Главный вологодский собор выстоял под бурями времени

statics/images/arcticles/092018/05092018xbf384a5a.jpg
Отец Сергий считает, что служба в Софийском соборе - это подарок Господа.
Фото Валентины Певцовой
Серию публикаций, посвященных 450-летию главного храма Вологодчины, наша газета завершает беседой с иереем Сергием Зяблицким, ключарем Софийского Успенского кафедрального собора в Вологде. Отец Сергий - не только священник, он еще и исследователь, посвятивший выпускную квалификационную работу в Вологодской духовной семинарии истории кафедральных соборов Вологодской епархии.

Не пожар, так молния…

- Отец Сергий, мы привыкли смотреть на Софийский собор как на некую духовную основу нашей жизни. Даже в советские безбожные годы, когда и вообразить никто не мог, что в Софии когда-нибудь снова раздастся молитва, собор придавал нашей жизни основательность, напоминал о вечном… Но ведь, если подумать, история этого храма не столь уж безоблачна. Едва построив, его чуть не снесли по приказу Грозного царя, да и потом разного рода нестроения неотступно преследовали Софию… 
- Действительно, история Софии полна различных трагических историй. Буквально каждые 40 лет что-нибудь происходило: то молния ударит, то пожар городской произойдет, то снега на крышу насыплется столько, что она провалится… Когда построили Воскресенский собор, в Софийском служить почти перестали, и не потому что не хотели: крыша текла, фрески осыпались… 
Сохранилось письмо вологодского архиепископа Симона боярину Ртищеву. В 1671 году - 100 лет прошло с того времени, как завершилось строительство и Иван Грозный в гневе оставил Вологду, - архиерей писал царскому окольничему Ф. М. Ртищеву: «Соборная великая церковь и все, яже в ней, строение Великих Государей обветшало: главы, железом белым обитые, обвалились и кресты с них попадали…» Владыка Симон просил боярина о помощи, и Ф. М. Ртищев послал вологодскому архиепископу 900 рублей серебром и 100 рублей золотом.

Архиерейская забота

- В своей работе, отец Сергий, вы пишете, что каждый Вологодский владыка по-своему обустраивал Софию, вносил что-то свое. 
- Кафедральный собор - центральный храм епархии, и каждый архиерей украшал его по-своему. Например, известный архиепископ Иосиф (Золотов) за время своего архиерейства наладил звон на соборной колокольне. Он родился в семье звонаря Успенского собора Московского Кремля, прекрасно разбирался в стройном звоне. Владыка Евлампий (Пятницкий) своей постнической богоугодной жизнью подвиг вологжан к возрождению Софийского собора в середине XIX века. Средства собирались, конечно, не только в Вологде, по всей епархии. Так что, можно сказать, древний Софийский собор был восстановлен всем миром. 
- София славилась великолепием росписи, замечательными хорами…
- Да, в XIX веке после поновления стенописи фрески были яркие, красочные. И хоры создавали мощное впечатление, пение было очень красивым. И службы были длинные, благолепные. Пели три хора - они назывались станицами, два располагались у столпов, а третий - наверху, в специальном помещении за иконостасом. Нигде я не встречал такого клироса, как в нашем соборе; ни в Успенском соборе Московского Кремля, ни в Новгородской Софии ничего подобного нет.
- Красиво, наверное, звучал хор из-за икон, сверху…
- Там устроены специальные окна, из которых выходил звук, а как это звучало, можно только представить. По воспоминаниям старожилов - очень впечатляюще. Сейчас использовать? Не знаю, есть ли в этом смысл, надо проверить надежность. Все-таки нельзя забывать, что этот храм - древний памятник, нужно думать о его сохранении.

Контроль был всегда

- Как я понимаю, поддерживать великолепие было сложно, уход за таким огромным храмом требует постоянных вложений.
- Святитель Иннокентий (Борисов), который был Вологодским архиереем в 1841 году, сетовал в письме своему другу святителю Гавриилу, архиепископу Рязанскому, что Софийский собор в запустении и архиерейский дом тоже, архиерею негде помолиться… Владыка печалился, что в Софийском соборе служба - раз в год, на Успение Божией Матери. Положение изменилось, когда епископ Иннокентий назначил настоятелем кафедрального собора отца Василия Нордова, замечательного проповедника.
- Наша газета рассказывала об этом легендарном священнике. Напомню только, что отец Василий привел в образцовый порядок Успенский собор в Великом Устюге, так что он обладал опытом, как сегодня сказали бы, «кризисного менеджера». Больше 40 лет посвятил отец Василий Софийскому собору и привел его все-таки в прекрасное состояние. Это было сложно?
- Судите сами. В нашем областном архиве я нашел документы, которые говорили о состоянии собора. Были искривлены чугунные полы, от этого даже Царские врата не открывались. Невозможно было совершать Литургию! К тому же в куполах образовались протечки, в дожди вода текла по фрескам, местами штукатурка отходила. Это для нас сейчас реставрация креста или покраска куполов собора - значимое событие. А в XIX веке протоиерей Василий Нордов дважды организовывал масштабную реставрацию: первую в 1851 году, а спустя 18 лет, в 1869 году, - вторую. Во время работ в 1869 году внутри и снаружи собора были выстроены леса; фактически все в Софии единовременно ремонтировалось - пол, кровля, фасады, купола. Были сняты и позолочены все кресты на главах собора, в иконостасе установили новые Царские врата. Кроме того, в то же время переделали и заново украсили гробницы вологодских архиереев, захороненных в соборе, и многое другое еще было сделано.
Безусловно, не один только отец настоятель трудился во благо собора, у него было немало помощников - как говорят сейчас, своя команда. Но тем не менее роль протоиерея Василия Нордова в обновлении главного храма Вологодчины была определяющей. Именно отец Василий возглавил комитет по восстановлению Софийского собора, он занимался и организацией работ, и согласованием хода реставрации со Святейшим Синодом - ведь так просто не разрешалось вести ремонтные работы в древних храмах. Были поставлены законодательные барьеры, которые не позволяли делать все, что кому вздумается…
- Мы-то часто думаем, что малограмотные попы хозяйничают, как хотят, оказывается, контроль был всегда.
- Государство защищало древние памятники. Но Вологда все-таки находится на периферии, выехать посмотреть представители Синода не всегда находили возможность. Поэтому у Софийского собора появилась четырехскатная крыша, которая во многом исказила исторический вид собора, пристроили крыльцо в начале XX века - это тоже нарушило облик древнего храма.
Восстановили древний вид Софии уже реставраторы XX века - В. С. Баниге, Н. В. Перцев и их помощники.

Возрождение

- Это все-таки нельзя назвать возрождением; это реставрация памятника, имеющего историческую, архитектурную, художественную ценность - но и только. 
- Конечно, Софийский собор юридически принадлежит музею-заповеднику. Мы вместе в этом соборе пребываем, тесно сотрудничаем. Нельзя не сказать об особом отношении к Софийскому Успенскому кафедральному собору митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, ведь именно при нем София с канонической точки зрения стала самостоятельной единицей: у собора появился свой приход, свое духовенство (прежде здесь служили клирики всех городских храмов по очереди). По обращению владыки Игнатия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присвоил Софийскому Успенскому собору статус кафедрального собора Вологодской митрополии, и это стало кардинальным изменением в жизни храма. Божественная литургия отныне совершается в нашем храме каждое воскресенье и по церковным праздникам. 
- Софийский собор - это же главный храм Вологодской духовной семинарии?
- Да, это очень важно, что семинаристы начинают свой путь в Церковь в древнем храме. У нас учащиеся регентского отделения поют в хоре, ребята из пастырского отделения пономарят за богослужениями… Человек ощущает, что Церковь - это единство, которое связывает сквозь века всех верующих, и это ничем не заменишь. Я тоже принимал рукоположение в Софийском соборе, служу сейчас ключарем и благодарен Господу, что он привел меня сюда. Это подарок для меня! 
Есть у нас и еще одна особенность: с прошлого года в соборе проходят занятия духовно-просветительского центра для взрослых.
- Сколько народу собиралось?
- Человек около 50 записались. На занятия приходят наши прихожане, в том числе и преподаватели вологодских вузов, которые всерьез интересуются основами веры православной. Занятия ведут преподаватели духовной семинарии. В храме, где столетиями звучали молитвы, люди по-особенному воспринимают слова о Боге и о Церкви. Посмотрите на стенопись - вот святые князья: равноапостольный Владимир - Креститель Руси, страстотерпцы Борис и Глеб, защитник Руси Александр Невский… Фрески показывают, что святые, изображенные в соборе, пребывают с нами во время молитвы. Стоишь перед престолом, взираешь на лики святителей, изображенных на стенах алтаря, и понимаешь, что они вторят твоей молитве, делают ее крепче, горячее. Чувствуешь, что за тобой стоит народ!
Андрей САЛЬНИКОВ
Православие Интервью

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: