Характер Парасковье достался легкий, вот и живет долго

Родилась Парасковья Дмитриевна Виноградова в деревне Прокино Шекснинского района в годы коллективизации. Это было время крутых перемен. Повсюду воцарялась новая власть - Советская. Вместо земств появились сельсоветы, а крестьян-единоличников власть убеждала объединяться в коллективное хозяйство, поскольку только так, сообща приобретая технику, можно было облегчить тяжкий крестьянский труд.
Паня была пятой дочерью в семье Дмитрия и Маривьяны Тарасовых. Все дети здесь росли трудолюбивыми, работящими, а иначе как можно было выжить в те времена?
Характер Пане достался легкий, согласный, неперечливый. Благодаря ему, видимо, и преодолела она многие жизненные тяготы и живет себе припеваючи по сей день, хотя уже и сказывается старческий возраст. Но тут дочь Надя всегда начеку - все время рядом. А иначе нельзя. Вдруг вздумает старушка пойти куда, а память уже подводит. Девять десятков лет - шутка ли? 
И как много вобрала в себя одна эта человеческая жизнь!
Вот Паня - ровесница колхоза имени Калинина, у которого контора в деревне Юрочкино. А теперь знает, что и колхоза-то уже лет двадцать как нет! И советской власти - тоже. Даже страны той нет, в которой она родилась. Но разве могущественные страны так мало живут? А уж СССР был могущественной державой - в такой войне выстоял!
Как старые люди рассказывали, столько слез бабы пролили в год коллективизации, когда скотину от них уводили и на общий двор ставили! Каково было с пустым-то хлевом остаться, когда пропитание семьи - это то, что в хлеву мычит, блеет, квохчет и хрюкает.
Первые колхозные годы были полуголодными - ни зарплаты, ни продуктов. Кто мог, тот искал хоть какого-то заработка. Вот и Паня с подругой после войны нашли работу в дорожном участке, обслуживавшем тракт Вологда - Череповец, который звали Большой дорогой. От Домшина до Суркова было их хозяйство. Небольшого росточка, но крепенькие девчонки таскали камни и грузили их в машину, расчищая таким образом дорожное полотно. Работенка не легче, чем в колхозе, но за нее платилась какая-никакая и регулярная зарплата. 
В итоге можно было отовариваться в сельмаге - мешок муки купить, к примеру.
Вскоре посватался к Пане парень Геннадий из соседней деревни Ханево, который с финской войны инвалидом пришел, без ребер в боку. Что ж с того? Зато гармонист редкостный и охотник. Так и вошла она снохой в дом Петра Афанасьевича Виноградова. Детей бог дал - сына Юру и дочь Надежду. Сына уже нет на белом свете, а дочь маму бережет и холит. Куда бы с мужем ни поехали, везде Парасковья с ними. Живи - не тужи. Теперь вот и правнук уже в школу пошел.
А Парасковье из всего, что было в жизни, вспоминаются ее Гоня (мужа так называла), да лес, да дорожное хозяйство. В лесу она, бывало, как дома, никогда не заблудится. Любила лес. А работа на дорожном участке на молодость вышла, оттого и не забыть. Много событий на долгом веку было, а все - как вчера. Доброго бы здоровья еще. Этого и пожелаем Парасковье Дмитриевне.
Валентина ЕХАЛОВА, Вологда
Читатель - газета

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: