Как не сделать «черную пятницу» черным днем календаря

«На сайте интернет-магазина телефон, который ты хотела, подешевел на четыре тысячи!» - обрадовала маму жительница Грязовца Светлана Алексеева. «На какие четыре?! На него скидка 70 процентов! Я уже заказала и внесла предоплату!» - «обрадовала» в ответ дочку мама. Так и обнаружилось, что 4 990 рублей женщина перевела неизвестным злоумышленникам, создавшим копию известного сайта.

«Черная пятница» - 27 ноября - уже совсем близко, поэтому шопоголикам необходимо срочно вспомнить технику безопасности покупок в Интернете, а главное - передать ее своим пожилым или, наоборот, еще юным и тоже неопыт­ным родственникам и друзьям. 

В преддверии праздника шопоголиков мошенники традиционно активизируются, создавая копии известных сайтов интернет-магазинов или некие новые сайты с очень приятными ценами. Правда, приятными там будут только цены, потому что товара клиент либо не получит вовсе, либо получит совсем не то, что нужно.

- Я увидела в Интернете на рек­ламном баннере потрясающей красоты сумки: кожаные, с тисненым рисунком, - рассказывает вологжанка Галина Кузнецова. - Цена на них была установлена «смешная» - 3 990 рублей, и в наличии шесть или семь разных цветов на любой вкус. Когда я позвонила на «горячую линию» магазина, чтобы уточнить, действительно ли сумки кожаные и почему так дешево, мне очень убедительно рассказали, как сильно производители завышают цены, а это магазин, где цены честные, и что на самом деле производство сумки ручной работы совсем недорогое, и даже при цене 3 990 рублей магазин получит прибыль.

Девушка сделала заказ по предоплате. Ее не смутило, что оплата пошла на карту частного лица, так как она уже делала заказы у мелких предпринимателей. Однако раньше это были люди, имеющие раскрученные страницы в социальных сетях, она знала их и легко могла с ними связаться. Уже после того как сделала заказ, она начала искать в Интернете отзывы на поставщиков дешевых сумок невиданной красоты и обнаружила массу рассказов о мошенничестве: посылка либо не приходит вовсе, либо приходит сумка из кожзаменителя или даже синтетической ткани низкого качества и не имеющая ничего общего с красивой картинкой. С ней произошло то же самое: в посылке была сумка из китайского интернет-магазина, которая стоила там порядка 259 рублей… 

В тему

В Вологодской области за 10 месяцев 2020 года наблюдается рост дистанционных хищений на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - с 539 до 836. Такие данные озвучил председатель Комитета гражданской защиты и социальной безопасности региона Александр Колычев. 
За 10 месяцев текущего года жители Вологодской области уже перевели мошенникам более 
180 миллионов рублей. Только в течение октября мошенники получили 60 миллионов. Только известных полиции пострадавших - более трех тысяч человек.
Хищение денежных средств при помощи IT-технологий сегодня является самым распространенным преступлением на территории Вологодской области. 

- Я пошла в юридическую консультацию, - говорит Галина. - Мне порекомендовали отправить посылку назад и вместе с ней - письменное уведомление об отказе от покупки с требованием вернуть деньги на карту. Реквизиты карты я приложила.

Одновременно девушка позвонила на «горячую линию», где выразила возмущение обманом, но ее заверили, что произошла чудовищная ошибка, что настоящую красивую сумку ей вышлют, как только получат посылку обратно. Посылка была на адрес физического лица, при этом данные не совпадали с данными человека, которому Галина отправила деньги. Вскоре злополучная сумка с письмом о расторжении договора купли-продажи вернулась отправительнице с пометкой, что такого адресата не существует. «Горячая линия» заблокировала номер клиентки.

- Классика жанра, - считает юрист Александр Волков. - Вернуть свои деньги в подобной ситуации практически нереально. Можно попробовать возбудить уголовное дело о мошенничестве, но для этого необходимо было бы при заказе записывать на видео буквально каждый шаг покупателя: как он выбрал товар на сайте, как позвонил на «горячую линию», обговорил все нюансы… В противном случае (мне известны подобные факты) владелец интернет-магазина заявит, что отправил клиенту именно тот заказ, который и был сделан, а не вернул деньги на счет потому, что не получил товар назад, так как покупатель неправильно написал адрес. Или еще вариант: сказать, что клиенту был отправлен товар в точности как на картинке, а покупатель сам пытается мошенничать, заменив хорошую вещь на дешевую подделку. Чтобы доказать, что это не так, нужно снимать на видео и сам факт получения посылки, и ее распаковку. Но зачем такие сложности, трата времени и сил, если можно просто не иметь дела с сомнительными сайтами? Ведь чаще всего эти ресурсы просто исчезают, и найти концы (ведущие зачастую в другой регион или даже страны ближнего зарубежья) очень сложно. Возможно, если будет масса заявлений в правоохранительные органы, то возбудят дело о мошенничестве в крупном размере, но, повторю, свои несколько тысяч этим не вернуть.

По данным Роскачества, за месяц до «черной пятницы» в России было зафиксировано несколько сотен фальшивых интернет-страниц известных онлайн-магазинов, а за неделю до 27 ноября счет таким ресурсам пошел на тысячи… Мошенники выкупают места в топе поисковой выдачи, чтобы их сайты выходили первыми при вбивании названия магазина в поисковике, так что следите внимательно, на надежном ли сайте вы делаете покупку. Как определить, что вас хотят обмануть и забрать ваши деньги, - смотрите в нашей справке.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: