Каждый третий вологжанин может сказать «спасибо»

statics/images/arcticles/112020/11112020x5d415bfd.jpg
Расширяется количество сфер, в которых могут быть задействованы добровольцы: это помощь бездомным животным, поиск людей, экологические инициативы, социальное взаимодействие.
Фото Игоря Аксеновского
С 9 октября 2020 года после ухудшения ситуации с противодействием пандемии возобновилась работа волонтерских штабов во всех муниципальных образованиях области. У одиноких, пожилых и больных людей обострилась потребность в помощи.

Возраст - не помеха

- С марта мы не прекращали акцию «#МыВместе», - рассказывает Яна Филиппова, руководитель молодежного центра «Гор.Соm35». - Привозили вологжанам продукты и лекарства, платили «коммуналку», даже принимали от пенсионеров заявки на настройку цифрового ТВ и телефонов, хотя это вроде бы не наша специализация. Но мы понимали, что пожилым людям нельзя оставаться без телевизора и без связи, и находили возможность им помочь.
Хотя право пройти к кассе без очереди в торговой точке или в аптечном пункте есть только у социальных работников, волонтерам весной оказывалось то же уважение: их старались обслужить поскорее. 

Справка

В 2020 году на участие во всероссийском конкурсе «Доброволец России» от Вологодской области подано порядка 280 заявок, и 14 отобрано в полуфинал.
Также в этом году область вошла в число 39 победителей конкурса «Регион добрых дел» и получила на реализацию практик развития добровольчества федеральную субсидию 
в размере более семи миллионов рублей.
Эти средства будут отданы проектам: 
• ресурсный добровольческий центр
«Точка притяжения» ФГОУ «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н. В. Верещагина»; 
•  отряд быстрого реагирования «ЮК-СПАС» Вологодской региональной общественной организация «ЮК-Помощь Детям»; 
• «Школа сельского волонтера» автономной некоммерческой организации поддержки сельских инициатив «Деревня будущего»; 
• ресурсный центр «#Добросеребро35» бюджетного учреждения социального обслуживания области «Комплексный центр социального обслуживания населения Усть-Кубинского района». 

Сейчас количество «вызовов» вновь стало увеличиваться. Не все заявки касаются помощи в быту. Например, в минувшую среду волонтеры работали в две смены в колл-центре моногоспиталя на Северной - отвечали на вопросы, связанные с COVID-19, так как сотрудники медучреждения не справлялись сами со шквалом звонков. Главный врач лечебного учреждения Алексей Плотников обратился за помощью к волонтерам и активистам регионального отделения ОНФ. За один день активисты фронта нашли 15 добровольцев. Оказывать помощь вызвались студенты Вологодского государственного университета, участники вологодской команды «Молодежки ОНФ» и добровольцы центра «Гор.Соm35». 
Яна Филиппова уверена, что при необходимости можно найти добровольцев и для того, чтобы закрыть любую другую потребность города, продиктованную пандемией, даже доставлять врачей на вызовы, как это делают волонтеры в других регионах. Но пока запроса на такую помощь в Вологде нет.
Впрочем, еще до пандемии количество добровольческих отрядов в области показывало существенный рост: если в 2011 году в регионе было зафиксировано 30 волонтерских отрядов, то в 2014-м - уже 150, в 2018-м - 215, а на январь 2020 года - 317. 
Расширяется количество сфер, в которых могут быть задействованы добровольцы: это помощь бездомным животным, поиск людей, экологические инициативы, социальное взаимодействие... И не следует думать, будто волонтер - это только молодой человек. Пенсионеров с недавних пор тоже активно вовлекают: к примеру, это проекты «Бабушка на час», где пожилые люди помогают заботиться о малышах, пока их родители заняты, или «Волонтеры «серебряного возраста», где «молодые» пенсионеры помогают в быту немощным и совсем пожилым людям.
Но наиболее острая потребность в волонтерах возникла в нашем регионе (как и по всей России) весной на самоизоляции. Многим вологжанам потребовалась доставка лекарств, предметов первой необходимости, продуктовых наборов, и все это делали волонтеры - бесплатно, на своем транспорте, в свое личное время. Конечно, у них были свои центры, где они получали адреса нуждающихся в помощи и где могли забрать гуманитарный груз, но основа волонтерства - добровольное бескорыстное участие - оставалась прежней. Только общественно-политический вес добровольческих инициатив стал гораздо выше, так как большинству объединений мало просто оказывать помощь нуждающимся - они хотят влиять на ситуацию в стране, и не ситуативно, а масштабно улучшать те ее сферы, в которых это, по их мнению, особенно требуется. Это новое веяние. 
Как посчитали в департаменте внутренней политики Вологодской области, ежегодно благополучателями от волонтерской деятельности в регионе становится более 300 тысяч человек - фактически это каждый третий житель. Официальное количество волонтеров Вологодчины - 40 тысяч человек.

Не обязаловка

«Красный Север» провел опрос жителей региона о том, готовы ли они стать добровольцами (см. инфографику), и 40% респондентов ответили, что волонтерами не были и не собираются этого делать. В комментариях на интернет-площадке, где проводился опрос, кое-кто заявлял, что волонтерство - это, по сути, попытка прикрыть «дыры» в обязанностях государства по отношению к своим гражданам. Яна Филиппова с подобной точкой зрения категорически не согласна. 
- Те, кто не хочет быть волонтерами, еще просто не попробовали, - уверена она. - Часто люди приходят к нам, когда их самих коснулась какая-то проблема и им помогли. Например, мамы, для детей которых мы весной развозили школьные пайки, теперь сами подключились к нашей работе. Конечно, человек не должен быть волонтером. Это не обязаловка, а работа по зову сердца. Но наличие в стране волонтеров - вовсе не показатель того, что государство само не справляется. Волонтеры есть в любой благополучной стране, это признак развития гражданского общества. Любой человек, который помогает другим, - уже волонтер, и неважно, что он не входит ни в какую организацию.

Комментарий

Любовь Пушкова, 
руководитель 
некоммерческой 
организации 
«Мама может»: 

- По моим наблюдениям, людей, желающих помогать бескорыстно, пока немного. Но все они - граждане с высокой социальной ответственностью, неравнодушные, которые не могут пройти мимо чужой беды. В советские годы волонтерами смело могли считаться октябрята, пионеры, комсомольцы («Всегда готовы!»), но старый институт разрушился, а новый пока только формируется, и общество к нему еще не совсем готово. Грубое отношение к добровольцам - увы, не редкость. Помню, когда мы развозили продукты по домам, вместо «спасибо» часто слышали претензии: «А почему такие плохие наборы? А почему соседке дали два, а мне - один? Несите сами коробки на пятый этаж - это ваша работа». 

Сегодня в нашей организации есть волонтеры от 14 до 45 лет. Школьники охотно мастерят поделки с малышами, проводят для них занятия и не считают, что делают великое дело. Взрослые забирают вторсырье из квартир, раскладывают в подъездах листовки, как распознать мошенников, шьют сувениры и чехлы для тренажеров, развозят благотворительную помощь. Эти задания мы размещаем в чатах и не отказываем никому, кто хочет помочь (а среди желающих есть и очень обеспеченные люди). 

Другое дело, что волонтеров нужно научить, увлечь, замотивировать, а это колоссальные ресурсы! 

Думаю, что со временем интерес к добровольчеству будет расти, государство разработает для этого соответствующие механизмы. Президент уже встречался с волонтерами, вручал им грамоты и медали. А к нам в организацию недавно поступили «Книжки волонтеров», дающие дополнительные баллы при поступлении в вуз. Надеемся, подобные льготы введут и для добровольцев зрелого возраста - 
к примеру, дополнительные баллы к пенсии. И в итоге все вместе мы сделаем мир хоть чуточку лучше и добрее. 

Ольга Клюквина, 
председатель 
зоозащитной 
организации «Велес»:

- В последние годы волонтерство развивается 
и становится все популярнее. Желающих помочь много, правда, люди не всегда готовы к реальной работе: порой добровольчество они представляют себе как участие в веселых акциях. Думаю, в России, как во всем мире, это движение будет только расти. 

В ряде кадровых агентств соискателям уже предлагают в резюме поделиться своими успехами в волонтерстве. На этот пункт обращают внимание крупные компании-работодатели, расценивая опыт добровольчества как способность человека проявлять инициативу и активность, наличие стойких моральных принципов.

Животным в «Велесе» сейчас помогают волонтеры всех возрастов. Девиз этих людей - «Кто, если не мы?!» (а не «Кто-то другой точно поможет»). Свою смену они воспитывают личным примером: приводят друзей и знакомых, агитируют вступить в свои ряды. Волонтерами не рождаются, а становятся, и этому надо учить людей: просвещать, объяснять, поощрять. Но, к сожалению, у общественных организаций на это не хватает ни сил, ни средств, ни времени: мы слишком ограничены в ресурсах. Нужны ресурсные центры (подчеркну - доступные!), и мы над этим работаем. В ОЗЖ «Велес» уже разработан проект клуба для зоо- и эковолонтеров. Его создание нам бы очень помогло на практике.

Волонтер Наталья Нежельская помогает землякам с весны. Вспоминает, как в первое время, когда заявок было очень много, от усталости под вечер еле-еле могла выйти из машины, но ее грела радость оттого, что выполнено сто процентов заявок и заказы не вернутся обратно в общую базу. Самым увлекательным в ее работе было поручение развезти вологодским ветеранам юбилейные медали к Дню Победы. Вот здесь приходилось ездить не по одному разу: во-первых, пенсионеры с достижением преклонного возраста (а самому «молодому» из подопечных Натальи было 92 года) уезжали с места регистрации к детям и внукам, во-вторых, даже если дедушка или бабушка дома, то звонить в их дверь было проблематично: ветераны могли испугаться незнакомого человека или просто не дойти до двери в силу состояния здоровья. Наталья Нежельская и ее сестра действовали деликатно, через соседей и родных ветеранов, и как приятно им было видеть радость пожилых людей! А одну из медалей доставили в день 95-летнего юбилея участницы войны. 

Помогут помогать

Конечно, для реализации доброго дела часто недостаточно просто набрать добровольцев: нужны еще и средства. Помимо благотворительных взносов, организации привлекают и средства грантов. 
К примеру, по результатам всероссийского конкурса «Доброволец России» вологодская общественная организация «Велес» получила в прошлом году миллион рублей на развитие проекта по оказанию помощи бездомным животным, а вологжанка Анна Зернова - три миллиона на проект ресурсный центр «#Добросеребро35», который помогает самореализации граждан старшего поколения. 
Но не нужно думать, что волонтер - это только тот, кто входит в какую-либо организацию или какой-то реестр. По сути, добровольческая деятельность - любая за пределами собственного дома, если человек не получает за нее зарплату и не планирует получать. Все жители региона при желании могут найти себе доброе дело в соответствии со своими интересами. Интересуетесь спортом? Есть возможность помогать при проведении спортивных состязаний - от районных и региональных до Олимпиады. Хотите чувствовать себя нужными для самых уязвимых слоев общества? Можно помогать детям-сиротам: проводить мастер-классы, сопровождать учеников в качестве тьюторов в учебных учреждениях, обеспечивать горячим питанием. Хотите делать доброе дело, но у вас проблемы в общении с людьми? Можно вести страницы благотворительных организаций в соцсетях, искать финансирование для их проектов, помогать в ремонте помещений. Вы хотите помогать в своей профессиональной сфере? Всегда нужны грамотные юристы, которые могут составить петицию или обращение в надзорные органы. Даже государственные органы, к примеру, МЧС, не откажутся от волонтерской помощи в обеспечении патрулирования территорий или работе телефонов доверия.
Постепенно, но все более ускоряя темпы влияния, добровольчество становится площадкой для диалога с властью и своеобразным «социальным лифтом» для молодежи. 
По мнению специалистов департамента внутренней политики области, молодежь вовлекается в добровольческую деятельность потому, что это хороший способ наладить социальные связи, необходимые для будущей карьеры, расширить свой опыт, найти единомышленников и получить первые профессиональные навыки. Конечно, волонтерская практика не заменяет академического образования, но отлично дополняет и расширяет его. Студенты, участвовавшие в добровольческих проектах по профилю своей специальности, признают, что стали намного глубже понимать материал, связывать теоретические знания с реальными проблемами и более четко представлять возможности своей будущей профессии. Многие добровольцы планируют связать дальнейшую жизнь с продвижением гуманистических идей и принципов в общество. 
В ряде российских вузов подтвержденное участие абитуриента в добровольческой деятельности прибавляет несколько баллов к сумме оценок за ЕГЭ и тем самым увеличивает шансы на поступление.
Ольга ИЛЬИНСКАЯ, Ольга БУРЧЕВСКАЯ

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: