Хрупкая Дюймовочка с железной волей
Она сыграла более 50 ролей только на сцене родного театра. Практически одна вырастила дочь - тоже актрису. В её Дюймовочку, Белоснежку, Мальвину влюбляются все маленькие зрители. А коварные Панночка и Миледи волнуют взрослых поклонников театра. И мало кто из них подозревает, что вологодская актриса в юности занимала второе место в Тамбовской области по стрельбе из винтовки и сама управляется на десяти сотках дачи. 28 ноября Елена Авдеенко отметила свой день рождения.
Таких мам на свете мало
Будущая прима вологодского Театра для детей и молодёжи росла восторженным ребёнком, одинаково живо откликаясь и на прекрасное, и на ужасное.
- Всё, что у меня хорошего, - это от моей мамы Александры Алексеевны, - признаётся Елена Авдеенко. - Она очень строго следила за моим здоровьем - и физическим, и моральным. Я живу благодаря тому запасу прочности, который в меня вложила мама. Правда, в детстве мы не всегда понимаем, что родители хотят нам только хорошего.
Александре Алексеевне некогда было ходить в школу. Старшая дочь в большой крестьянской семье Тамбовской области воспитывала младших братьев и сестёр, а их было у неё восемь, и управлялась с домашним хозяйством, пока родители работали в колхозе. Грамоте она выучилась, а вот дальше… Когда появилось время для учёбы, девушка постеснялась ходить в школу. Зато помогла получить высшее образование всем своим братьям и сёстрам.
После войны семью переселили в освобождённый Кенигсберг. Александра работала на рыбзаводе. Она часто болела. Влажный приморский климат едва не стоил ей потери голоса, и врачи посоветовали вернуться на родину. В Тамбове Александра вышла замуж и родила очень желанную и единственную дочь Елену. Но отец ушёл из семьи, когда дочке было шесть лет. И мама приложила все силы, чтобы её девочка выросла счастливой.
- В ней была какая-то природная мудрость и твёрдость, - говорит Елена Авдеенко. - В то же время она меня по-хорошему баловала, когда касалось моего развития. Она работала на трёх работах, копила деньги и ехала в Москву за покупками. Это незабываемое счастье: когда мама появлялась на пороге, буквально увешанная сумками и авоськами с покупками.
Когда Лена занялась музыкой, мама привезла ей из столицы немецкий аккордеон. Стоил он больше 450 рублей - сумасшедшие деньги по тем временам.
Буду артисткой!
По выходным традиционно Александра Алексеевна шла с дочкой на пляж. Затем они посещали чебуречную, потом кино. Тогда это были чаще всего индийские или американские фильмы. Маме удавалось уговорить билетёршу, и дочку пускали на фильмы «до 16», поэтому уже в раннем возрасте она посмотрела «Клеопатру» и «Спартака». Именно тогда девочка и решила стать артисткой. Петь и танцевать она умела и любила, участвовала в школь- ных сценках и концертах. Её удивляло другое: оказывается, играя роли, можно рассказать людям о чём-то очень важном и интересном. А мама отговаривать не стала. Единственное, что она сказала: «Лена, это ты себя обрекаешь на такую зависимую и тяжёлую жизнь».
- Не знаю, откуда она это понимала, - удивляется Елена Авдеенко. - Видимо, интуитивно очень меня жалела.
На экзамены в Киевский театральный институт она опоздала. Когда приехала, там уже набрали курс. Елена вернулась в Тамбов и год работала на хлебозаводе. Покорять приёмную комиссию актёрского отделения во второй раз девушка решила поближе к дому - в Воронеже. Правила приёма и даты экзаменов узнала заранее. Для прослушивания она выбрала героический репертуар – читала отрывок из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и «Балладу о зенитчицах» Роберта Рождественского. Читала от души, но в приёмной комиссии сказали: «Всё хорошо, но вам для этого репертуара ещё бы сантиметров 10 роста. Подготовьте что-то детское».
- Я даже обиделась, - вспоминает Елена Авдеенко. - Причём тут детское? Я что, в куклы пришла играть? А не хватает роста - так я каблуки надену!
Слушать советы упрямая абитуриентка не стала и на очередной тур подготовила отрывок из произведений Гоголя. И талантливую тамбов- чанку зачислили в Воронежский государственный институт искусств.
В поисках своего театра
- Заканчивая институт, мы с моим однокурсником и партнёром по студенческим постановкам Пашей Полушкиным понимали, что в драматическом театре нам придётся играть только на утренниках, а вот в ТЮЗах можно рассчитывать и на большее, - говорит заслуженная артистка. - Поэтому решили сами выбрать себе театр.
Поиски студенты начали с Ярославля, где недавно открылся театр юного зрителя. На вахте их без проблем пропустили в зрительный зал, где шла сказка. Павел и Елена посмотрели, переглянулись и, не сговариваясь, сказали друг другу: "А поехали дальше".
Потом были Тула, Калинин, Рига. Где-то им пообещали прислать приглашение, где-то требовались только «герои», где-то ребятам самим не понравилась холод- ная атмосфера города. Они навестили друзей в Гродно, а на обратном пути Полушкин предложил заехать в Вологду.
- Честно говоря, не хотелось, - улыбается Елена Авдеенко. - Что это за Вологда такая? И где это? К тому же деньги практически закончились. Но Паша уговорил, сказал, что в Вологодском ТЮЗе работает удивительный режиссер Феликс Демьянченко.
После она ни разу не пожалела, что дала себя уговорить. Елена Авдеенко не успела разглядеть город, но сам театр, люди в нём и атмосфера - поразили.
- Это не потому, что я капризная и разборчивая, - говорит актриса. - Просто всё, что я видела до этого, на меня не производило впечатления. А здесь я увидела свой театр. Мне понравилось, как Феликс Демьянченко общался, как выглядел, какая энергетика от него исходила. Именно так, по моему убеждению, и должен был выглядеть режиссёр. Он и Кира Павловна Осипова посмотрели наш с Пашей показ и выслали нам в институт запрос. Так с 1984 года я и стала актрисой Вологодского ТЮЗа.
Мама и дочь на одной сцене
В Вологду Елена Авдеенко приехала с супругом. Он к тому времени заканчивал второй курс Воронежского института искусств. Перевёлся на заочный, и какое-то время супруги работали в одном театре. Но потом муж ушёл из профессии. Семья, в которой подрастала трёхлетняя дочь Саша, названная в честь бабушки, распалась. Примерно в то же время девочка уже выходила на сцену в одном спектакле с мамой. Елена Авдеенко играла Сольвейг в «Пер Гюнте», а Саша - её младшую сестру Хельгу. Это была роль со словами!
Хотя впервые Александра появилась на сцене театра ещё в грудном воз- расте.
Однажды во время спектакля от прожектора загорелись декорации. Вначале это было видно только Сольвейг - Елене Авдеенко, кото- рая ждала, сидя на скале, возвраще- ния любимого.
- Помню, такой ужас - декорация дымится, потом горит, огонь пытаются затушить, а я в панике думаю только об одном: где моя Сашка? Работники сцены потушили пламя. Мы доиграли в дыму и копоти. Но за дочку я тогда очень испугалась.
Бабушке из Тамбове вологодский климат не подходил, и справляться с воспитанием дочери Елене Авдеенко приходилось самой. Очень помогали коллеги. Девочка росла за кулисами и в гримёрной, ездила с мамой на га- строли и сама ходила на репетиции. Так что, как говорится, ребёнок уже с детства заразился театром. Сегодня Александра Чапрыгина тоже актриса - работает в Санкт-Петербурге в Театре драмы на Васильевском.
- Сегодня для меня - счастье, когда у моей дочери всё хорошо и рядом люди родные по духу, - говорит Елена Авдеенко. - Помню, как в детстве мама давала мне деньги и говорила: ォКупи тортик, устроим себе праздник サ. Я пулей летела в магазин, и, казалось, в тот момент у меня вырастали крылья. Это было счастье.
Даже сегодня, когда мама, которая всю свою жизнь была её ангелом-хранителем ушла в мир иной, а Саша уехала жить в Питер, никто не услышит от Елены Авдеенко жалоб на судьбу, и никто из зрителей не поверит, что у неё может быть что-то плохо. Как только поднимается занавес и включаются рампы, она яркой бабочкой выпархивает на сцену, чтобы нести радость зрителям и за- ставлять их задумываться о смысле жизни. Она сама выбрала такой путь. Трудный, но самый любимый.
Комментарии (0)