Как без потерь справляться с обидами

Если разобраться в том, на что мы обычно обижаемся, то обнаружится, что часто боль и обиду вызывают, по сути, мелкие недоразумения: нас куда-то не позвали, забыли поздравить с днем рождения, отказали в просьбе, повели себя грубо и бесцеремонно… 
Мы чувствуем себя ущемленными, когда не получаем уважения, которого по своему ощущению заслуживаем. Да, обычно нам нравится думать о себе как о бескорыстных людях, но если нас за нашу помощь не поблагодарили, то мы чувствуем, что нас использовали. Вообще большинство наших обид связано с тем, что нас недооценили, а наш труд или нашу помощь обесценили.
Обида возникает спонтанно и может пройти быстро, но часто она имеет опасные последствия: завладевает нашим сознанием на несколько дней или даже недель, открывает наши душевные раны и старые комплексы, с которыми тяжело справиться. Мы проигрываем болезненную ситуацию в воображении много раз и можем захотеть отомстить обидчику, дать «симметричный ответ». Причем обидчиком необязательно будет посторонний человек или хотя бы коллега. Это может быть и близкий друг, и член семьи. И когда мы приводим наши планы мести в исполнение, дружба может разрушиться, семья - распасться. Наихудшие последствия обиды у молодых людей вызывают агрессию вплоть до преступления…
Но с обидой можно справиться, не доводя ситуацию до предела. Психологи советуют следовать таким рекомендациям:
• признайте, что чувствуете боль;
• посмотрите на ситуацию с точки зрения другого. Он действительно хотел задеть или вы неправильно истолковали ситуацию?
• не прокручивайте болезненную ситуацию в голове;
• если вы готовы сорваться, возьмите паузу и подумайте, каковы будут последствия;
• помните, что уважаете и цените себя, и никто другой не властен вас обидеть, если вы этого не хотите.
Прежде чем реагировать на обиду, подумайте о последствиях. Помните, что с теми, кто легко обижается, окружающим некомфортно. Если вы чувствуете себя ущемленными, потому что ждали определенной реакции, а она не последовала, то, возможно, причина - в завышенных ожиданиях, которые нужно изменить. Часто обиды возникают просто потому, что ситуация была воспринята одной из сторон неправильно. Если же кто-то действительно груб или невежлив, на это тоже может быть причина: возможно, человек расстроен или чувствует в вас угрозу. То есть обидчику самому в этот момент некомфортно и тяжело. Пожалейте его и почувствуйте свою силу и власть над ситуацией. 
И тогда вам не придется лишний раз огорчаться.

Светлана СЕДОВА

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: