Как одна Красная Шапочка переполошила два региона

statics/images/arcticles/022019/13022019x0190e2c9.jpg
Галина Калачева (справа) и Елена Прохоренко боялись, что не вернутся из Ярославля живыми - настолько грубо вели себя «спасители» Кристины.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/022019/13022019x6ecaf6a8.jpg
Кристина не сказала о семье опекунов ни одного плохого слова.
Фото из личного архива
История 18-летней Кристины из поселка Суда стала поводом для скандальных публикаций в федеральных СМИ, а социальные сети проклинают и оскорбляют опекуна девушки, которая воспитывала ее 14 лет. Журналисты «Красного Севера» выехали в Череповецкий район, чтобы разобраться в ситуации. 

«Бери 500 рублей - и уходи»

В конце января жительница Ярославля Диана создала в социальной сети группу помощи Кристине, попавшей в сложную жизненную ситуацию. По словам Дианы, опекун Кристины Галина Калачева, как только девушке исполнилось 
18 лет, отвезла ее в Ярославль, где сняла ей жилье на недолгий срок, дала 500 рублей и несколько «дошираков» и заявила, что теперь Кристина ей никто. И девушка с особенностями развития, выглядящая на 12-13 лет, осталась в чужом городе с минимумом вещей, без единой знакомой души и даже без телефона... Диана обвинила опекуна в присвоении денег сироты и решила восстановить справедливость - забрать хранившиеся у Калачевой накопления с социальной пенсии Кристины, чтобы девушка могла начать в Ярославле новую жизнь. 
«На ней поставили крест и ждали 18 лет, чтоб избавиться от обузы!  - пишет Диана в соцсетях. - Всю жизнь Кристина слышала, что ее выгонят в 18 лет, всю жизнь недополучала любви, что уж говорить о сладком и еде! Ее морили голодом за провинности! Голодом!!!! Лупили и держали ее как чернавку! Зная, что Кристина не адаптирована и ничего не умеет из того, что ей спасет жизнь, она отвезла ее подальше от себя!»
Руководитель службы постинтернатного сопровождения детского дома «Солнечный» Валентина Савельева после встречи с Кристиной дала комментарии телеканалу RT, публично опровергнув поставленный ей ранее в Вологодской области диагноз (хотя, по ее словам, видела девушку трижды), заявила, что в семье явно было не все гладко, и выразила недоверие Калачевой. 
Подобное изложение ситуации не могло не шокировать общественность. К делу тут же подключились региональное управление Следственного комитета РФ, прокуратура и органы опеки двух регионов - Ярославской и Вологодской областей.
И в социальных сетях, в так называемой группе помощи Кристине, и в версии телеканала было раскрыто немало глубоко личной информации, в том числе о состоянии здоровья Кристины и особенностях ее развития, при этом сама девушка позже рассказала нашему изданию, что даже не видела все эти публикации. По версии Дианы, все это было выложено с одной-единственной целью - оградить девушку от мести бывшего опекуна.
В свою очередь, в адрес опекуна сейчас идут оскорбления и угрозы, представители популярных телеканалов буквально дежурят под ее окнами и пытаются пролезть через забор, и приемные семьи Череповецкого района встали на защиту Галины Калачевой. Они предложили Диане встретиться и показать, как живут дети в приемных семьях, но та не согласилась.

Радовалась до темноты

Мы встретились с Кристиной в Череповце, чтобы услышать всю историю от нее и Галины Калачевой из первых уст. Кристина - девушка очень маленького роста, улыбчивая и общительная. Она вызывает ассоциации с Красной Шапочкой, которая отправилась в лес и встретила там не тех, кого ожидала. А в качестве охотника, пришедшего на ее защиту, выступил вологодский омбудсмен Олег Димони, который лично приехал убедиться, что теперь с девушкой все в порядке.
Кристину забрали от родной матери, когда ей было четыре года. «Игрушками были бутылки от водки, обедом - засохшие кости селедки» - так в стихах описала жизнь того периода сама Кристина. Ее взяла под опеку известная в Череповецком районе приемная мама Галина Калачева. Сейчас у нее воспитываются шесть детей, причем трое - с особенностями развития.
- В школе мне нравилась биология, я животных очень люблю, русский люблю, литературу, особенно стихи, - перечисляет Кристина. - А историю я ненавидела: там все война да война!

Заголовок блока

Олег ДИМОНИ, 
уполномоченный 
по правам человека 
в Вологодской 
области:

- В этой некрасивой истории пора поставить точку. Надеюсь, что следственные органы в самое ближайшее время определят степень вины всех, кто использовал персональные данные девочки Кристины в соцсетях, в том числе упоминал состояние ее здоровья, имеющуюся сумму денежных средств, публиковал ее фотографии и так далее. Кто теперь защитит Кристину от уже появившихся «родственников» и прочих «добрых людей», желающих помочь потратить ее деньги? Как теперь будут относиться к ней окружающие? Кто теперь возьмет ее на работу? Кому теперь можно будет доказать, что то, о чем в последние дни написали в Интернете про их семью, про ее приемную маму, является неправдой? 
Сожалею, что в конфликте оказались замешаны специалисты государственного учреждения Ярославской области «Детский дом «Солнечный», ставшие на путь обвинений приемной семьи Кристины, что свидетельствует об отсутствии взаимодействия между службами социальной опеки и попечительства наших регионов.
Какие выводы можно сделать из этой истории? Вологжанка Кристина является не первой и не последней жертвой подобных ситуаций. Их слишком много в стране. Существует преступная индустрия, «помогающая» детям-сиротам, ставшим совершеннолетними, очень быстро избавиться от денег, которые государство все эти годы зачисляло на их счета в виде пенсий по утрате кормильца или инвалидности. Поэтому поступок приемной мамы Кристины, которая не отдала ей сразу всю сумму в день совершеннолетия, мне понятен. Так поступила бы любая мать, которая любит своего ребенка.
Чтобы выпускники детских домов и воспитанники приемных семей, на счетах которых скопились большие денежные суммы, не становились жертвами мошенников, проблему можно и нужно решать на государственном уровне. Приглашаю социальные службы и приемные семьи наших регионов к диалогу и разработке предложений по правовому регулированию постинтернатного сопровождения нуждающихся детей-сирот, которые могли бы быть приняты на федеральном уровне.

Наталья 
ЛЕТЕНКОВА, 
старший помощник руководителя 
следственного 

управления СКР по Вологодской области:
- В настоящее время проводится проверка в отношении бывшего опекуна Кристины. Следствие проверит, как расходовались выделяемые на нее средства. В органах опеки изъяты документы о сопровождении этой семьи. Ярославские активисты уже приезжали к следователю в Череповец и дали свои показания. Также будет опрошено все окружение Кристины и ее бывших опекунов для установления объективной картины происходящего.

И хотя Диана написала в соцсетях, что Кристину «лупили», сама девушка уверяет, что ни приемная мама, ни приемный отец ее пальцем не тронули. Впрочем, ей, как и многим сиротам, это не мешало мечтать о совершеннолетии, чтобы начать самостоятельную жизнь. Но ее опекун, Галина Владимировна, видела к этому немало препятствий, в том числе - отсутствие какой-либо профессии. Кристина отучилась на швею, но, по ее собственному признанию, шьет плохо и не любит это дело. Записывалась на курсы парикмахеров - но съездила только на одно занятие. А потом она захотела выучиться в Ярославле на растениевода, чтобы стать флористом. Опекун отпускать ее не хотела, но девушка заявила: «Исполнится мне 18 лет - и тогда я сама уеду». Представив, как девочка, не умеющая обращаться с деньгами, едет на попутках неизвестно куда, Галина Калачева капитулировала. Она предложила Кристине компромиссный вариант: поехать в Ярославль, пожить самостоятельно недельку. Если все получится - можно будет задумываться о поступлении на растениевода. Кристина согласилась и спустя пару дней после совершеннолетия, 18 января, отправилась в свое первое самостоятельное путешествие.
- Как я радовалась, я летела просто! - рассказывает девушка. - Оставшись одна, я чуть не пела! А потом стало темнеть на улице, а я темноты боюсь, местности не знаю.
Ей было оставлено пять тысяч рублей на еду, и она пошла в магазин, а по пути потеряла мобильник. 
- Прихожу, говорю: «Здравствуйте!» А кассир мне отвечает: «Я тебя не знаю». «Я ищу, где поучиться или поработать», - передает свой диалог в магазине Кристина.
Работники торговой точки, задав ей пару вопросов, сделали логичный вывод: социальную сироту бросила опекун без денег в чужом городе. Они предложили девушке прийти на другой день, когда смогут подобрать ей какие-то вакансии.
- Я не спала в ту ночь, - вспоминает Кристина. - Дверь где-то скрипнула, я испугалась…
В магазине ей действительно нашли вакансию - уборщицы в супермаркете, работа два через два дня, зарплата - семь тысяч рублей. 
- Мне сказали: «Но этого не хватит на съем жилья и на жизнь», - рассказывает девушка. - А я решила, что буду два дня в одном магазине работать, два - в другом.
Но совершать трудовые подвиги ей не пришлось: в тот же день в ее жизни появилась Диана. Женщина пришла к Кристине (адрес девушка оставила в магазине) и спросила: «Тебе не страшно тут одной?» 

Где деньги?

Диана перевезла сироту к себе домой, и там Кристина прожила неделю. Хотя женщина в соцсетях утверждает, что девушку опекуны держали «как чернавку», выяснилось, что бытовых навыков у нее не так много: гладить она не может - боится утюга, готовить не умеет и боится газовой плиты. Диана расспросила Кристину, как давно она живет у опекунов, и подсчитала, сколько примерно денег должно быть у девушки на счету. Получилось около миллиона. После этого женщина написала в соцсети о тяжелой судьбе брошенной сироты и связалась с Галиной Калачевой, которой поставила ультиматум: та привозит накопленные деньги - а она убирает из Интернета компрометирующий пост. Диана помогла Кристине завести банковскую карту. 
Кристина рассказывает, что Диана не разрешала ей говорить по телефону с приемной матерью наедине, включала громкую связь. Ее покоробило, когда женщина сбросила звонок от Галины Владимировны со словами: «Опять эта курица звонит!» Переговоры Дианы и Галины Калачевой длились неделю, при этом опекуну было ясно сказано, что Кристина с ней встречаться не хочет, в Череповец не вернется. 
Хотела ли этого сама Кристина? Вот как она вспоминает это время:
- У Дианы дома вся посуда была жирная, грязная, у нее было два чайника, но я боялась, что меня отравят, и я пила воду только из своего.
Мнительность Кристины достигла апогея в день, когда Диана встретилась с Калачевой. 
- У меня болела голова, и я попросила таблетку. Я знаю, что таблетки от головы белые, круглые, а она мне дала оранжевую, овальную. Конечно, голова заболела сильнее!
То, что Диана прямо требовала деньги, подтверждают и она сама, и другие участники этой истории, но расходятся существенные детали: в интервью телеканалу RT она сообщила, что назначила встречу с опекуном в банке, но Галина Владимировна и куратор приемной семьи Елена Прохоренко, присутствовавшая при встрече бывшего опекуна с девочкой, утверждают, что встреча была назначена в пиццерии. Но от этого Калачева категорически отказалась. Она согласилась передать деньги Кристине, но только в банке и только сразу на счет, а не наличными в руки. 
В Ярославль на встречу с Дианой и Кристиной Галина Владимировна поехала в сопровождении Елены Прохоренко. 
- Не знаю, каким богам я молилась, чтобы мы вернулись живыми, - вспоминает женщина. - Диана требовала, чтобы мы сообщили, что подъезжаем, за час, но мы не стали этого делать. Она постоянно звонила с вопросом: «Вы едете? Вы везете деньги?» Когда она узнала, что мы уже подъехали и не предупредили, разозлилась, что теперь не успеет заехать за каким-то мужчиной…
Елена Прохоренко рассказала, что Кристину на встрече Диана крепко держала за руку, чтобы та не бросилась к приемной матери. Вместе с Дианой на встречу приехала представитель органов опеки Ярославля, которая заявила, что деньги сирот хранятся у нее в сейфе, а не в банке и не на карте. Но женщины были непреклонны: если и передавать Кристине ее накопления от пенсии по потере кормильца, то только в банке. По наблюдению Елены Анатольевны, Кристина к этому времени была уже почти в невменяемом состоянии - так случается у людей с особенностями развития, которые находятся в стрессе и чувствуют себя не в безопасности. Галине Калачевой и Елене Прохоренко удалось увезти Кристину в Череповец. Девушка так боялась, что ее могли отравить, что ее даже отвезли в наркодиспансер сдать кровь на анализ. Анализы показали, что никаких психотропных и других вредных препаратов девушке не давали.
У Кристины с собой была тетрадка, где она тщательно записывала имена, телефоны и адреса людей, с которыми общалась, а также список того, что она купит себе на полученный от опекуна миллион: бижутерию, косметику и одежду для кошек.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: