеринги ограничивают скорость своих клиентов. В Казани хотят запретить ночную езду на электросамокатах по дорогам и создать единую базу нарушителей. А в Новосибирске началась доследственная проверка по факту «массового предоставления в аренду» электросамокатов.

Кстати, в европейских мегаполисах - те же проблемы. Там самокаты тоже нередко становятся причинами ДТП, их часто бросают на улицах где попало, а в ряде стран еще и используют наркокурьеры. 

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что глава Кисловодска Александр Курбатов получил серьезную травму после падения с электросамоката. Он введен в искусственную кому, сообщил в «Инстаграме» губернатор Ставрополья Владимир Владимиров.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: