Грибники, ягодники и туристы начали теряться в лесах региона

statics/images/arcticles/072020/15072020x43aa6a1a.jpg
Отправляясь в лес, проверьте, достаточно ли вы экипированы, есть ли у вас средства связи и позволяет ли ваше здоровье такие прогулки.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/072020/15072020x1faa76c7.jpg
Некоторых обессилевших «потеряшек» спасатели выносят из леса на себе, а 90-летняя бабушка, проплутав три дня, только попросила воды, и ее под руки довели до дома.
Фото из архива Алексея Лучинского
В Вологодской области появились первые лесные «потеряшки»,  причем в их числе - не только одинокие грибники, но и целая туристическая группа. Специалисты составили рейтинг самых проблемных в этом смысле месяцев и дней недели. Чаще всего «потеряшек» ищут в июле, августе и сентябре. При этом пик лесных ЧП приходится на субботу и воскресенье. 

Прерванный поход

В Кадуйском районе 7 июля пропала целая группа туристов - девять человек. К местной молодежке примкнул и житель Алтая: уроженец Кадуя, он приехал на малую родину. Компания надумала взглянуть на развалины древнего монастыря на горушке в глухом лесу, собрала рюкзаки-палатки и двинулась в поход. Сначала «краеведы» ехали  на двух машинах по лесным дорогам, затем пошли по чаще пешком.

В тему

10 июля у деревни Большая Дора Череповецкого района две женщины отправились в лес, где одной из них, 83-летней пенсионерке, стало плохо, она внезапно упала. Ее подруга позвонила на номер единой дежурной диспетчерской службы. Когда спасатели прибыли на место, 83-летняя женщина уже была мертва. Причину смерти установит экспертиза.

Вечером в ЕДДС поступил тревожный звонок: туристы поняли, что заблудились, и попросили им помочь. На заре двое спасателей и два полицейских, взяв запас еды и медикаментов, на внедорожнике выехали в район предполагаемых поисков. Они нашли машины походников и по их следам (едва заметным тропкам, надломленным веткам) двинулись в лес. Протопав больше 10 километров по болотам и бурелому, вышли к горе на границе Череповецкого и Белозерского районов, где в отдалении услышали голоса. Туристы практически дошли до монастырских развалин, но накануне, в сумерках, этого не поняли.
- К счастью, все обошлось, лекарства никому не понадобились, - рассказал «КС» сотрудник поисково-спасательного отряда Белозерска Александр Кучин. - Туристы остались, а мы передохнули и пошли обратно, оставляя метки: зарубки на деревьях, яркие веревочки. По ним позднее походники и вышли из леса - позвонили, мол, все у них хорошо.
- Самая большая радость для нас - найти «потеряшек» живыми и здоровыми, - делится начальник белозерского отряда Николай Долгушин. - Помню, этой весной, в апреле (еще был снег), женщина приехала порыбачить на речку с 10-летним сыном, а тот заигрался с деревенскими собаками и исчез. Взрослые «намотали» по округе километров 50, не меньше, и нашли ребенка очень вовремя: тот уже засыпал в сугробе в лесу и в такие холода вряд ли бы проснулся. Собаки его не бросили, вели к жилью, но, видимо, у мальчика не хватило сил, да и темно стало. В общем, счастливы были все: и мать, и «потеряшка», и верные псы, и наши коллеги-спасатели.
Таких историй со счастливым финалом Николай Долгушин знает немало. Как-то его 90-летнюю землячку искали три дня: она пошла по ягоды в лесок через дорогу и заблудилась. Когда нашли, боевая бабуля даже не всплакнула - только воды попросила попить… В прошлом мае рыбак неделю плутал: вышел на озеро выгнать похмелье и пропал. 
В такие заморозки, думали, погибнет, а он выжил. Выжила и женщина после недельных скитаний в болотах - правда, разум помутился: к приходу спасателей она уже выходила на связь с космосом и общалась с инопланетянами.

Бермудский треугольник и «постоянные клиенты»

В этом году, по состоянию на 14 июля, в вологодских лесах пропали 19 человек. Из них 14 «потеряшек» спасли, еще одного, увы, обнаружили мертвым. Остальные вышли к людям сами. И это только начало, говорят спасатели. Чем больше в лесу уродилось грибов и ягод, тем чаще им придется выезжать на поиски пропавших. К примеру, в прошлом году в регионе искали 96 человек, в позапрошлом - 130, а в урожайный год в наших лесах теряется до 250 детей и взрослых. При этом мужчины плутают чаще, чем женщины (вероятно, они активнее ходят в леса), а доля «потеряшек» старше 60 лет доходит до 50%. Найти заблудившихся могут только люди: как показывает практика, от тепловизоров, беспилотников и даже вертолетов проку в этом деле мало.
- Адекватные и физически здоровые граждане, как правило, сами выходят из леса в течение суток. 
А вот пожилых надо срочно искать - зачастую они гибнут в силу возраста и хронических болезней (к примеру, может отказать сердце), - рассказывает начальник областной аварийно-спасательной службы Алексей Лучинский. По его словам, сценарий поведения «потеряшек» давно известен: мужчина, заблудившись, будет упорно шагать вперед, уйдя от последнего места, где его видели, на 5-10 километров и больше. Среднестатистическая женщина далеко не уходит - максимум на два-три километра. 

Наша справка

Подготовленным людям (охотникам, рыбакам, туристам) проще выжить в лесу. А вот для обычных грибников и ягодников такой поход может закончиться печально. Дикие звери здесь ни при чем - обычно хищники на людей не нападают, им летом в лесу хватает еды. Исключение - подранок или мать, защищающая свое потомство. Так было в Междуреченском районе, где в свое время нашли скальпированный труп: судя по всему, раненый медведь или самка с медвежатами набросилась на человека. И это единственный случай на памяти вологодских спасателей.
- Главный враг в лесу - это собственный страх. Если вы поняли, что заблудились, ни в коем случае нельзя паниковать, - советует Алексей Лучинский. - В первую очередь надо успокоиться: сесть на пенек, сделать два-три глубоких вдоха, попить воды, если она есть. Кому-то, чтобы вернуть душевное равновесие, хватит нескольких минут, кому-то и двух часов мало. Дело в том, что под влиянием адреналина человек может бежать непонятно куда, усугубляя свое положение. Ну а успокоившись, люди начинают соображать, вспоминать ориентиры и чаще всего находят обратную дорогу. 
Собираясь в лес, важно сообщить родным, друзьям или соседям свой предполагаемый маршрут и назначить контрольное время. Углубляясь в лесную чащу, желательно запоминать ориентиры - старые и причудливые деревья, тропинки, ручьи. С собой необходимо взять запас воды и пищи (идешь в лес на день, бери еды на три, гласит народная мудрость). 
В обязательный комплект также входят спички (в целлофановом пакете), заряженный сотовый телефон, нож и компас. Потерявшись, надо прислушаться к звукам и идти на них против ветра. Так можно выйти к автотрассе, железной дороге, реке, населенному пункту. Ночь лучше провести у костра, смастерив себе настил из елового лапника. А выйдя на просеку, к озеру, речке, лесной сторожке или линии электропередачи, лучше остаться там и ждать помощи. 
В таких местах спасателям будет проще найти заблудившегося человека.

- Взрослых «потеряшек» мы ищем по ориентирам: точечным (избушка, поляна, заброшенная деревня) и линейным (река, ЛЭП, старая дорога), - говорит Алексей Лучинский. - С детьми все гораздо сложней: там требуется «сплошной поиск» - тщательное прочесывание местности, которое не прекращается даже ночью. Заблудившийся ребенок ведет себя непредсказуемо: он может убежать от костра, спрятаться от спасателей, боясь наказания, может идти ночами, а днем отсыпаться. То же самое с психически больными людьми: бывало, мы находили на болоте одежду, а их самих, полуголых, - в другой стороне. Ну и старческая деменция тоже большая проблема: бывает, бабушка, вспомнив себя девчонкой, пойдет в родную деревню, никому не сказав (был такой случай в Никольске, тело до сих пор не найдено). Бесследно исчезла и бабуля в районе станции Дикая: вышла из дома в халатике, и больше ее не видели. 

Есть у спасателей и «постоянные клиенты». Как-то дедушку 1933 года рождения разыскали благодаря соцсетям. Там разместили информацию о «потеряшке». Обычно так не делают - ну кто в лесу ее будет читать?! А тут сработало: женщина из окна поезда увидела одинокую фигуру на болоте, заподозрила в ней пропавшего, позвонила волонтерам. Те ночью выехали на место и деда спасли. А через месяц он снова заплутал - на этот раз в районе Кипелова. Как вспомнили поисковики, дед, пока его везли домой, рассказывал, какие там хорошие грибные места. Кстати, в тот раз дедушку выручила яркая светящаяся жилетка: он дремал в кустиках, когда его заметили волонтеры. Будь грибник в обычной одежде, они бы просто прошагали мимо.

- Искать людей сейчас стало легче благодаря сотовой связи: людей, позвонивших по номеру 112, мы либо сами находим в лесу, либо выводим их по телефону, - делится Алексей Лучинский. - Правда, есть в области «бермудские треугольники», где искать «потеряшек» очень сложно. В этом списке - Харовский район (особенно станция Семигородняя), где нет дорог, кроме железной, очень мало населенных пунктов и ЛЭП, зато по болотам можно уйти до Архангельска. Тяжелый район для поисков и Пошехонье - граница Вологодской и Ярославской областей. Там нет связи, а в лесу сплошной чапарыжник. Чагодощенские и устюженские леса тоже глухие. Тем удивительней, что однажды мужчина плутал там 21 день (это абсолютный рекорд для Вологодчины!) и после этого сам вышел к людям. Он был охотник (видимо, это и спасло), хотя и носил очки с толстыми линзами.

Как правильно ходить в походы

В нынешнем году из-за пандемии многие семьи отказались от путешествий по стране и миру в пользу внутреннего туризма. Семейные походы, в отличие от организованных, не запрещены. Большинство запретов коснулось детских мероприятий.
Палаточные лагеря и все массовые мероприятия с детьми, включая походы, запрещены для образовательных организаций до 1 января 2021 года. Такое постановление 30 июня подписала главный санитарный врач РФ Анна Попова. 
Так что юных туристов Вологодчины коронавирус оставил без привычных занятий. Впервые за 30 лет в области отменили слет спортивного ориентирования «Азимут», который традиционно проводится у села Чушевицы в Верховажском районе. Такая же участь постигла областную историко-краеведческую экспедицию «Ловитва» и туристско-спортивный поход «Хрустальный горизонт». Эти мероприятия проводились в регионе четверть века. Дети с рюкзаками и палатками 
обошли весь Полярный и Приполярный Урал, Карелию, Кольский полуостров. Тем временем юные археологи проводили раскопки в разных районах Вологодчины (к примеру, в прошлом году - у озера Кумзеро в Харовском районе). 
- В этом году впервые за 30 лет наши сотрудники летом ушли в отпуска, - рассказала «КС» заместитель директора Регионального центра дополнительного образования детей Татьяна Багулина. - К сожалению, сейчас мы не можем сводить ребят даже в походы по Вологодчине. Понимаем, что это требование Роспотребнадзора, что мы не в силах изменить ход истории. Так и отвечаем школьникам, которые до сих пор звонят нам и спрашивают про путешествия. К счастью, выбраться с друзьями и семьями на природу не запрещается, поэтому многие вологжане так и делают. Этим летом самодеятельный туризм по малой родине как никогда популярен. Разумеется, гораздо лучше, если в походах за детьми присматривает профессионал. Увы, не всякий родитель хорошо ориентируется в лесу и может обеспечить безопасность детей на воде, но мы надеемся, что здравомыслящие мамы и папы не ринутся в глухую чащу на несколько дней, предпочтя непродолжительные пикники и так называемые поездки выходного дня.
Лесные «потеряшки»

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: