Игры в санкции

Купить новую видеоигру, скачать программу или обновить свой старенький ноутбук - сейчас самая настоящая проблема. Из-за санкций, ухода с российского рынка зарубежных компаний, а также введенных ограничений на покупки в цифровых магазинах, заниматься своим хобби отечественным геймерам становится все сложнее. Однако поклонники видеоигр бросать любимое увлечение не намерены.

Для всех возрастов

Компьютерные игры активно начали покорять нашу страну в первой половине 90-х с появлением на прилавках первых ПК и консолей. Правда, долгие годы все эти «Марио», «мортал комбаты» и «Зельды» оставались уделом школьников и студентов. Встретить увлекающегося играми человека средних лет было практически невозможно. Однако постепенно очарованные шутерами, платформерами, квестами, файтингами и стратегиями (самые популярные жанры компьютерных игр. - Прим. ред.) подростки взрослели, обзаводились работой, семьями, детьми, но любимое хобби бросать даже не думали.

- Я лет в восемь впервые у друга попробовал «Черепашек-ниндзя». Это был чистый восторг! Как будто попал в увлекательный мультик, который ты не просто смотришь, а принимаешь в нем непосредственное участие. Непередаваемое чувство для ребенка осознавать, что только от твоего умения, реакции, вовремя принятых решений зависит судьба персонажей на экране, - вспоминает вологжанин Игорь Владимиров. - Родителям взахлеб рассказывал о наших с другом электронных баталиях, но понимания не находил. Покупать приставку они не хотели. Считали, что игры отобьют у меня желание учиться: а я и так во втором классе с четверки на тройку перебивался. Но после обещания, которое я, к слову, исполнил, вытянуть математику и русский на пять - все-таки сдались. Так я и обзавелся своей первой «Сегой». Потом были PS с первой по четвертую, несколько консолей от «Нинтендо», какие-то мобильные девайсы - всего за 30 лет и не упомнишь. В прошлом году взял новый XBOX.

Недавний опрос ВЦИОМ показал, что отечественный гейминг становится все старше и старше. Играют в видеоигры 23 % россиян. По данным исследования «Яндекса», средний возраст российского геймера на сегодняшний день - 36 лет.

В группе 18 - 24-летних популярность цифровых развлечений достигает 56 % (причем каждый пятый играет ежедневно). Успевают «зависнуть» в виртуальном мире и треть тридцатилетних. Да что говорить, если 10 % жителей страны в категории 60+ тоже не против скоротать вечерок за монитором или экраном телевизора.

Молодежь и люди средних лет главным устройством, которое они используют для игр, чаще всего называют персональные компьютеры. Разнообразие любимых жанров тут поражает: от сетевых шутеров и спортивных симуляторов до военных тактических стратегий и приключенческих экшенов.

Большинство же геймеров в возрасте - это все-таки те, кто предпочитают играть на «мобильнике», причем в самые простые игры, которые в индустрии называют «таймкиллеры». Они просты для освоения, зачастую бесплатны и разрабатываются как раз для того, чтобы занять потребителя контента на часок-другой в день, когда появляется немного свободного времени, а более важных дел на горизонте нет.

- Я езжу на работу на автобусе из Заречья до «Аксона». Садишься на Олимпийской и 45 - 50 минут не знаешь, чем себя занять. Тут на выручку и пришли игры в сотовом телефоне. Дочка скачала несколько пазлов, простецкий квест, «три в ряд». За игрой дорога пролетает незаметно. Конечно, иногда на меня с удивлением в автобусе смотрит молодежь: сидит грузная пожилая женщина и азартно «рубится» во что-то в телефоне. Но сейчас многие постоянно залипают в смарфтоны, так что ничего удивительного в моем времяпрепровождении не вижу, - говорит череповчанка Екатерина Никифорова.

Дорогое удовольствие

В среднем российский геймер ежемесячно тратит на видеоигры чуть больше 950 рублей. Выше всего расходы опять-таки у молодежи - порядка полутора тысяч в месяц. Чем старше человек, тем эта статья расходов меньше. К примеру, люди старше 60 лет тратят на игры в среднем 417 целковых ежемесячно, по данным все того же «Яндекса».

Главные транжиры - консольные игроки. Их, на самом деле, в России не так уж и много (порядка 8 % от общего количества геймеров). Если мобильный телефон, стационарный компьютер или ноутбук приобретается в первую очередь не для видеоигр, то консоль (или как в нашей стране иногда принято называть эти устройства - игровые приставки) - девайс практически исключительно для гейминга.

- Нет, я иногда через свою PS5 смотрю на большом экране фильмы через онлайн-сервисы, но в основном это устройство для игр, - соглашается еще один геймер с 20-летним стажем Антон Новиков. - На сегодняшний день моя коллекция игр на разных устройствах насчитывает порядка 300 наименований: что-то покупал в «цифре», что-то - на дисках. Увлечение, признаюсь, недешевое. Только что вышедшая игра может стоить и пять, и шесть тысяч рублей. Конечно, стараешься покупать новинки на разных распродажах, но даже тогда интересные вещи обходятся в 2-3 тысячи.

Именно по таким геймерам как Игорь и Антон, которые играют не для того, чтобы убить время, а считают цифровые развлечения своим хобби, следят за рынком и стараются брать новинки на релизе, больше всего ударили введенные весной санкции.

Отечественным игрокам просто обрубили возможность покупать в цифровых магазинах. А в обычном ритейле новинки практически не появляются - поставщики программного обеспечения и оборудования просто ушли с российского рынка.

Неразумные ограничения

С трудностями при покупке игр, согласно исследованию ВЦИОМ, уже столкнулся каждый пятый поклонник видеоразвлечений (среди тех, кто играет ежедневно, - уже 74 %). Еще треть - отмечает выросшие цены как на сам контент, так и, например, компьютерные комплектующие, девайсы и гаджеты.

- В магазине PS Store невозможно оплатить покупку, из ритейла пропали цифровые карты оплаты, а новинки в торговые сети больше не завозятся. Можно, конечно, купить что-то в интернет-маркетплейсах, но цены куcачие. Недавно вышедшая игра в жанре «интерактивное кино» The Quarry стоит почти семь тысяч! За 8 - 10 часов удовольствия - это, на мой взгляд, слишком дорого, - сокрушается Игорь Владимиров.

- Ноутбуки подорожали, клавиатуры, периферия. Все процентов на 20 - 25. А вот видеокарты стали даже дешевле, но их в свободной продаже практически не найти, - рассказывает менеджер по продажам магазина элетроники Иван. - Приставки сейчас начинаем получать по параллельному импорту. Но если год назад они стоили (хотя и практически отсутствовали в продаже) в районе 50, то теперь ценник в ближайшие месяцы будет в 70 - 80 тысяч за новый XBOX или PlayStation 5.

Но даже возникшие проблемы не способны отпугнуть геймеров. Только 2 % геймеров отметили, что перестали играть в игру, еще 1 % отказались от покупок. Остальные ищут лазейки или готовы платить за свое хобби больше.

- Сейчас многие оформляют новые турецкие аккаунты. Это дает возможность покупать игры в цифровом магазине, к тому же значительно дешевле из-за курса лиры. Но для того, чтобы платежи проходили, необходима банковская карта Турции, можно еще расплачиваться через криптовалютные биржи или покупать с помощью посредников из-за рубежа. В общем, процесс очень сложный и велик шанс нарваться на мошенников. У меня, если честно, просто нет времени вникать во все тонкости. Поэтому решил: пока буду играть в то, что уже куплено. Какие-то новинки куплю и по высоким ценам, когда их по параллельному импорту завезут в страну. Ну и, разумеется, буду, как и все геймеры, надеяться, что эти неразумные санкции снимут и мы снова сможет заниматься своим хобби без ограничений, - говорит Антон Новиков.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: