Как отразится на нашем регионе китайский коронавирус?

statics/images/arcticles/022020/12022020x286f786f.jpg
Вологжане знают, что в период эпидемии и сезонных простуд медицинская маска лишней не будет.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/022020/12022020xf596eca8.jpg
Китайских гаджетов на складах ритейлеров хватит еще на два месяца, а там либо нормализуется ситуация, либо возрастут цены.
Фото с сайта pbs.twimg.com
statics/images/arcticles/022020/12022020xa82cddbf.jpg
Концерн «КамАЗ» первым заявил о возможных трудностях.
Фото с сайта kazanfirst.ru

Влияние эпидемии коронавируса в Китае на мировую и российскую экономики вызывает сегодня диаметрально противоположные оценки экспертов: от того, что новая напасть может стать предвестником глобального финансового кризиса, до вполне оптимистичных, дескать, эпидемия закончится, и все вернется на круги своя. 

Без поднебесной никуда?

«Без комплектующих из Поднебесной невозможно производство примерно на трети предприятий в США, почти четверти - в России. Вынужденная остановка производств и срыв поставок уже приводит к сокращению производства на самых разных предприятиях по всему миру, - пишет обозреватель «Сноба» Максим Блант. - Плюс ко всему очень скоро то тут, то там начнет возникать неожиданный дефицит, причем в самых разных и неожиданных местах. Вынужденное сокращение производства китайских товаров массового спроса может привести к разгону инфляции».
Подтверждением этих слов может стать признание руководства КамАЗа в том, что в случае продолжения эпидемии уже в марте автоконцерн будет вынужден скорректировать свои производственные планы. Как пояснили в компании, большинство комплектующих независимо от страны происхождения имеют в составе элементы, производящиеся в Китае.  А некоторые детали выпускаются только там. 
Замедление второй по величине экономики мира уже отразилось на рынке углеводородов и вызвало серьезные колебания цен на нефть - одного из основных экспортных товаров России. Вынужденный карантин для предприятий в Китае, который считается главным потребителем нефти в мире, привел к 20-процентному снижению спроса на это сырье. В результате стоимость «черного золота» упала до рекордно низких за последний год показателей - с 70 долларов в начале января до 55 долларов за баррель. Правда, потом цены понемногу пошли вверх. 
Не в лучшей ситуации оказались и российские металлурги. Можно никогда не отгружать сталь в Поднебесную, но любой «чих» в китайской экономике так или иначе отражается на мировой отрасли в целом. Сегодня Китай - это достаточно емкий рынок, который потребляет по разным оценкам от 50 до 60% мирового объема черных и цветных металлов. В 2019 году торговая война Китая и США уже так или иначе ударила по сталелитейным компаниям. И вот теперь - новый негативный фактор, который вызывает серьезное беспокойство у российских металлургов. 
«Ситуация достаточно тяжелая. В зависимости от того, какие будут масштабы, она (эпидемия. - Прим. автора) может оказать влияние на экономику Китая как ключевого производителя и потребителя стали и по цепочке - дальше», - признал в ходе недавней телеконференции директор по финансам «Северстали» Алексей Куличенко. 
Даже несмотря на то, что металлургические комбинаты Китая продолжают работать без сбоев, сырье для производства металлопроката - железная руда и уголь - уже серьезно потеряло в цене. 
«Мы прогнозируем снижение мирового спроса на сталь в 2020 году на 0,5%. Мировые цены и рентабельность сталелитейщиков снижались на протяжении 2019 года, а в 2020 году нет факторов для перелома в позитивную сторону», - цитирует агентство «Прайм» директора группы корпоративных рейтингов агентства НКР Дмитрия Орехова.
Впрочем, по мнению аналитиков, есть и такие отрасли, которые от вспышки эпидемии могут только выиграть. Так, сокращение производства в Китае, одном из крупнейших в мире производителей фосфорных и азотных удобрений, может привести к тому, что рынок недосчитается порядка одного миллиона тонн фосфатных удобрений. Это, в свою очередь, создаст определенный дефицит и поднимет цены на «витамины плодородия», которые в прошлом году достигли минимальных показателей за последние 15 - 20 лет. Все это в конечном итоге позволит увеличить выручку российских химиков. 
Впрочем, ведущие отечественные производители удобрений, в том числе и «ФосАгро», пока не комментируют ситуацию. Еще в 2013 году компания объявила о решении закрыть свое представительство в Китае. В качестве причин назывались тогда низкие объемы продаж. Впрочем, интереса к рынку Китая «ФосАгро» не потеряла и в том же году открыла свое представительство в соседнем Сингапуре. Перед «ФосАгро-Азия» стоит задача организовать поставки удобрений в Индию, на Филиппины, в Индонезию, а также страны Африки. 

Рабочие на карантине

На протяжении многих лет Китайская Народная Республика входит в число ведущих внешнеторговых партнеров Вологодской области. В 2013 году губернатор Олег Кувшинников провел презентацию инвестиционного потенциала Вологодской области в посольстве КНР в Москве. Кроме того, за последние годы был подписан целый ряд бизнес-соглашений. В 2018 году китайский город Интань посетила делегация деловых кругов Вологды. 
По итогам 2019 года Китай вошел в первую десятку стран по внешнеэкономическим связям с Вологодской областью. А по доле импорта Поднебесная вообще занимает первое место (свыше 18% от всего импорта продукции), опережая Республику Беларусь и Германию. 
Одна из ключевых отраслей сотрудничества - лесопромышленный комплекс. Вологодские лесники отправляют в Поднебесную пиломатериалы, деревянные домокоплекты и другую продукцию переработки древесины. И здесь эпидемия короновируса может не лучшим образом отразиться на деловых связях, причем не только в рамках сотрудничества с Вологодчиной, но и России в целом. 
- В третьем и четвертом кварталах 2019 года торговые войны с США уже привели к снижению темпов роста экономики КНР, что стало причиной падения на 25 - 36% цен на базовые лесоматериалы в Китае и по всему миру, - пояснил «Коммерсанту» вице-президент Российского союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Николай Иванов. 
Помимо поставок продукции деревопереработки с участием китайского бизнеса на территории области реализуется несколько инвестпроектов в сфере ЛПК, но, по словам начальника областного департамента лесного комплекса Романа Маркова, большого экономического эффекта от них нет, так как это малые предприятия. 
В 2018 году в поселке Кипелово Вологодского района на базе бывшего кирпичного завода китайские инвесторы зарегистрировали ООО «Окадрев Вологда» и наладили выпуск березового шпона, доски, а также пиломатериалов из хвойных пород древесины, погонажа и фанеры. Основными рынками сбыта, как было заявлено, стали Китай и Вьетнам с перспективой выхода на американский и европейский рынки. Сегодня на предприятии работают 14 граждан Поднебесной включая гендиректора, а также выходцы из республик бывшего СССР. 
«Мы ведем свой бизнес в трех российских регионах: Нижегородской, Владимирской и Вологодской областях. Рядом с поселком расположено еще пять населенных 
пунктов, но мы столкнулись с дефицитом трудовых ресурсов. Местные рабочие получают зарплату и исчезают, поэтому привлечение китайских специалистов стало для нас не прихотью, а объективной необходимостью, - пояснил представитель компании «Окадрев» Олег Химанин. - Сегодня на предприятии продолжают работать китайцы. Трое из них вернулись из дома в начале февраля и сейчас находятся на карантине. 
В Харовском районе также примерно два года назад китайские бизнесмены открыли ООО «Востоклес», занимающееся производством пиломатериалов, заготовок для мебели, а также пеллет. Рынки сбыта - как Россия, так и зарубежные страны. В Харовске, как и в Кипелове, выделены квоты на привлечение китайских специалистов. 
- Пока проблем в связи с короновирусом на предприятии не видят. Скорее могут возникнуть сложности с нехваткой персонала. Численность китайцев на производстве доходила до 50 человек. Примерно 15 из них уедут на родину в конце февраля. Встанет вопрос: кем их заменить? Наша позиция неизменна - на работу необходимо привлекать жителей Вологодской области. Один рабочий вернулся из Китая в январе. Насколько я знаю, у него закончился двухнедельный карантин, и он оказался здоров, - пояснил первый заместитель руководителя администрации Харовского района Сергей Кораблев. 

«Машина встала на границе»

В последние годы интерес к сотрудничеству с Китаем проявляют не только крупные компании, но и представители малого и среднего предпринимательства области. Для них Вологодская торгово-промышленная палата и Центр поддержки экспорта АНО «Мой бизнес» организовали несколько бизнес-миссий в Поднебесную. Одна из последних таких поездок состоялась в начале декабря прошлого года. В ней приняли участие представители самых разных предприятий - от поставщиков пиломатериалов до туризма и изготовления кислородных смесей. 
- Мы покупаем в Китае сырье для производства товаров для животных, а взамен хотели предложить им топливные гранулы. Но перевозка от нас очень дорогая, и им оказалось выгоднее закупать гранулы на Дальнем Востоке и в Сибири. Поэтому сейчас мы находимся с китайскими бизнесменами в стадии переговоров, а контактируем через электронную почту, - рассказал один из участников бизнес-миссии, коммерческий директор ООО «Профэксперт» Сергей Дружининский. 
Помощник генерального директора череповецкого ЗАО «Ультракрафт» Кирилл Матвеев трижды посещал Китай в прошлом году с деловыми поездками. 
- Мы заключили первую сделку на поставку нашего ультразвукового оборудования для проверки качества металла на один из китайских металлургических заводов. По условиям контракта китайцы отправляли за ним свою машину. 
Но доехать она пока так и не смогла, поскольку не успела до закрытия границы, - рассказал Кирилл Матвеев. - Китайские партнеры с пониманием относятся к ситуации. Возможно, будем искать какие- то другие транспортные маршруты. Сейчас разрешили железнодорожные поставки. Я внимательно отслеживаю ситуацию с короновирусом. 
И то, что число выздоровевших в Китае почти в два с лишним раза превышает смертельные случаи, свидетельствует о положительной динамике. 
- Пока к нам не обращались представители бизнес-сообщества с тем, что у них возникли сложности в поставках своей продукции в Китай. Рынок этой страны не закрыт, а введенные ограничения носят временный характер, - считает президент Вологодской Торгово-промышленной палаты Галина Телегина. - И, на мой взгляд, через месяц - два все стабилизируется. Пока переговоры можно вести и по скайпу. К тому же не так много ездило к нам китайцев. По-моему, нынешняя ситуация больше отразится на столицах. Ведь вся Красная площадь была забита толпами китайцев. Вологодские же предприятия получат отложенный эффект от сотрудничества с китайским бизнесом.

Продукты

Первыми об отказе от китайской продукции заговорили в продуктовых сетях. Так, 3 февраля «Магнит» заявил о приостановке поставок томатов, перца, мандаринов, винограда и помело на фоне угрозы распространения коронавируса и усложнения логистики, сообщает opentown.org. Сеть начала импортировать эти товары из Марокко, Израиля, Турции, а также увеличила закупки российских овощей. В «Магните» пообещали, что изменения не окажут заметного влияния на цены. В X5 Retail Group ищут возможность заменить товары из Китая аналогичными по качеству и ценам поставками из других стран.
А вот вологодские оптовики и торговые сети заявили, что наш регион практически никак не зависит от поставок из Китая.
- Некоторое время назад мы еще закупали из Китая чеснок и лимоны, но в последнее время предпочитаем возить их из Израиля и Ирана, - прокомментировала Марина Ширкунова, руководитель продтоварной группы, директор супермаркета «Золотой Ключик». - Ни мясо, ни консервы, ни «молочку», ни бакалею китайские не возим, нет такой практики. 
- Все закупки сейчас проходят в спокойном режиме, так как мы никак не завязаны на китайский рынок, - подтвердила специалист отдела закупа оптовой компании «ТриоПродукт».  
Однако представители компании «Макси» вносят некоторую корректировку.
- Мы не наблюдаем дефицита товаров на рынке, поскольку вся продукция, которая поступает из Китая, поставляется и другими странами. При этом рост цен теоретически возможен, так как цены на товары из Китая одни из самых низких. Цена закупа продукции из других стран выше, соответственно они выше по стоимости, - сообщила начальник отдела внешних коммуникаций компании «Макси» Анна Зубарева. 
По отзывам вологодских оптовиков, продуктовый рынок отечественных товаров вполне самодостаточен, а импортные продукты легко взаимозаменяемы. 
Виталий Тушинов, заместитель губернатора Вологодской области, рассказал нашему изданию, что правительство области провело рабочие встречи с руководителями региональных предприятий сферы торговли по вопросу возможного дефицита товаров из Китая. 
- По результатам совещаний определено, что основным продовольственным продуктом из Китая, поставляемым на продовольственный рынок области, является чеснок (в минимальных объемах - каштаны, помело), - сообщил заместитель губернатора. - По словам представителей бизнес-сообщества сферы торговли региона, китайские овощи и фрукты занимают незначительный процент (не более 1%) от общего ассортимента указанной группы товаров. На сегодняшний день организациями торговли прорабатывается вопрос о замене продукции из Китая, аналогичной по качеству и ценам из других стран (например, Азербайджан), в связи с чем дефицита чеснока не предвидится. Кроме того, опираясь на мнение представителей региональных сетей, отказ от китайских продуктов не скажется на значительном росте цен в объектах торговли области. 

Электроника и туризм

Самый большой удар коронавирус может нанести по рынку цифровой техники. Китайские компании Huawei, Xiaomi, Vivo, Realme, ZTE и Lenovo, а также американская Apple (айфоны тоже собираются в Азии) сообщили российским партнерам, что переносят сроки поставок.  
- Пока нынешняя ситуация с остановкой фабрик никак не сказывается на наличии китайской техники. На складах ее достаточно много. Дефицита в ближайший месяц ни на телефоны, ни на телевизоры, ни на другую технику, собранную в Китае, у нас точно не будет, - рассказали «Красному Северу» в вологодском представительстве известной федеральной торговой сети.
Вместе с тем наши собеседники отметили рост спроса на товары китайских марок. Некоторые вологжане уверены, что из-за вируса цены на технику из Поднебесной уже весной вырастут, и хотят купить смартофон или ноутбук по «старым» ценам. Аналитики согласны с покупателями - стоимость гаджетов все-таки подрастет. 

В тему

Как сообщил «КС» и Сергей Смелков, начальник отдела эпиднадзора областного Управления Роспотребнадзора, врачи региона уже взяли на контроль 40 человек. Среди них - 27 жителей региона (в том числе четверо детей), прибывших из КНР в конце января и начале февраля, а также их близкие родственники. Все они находятся дома, чувствуют себя хорошо. От общества изолированы и 13 граждан Китая, которые приехали на Вологодчину работать. А вот еще семь человек (пятеро в Вологде и двое в Череповце), которые после поездки в Поднебесную стали чихать и кашлять, были срочно госпитализированы. Коронавируса у них нет, что подтверждено лабораторно. Два пациента уже выписаны, остальные обязаны провести в больнице две недели. Именно столько длится инкубационный период коронавируса. 
По данным на 11 февраля, новым опасным вирусом, вызывающим пневмонию, в мире уже заразилось более 42 тысяч пациентов, умерло свыше 1000 человек. Большинство заболевших - в Китае, однако инфекция проникла и в другие страны. В связи с этим Правительство России приняло решение закрыть отдельные участки границы с КНР на Дальнем Востоке, ограничить пересечение границы с Монголией, отменить рабочие визы для граждан Китая, приостановить полеты всех регулярных российских авиакомпаний в Китай, а с 3 февраля РЖД прекратили железнодорожное сообщение с Китаем. С 14-го власти планируют отменить и чартеры.

- Остановка поставок может привести к тому, что уже к концу февраля цены на смартфоны вырастут на 10-15%, при этом уже к середине марта в рознице начнут заканчиваться актуальные товары и станут востребованы запасы, - сообщил аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин изданию «Коммерсант».
Спрос на туры в Китай упал до нуля. В феврале традиционно начиналось раннее бронирование китайских курортов на весну-лето. В этом году, как рассказали «КС», в турагентствах региона нет заказов. Ничего удивительного в этом нет - для вологжан китайское направление не самое актуальное. Отдых на курортах Китая обходится дороже популярных у наших земляков Турции, Египта или Кипра. 
В курортном Хайнане в основном отдыхают жители Дальнего Востока и Сибири. Между тем, слетать в Поднебесную можно без проблем: в Пекин, Шанхан, Гуанчжоу и Гонконг. Сейчас из Москвы в Китай летают 19 рейсов. Для них специально освободили терминал F аэропорта «Шереметьево», чтобы проще было проверять самочувствие пассажиров.

Автомобили и запчасти

Автопроизводители различных марок уже предупреждают о проблемах со сборкой машин, сообщает 360tv.ru. Та же информация - у «Коммерсанта». Как поясняет издание, проблемы в автомобильной отрасли связаны с тем, что часть комплектующих для производства приходит из Китая. Так, на КамАЗе уже создали штаб по «оперативному реагированию», который будет заниматься поисками альтернативы китайским комплектующим.
Чуть лучше ситуация обстоит на АвтоВАЗе, где есть необходимый запас компонентов из Китая. Такая же ситуация - на заводах Renault и Toyota.
Впрочем, по словам главы комитета производителей автокомпонентов АЕБ Андрея Коссова, похожая ситуация уже была в России, когда были ограничения поставок из Турции и Японии. Тогда особого урона автопроизводителям задержки поставок не нанесли, сообщает «Рамблер».
Аналогичного мнения придерживаются и в вологодских автосалонах. Руководитель отдела рекламы «Джилли-центра» Алексей Стрельцов заверил «КС», что машины данной марки собираются в Белоруссии, и комплектующих у заводов-производителей достаточно, чтобы без проблем собирать авто еще очень длительное время. Но в ряде других автосалонов, реализующих авто китайских марок, на вопросы журналистов отвечали уклончиво или вовсе отказывались от комментариев, заявляя, что у них пока недостаточно данных для каких-либо точных прогнозов. Все сходятся в одном - в течение пары месяцев никаких серьезных изменений не предвидится. 
В автосервисах, которые работают с поставщиками запчастей из Китая, полагают, что в случае проблем с доставкой комплектующих будет нетрудно найти аналоги тайваньского или корейского производства.

Алексей ТРЕТЬЯКОВ, Ольга ИЛЬИНСКАЯ, Наталья НОВИНСКАЯ,
Ольга БУРЧЕВСКАЯ, Артем ПОМЯЛОВ

Коронавирус Бизнес Экономика Китай

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: