«Как дальше-то жить, без батюшки?»

statics/images/arcticles/072020/15072020xedbb9d45.jpg
Перед памятной доской, установленной на стене храма в Покровском, была совершена лития по пострадавшим в годы гонений на веру священникам.
statics/images/arcticles/072020/15072020x5aa65c41.jpg
Перед памятной доской, установленной на стене храма в Покровском, была совершена лития по пострадавшим в годы гонений на веру священникам.
Памятная доска во имя погибших за веру Христову священников Сергия Суворова и Евгения Лощилова на храме преподобных Дионисия и Афмилохия Глушицких в сокольском селе Покровское была освящена в праздник Рождества Иоанна Предтечи, 7 июля. 
В последний раз Литургию в храме села Покровское протоиерей Сергий Суворов совершил 17 июля 1935 года. Батюшка был настоятелем здешнего храма  с 1917 го­да. Народ любил и уважал отца Сергия, он вел такую же крестьянскую жизнь, как и все: сеял, убирал, косил, а также - крестил и венчал, исповедовал, причащал, отпевал... Церковная жизнь переплеталась с повседневной, дополняя и освящая ее. Отец Сергий разъяснял прихожанам Священное Писание и совершал молебны в каждой избе; батюшка поддерживал сестричество, созданное иеромонахом Никитой Громовым, последним настоятелем Сосновецкой обители, основанной преподобным Дионисием Глушицким неподалеку от Покровского и закрытой советской властью. 
- Батюшка знал, что служит последний раз, - рассказала Татьяна Макарова, она много лет исследует церковную жизнь Кадникова и окрестных сел. - Отец Сергий позвал жителей всех окрестных деревень, всех благословил. Священников часто арестовывали прямо в храме, не давая завершить богослужение; отцу Сергию разрешили закончить Литургию и дойти до дому... 
На этой Литургии была мама Татьяны Александровны - Нина Алексеевна Макарова. Тогда ей было 
15 лет, и она на всю жизнь запомнила, как растерянно разводили руками мужики: «А как дальше-то жить, без батюшки?» 
Отца Сергия приговорили к расстрелу, но потом приговор изменили: дали десять лет лагерей. Из Кадникова протоиерея Сергия Суворова увезли в Сибирь, а 17 марта 1938 года расстреляли в Новосибирске. 
- В Покровском осталась матушка Надежда, - говорит Татьяна Макарова, - и четверо детей: Тамара, одноклассница моей мамы Галина, совсем маленькие Николай и Анатолий. Матушка - выпускница Вологодского духовного училища, дочь священника Николая Неклюдова. Работать в школе, где Надежда Николаевна была учительницей, ей запретили. Дом конфисковали, скот отобрали, участок тоже... Конечно, односельчане не оставили Суворовых без помощи и добились, чтобы семье вернули дом, люди помогали им во всем.
Гонения на веру не останавливались. Был арестован церковный староста Николай Николаевич Клюквин, несколько лет провел в лагерях. Его правнук, Николай Михайлович Клюквин, - нынешний староста прихода храма в Покровском.
Богослужения в праздничный день совершили председатель епархиальной комиссии по канонизации протоиерей Анатолий Балясин и игумен Дионисий (Воздвиженский), настоятель Спасо-Каменного монастыря. Вместе с ними молились жители окрестных деревень, паломники из вологодских храмов.
Андрей САЛЬНИКОВ
православие

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: