Как адмирал Николай Кузнецов экзаменовал молодого боцмана

statics/images/arcticles/112019/13112019xd800f656.jpg
Около бюста адмирала - его земляки, жизнь которых тоже так или иначе была связана с Военно-морским флотом Советского Союза и России.
Фото предоставлено автором письма
statics/images/arcticles/112019/13112019x2ec1bd54.jpg
Адмирал Военно-морского флота, Герой Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов.
Мое письмо в редакцию - о связи поколений, о любви к Родине, которую надо защищать, об известных людях северной земли. В нынешнем году исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося  советского флотоводца адмирала Николая Кузнецова. Он родился в деревне, которая долгое время находилась на территории нашей области, и молодому поколению важно знать об этом легендарном человеке.

«Товарищ! Выложите спички!»

Начну рассказ с Василия Порошина, который родился в 1932 году в селе Кобыльск Кичменгско-Городецкого района. Крепкого крестьянского парня - вырос он на полноводной реке Юг - в 1951 году призвали в Военно-морской флот. Василий следовал родовой традиции: его дядя Александр Порошин в Первую мировую войну служил и воевал на Балтийском флоте на линкоре «Россия».
После учебного отряда в Выборге Василий Порошин был направлен на Северный флот в должности торпедиста-артиллериста. Служил целых пять лет: сначала - в Архангельске на военно-морской базе на большом корабле - охотнике за подводными лодками, а потом его перевели в Полярный на сторожевой корабль. Службу нес исправно и был назначен боцманом в звании главного корабельного старшины. 
В мае 1954 года на флот прибыл главнокомандующий Военно-Морским флотом СССР адмирал Николай Кузнецов. Он любил бывать на кораблях и знакомиться с порядком несения службы моряками. Прибыл он и на корабль, где боцман Василий Порошин отвечал за все хозяйство - от продовольственного снабжения до боезапаса. Адмирал с командиром подошел к люку артпогреба. По корабельному уставу вход туда разрешен только определенным лицам. Входящий обязательно должен был сдать сопровождающему лицу спички или зажигалку и личное оружие.
Адмирал решил проверить знание устава боцманом и чуть наклонился, делая вид, что собирается открыть люк. Боцман Порошин наступил носком ботинка на крышку люка и заявил: «Товарищ адмирал! Выложите спички и сдайте оружие!» Адмирал взглянул на Порошина, повернулся, и свита удалилась. Боцман стоял ни жив ни мертв: сделал замечание адмиралу! 
Вечером на корабле объявили построение экипажа. Ну, думает Порошин, сейчас накажут! Командир корабля скомандовал: «Главстаршина Порошин, выйти из строя! От имени главкома ВМФ адмирала Кузнецова за отличное знание корабельного устава и добросовестное несение службы вам объявляется внеочередной отпуск 45 суток с выездом на родину!» Дома Василий всем рассказывал, как попал в отпуск. 
Службу он закончил в 1956 году, а в 1995-м вступил в Клуб военных моряков имени вице-адмирала 
К. Петряшова в Кичменгском Городке, бывая на разных мероприятиях и делясь впечатлениями о службе на флоте с молодым поколением, часто вспоминая и эту историю.

Самый молодой нарком СССР

Адмирал флота, Герой Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов родился в деревне Медведки, что в 20 километрах от Котласа, на правом берегу Малой Северной Двины. Эта территория в начале XX века входила в состав Вологодской губернии. Выходец из крестьянской семьи, он был воспитан в лучших православных традициях северной русской деревни. Вся его жизнь была посвящена служению Родине, ее защите с морских направлений.
В 1939 году по указанию Сталина Николай Кузнецов был назначен наркомом ВМФ СССР. В то время он оказался самым молодым в этой должности.  Перед этим он прошел хорошую школу военного образования: с отличием закончил Военно-морские училище и Академию, где овладел немецким и французским языками; командовал крейсером «Червона Украина» и вывел его в лучшие; стал командующим Черноморским флотом. Участвовал в Гражданской войне в Испании в качестве военно-морского атташе и советника, тогда и изучил испанский язык. 
Николаем Кузнецовым была создана новая кадровая политика. Он стал инициатором открытия новых морских училищ, спецшкол, научных учреждений. Ввел статус сверхсрочников, академическую подготовку командиров кораблей. При его участии были приняты корабельный и дисциплинарный уставы, а также большая судостроительная программа. Николай Герасимович создал современную систему боевой подготовки частей и кораблей. По предложению Кузнецова в 1939 году был утвержден День Военно-морского флота, отмечаемый и поныне.
Нашим земляком была введена трехступенчатая система готовности флота к войне, которая не позволила врагу 22 июня 1941 года застать флот врасплох. Он, единственный из всего военного руководства СССР, кто не побоялся 21 июня 1941 года в 23 часа 50 минут объявить боевую готовность № 1 по флотам, в результате чего не было потеряно ни одного кораб­ля, самолета морской авиации, не подверглась разрушительной бомбардировке врагом ни одна военно-морская база. Кстати,  24 июня 1945 года на приеме в честь Победы Верховный главнокомандующий провозгласил тост за наркома Кузнецова. 
Еще в годы войны Николай Кузнецов создал и ныне действующее Нахимовское училище в Петербурге, Школу юнг на Соловецких островах. После снятия блокады Ленинграда поддержал инициативу командующего Балтийским флотом адмирала флота Исакова о ремонте и установке на вечную стоянку крейсера «Аврора» в Ленинграде, довел это дело до конца. 
Послевоенная жизнь адмирала была полна драматических событий: его уволили с флота с понижением воинского звания, сначала до контр-адмирала, во второй раз - до вице-адмирала. Завистники не терпели его честности и порядочности, высокого авторитета среди военных моряков за высокие успехи в становлении флота. За годы службы он показал себя человеком, которому были чужды самодовольство и внимание к своей персоне. Он был справедлив к морякам, командирам и, когда надо, защищал их, невзирая на опасность. Никто не слышал от него матерного слова, чем грешили многие, он всегда боролся за искоренение на флоте сквернословия. И семьянином был прекрасным.
О своем положении Николай Кузнецов говорил: «От службы на флоте меня отстранили, но отстранить меня от службы флоту невозможно». Он скончался в 1974 году в возрасте 70 лет, оставив после себя богатое документально-историческое наследие в виде пяти книг, которые являются настольными для современных командиров кораблей и частей ВМФ, просто патриотов России.

Память не угасает

Каждые пять лет, начиная со 100-летия рождения адмирала, 24 июля делегации морских собраний и клубов военных моряков посещают город Котлас и его родные Медведки. 
В октябре 2004 года в Великом Устюге - городе моряков, речников и первопроходцев - был установлен бюст адмирала, отлитый в бронзе. Курсанты речного училища ежегодно совершают шлюпочные переходы от Великого Устюга до малой родины Кузнецова. В 2016 году по инициативе Морского собрания Вологды в Кировском сквере также был открыт бюст адмирала. 
В апреле нынешнего года в Петербурге, в здании Нахимовского училища, состоялась военно-историческая конференция на тему: «Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов и его историческое наследие». По приглашению Ассоциации ветеранов ВМФ Петербурга в этом патриотическом мероприятии приняла участие и делегация ветеранов ВМФ Вологодчины. В ходе конференции был показан документальный фильм «Несломленный нарком».
Летом на Поклонной горе в Москве прошла научно-практическая конференция, посвященная 115-й годовщине со дня рождения Николая Кузнецова. Одним словом, благодарная память о нем живет в сердцах моряков Российского флота, продолжающих его дело под Андреевским флагом. Память жива!
Петр ЛУКИН, председатель клуба военных моряков, село Кичменгский Городок
Читатель-газета

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: