Когда защитник не защищает

statics/upload/iblock/035/адвокат.jpg
Хотя юридические услуги весьма специфичны, и простой потребитель зачастую не может оценить их качество, на это есть другие специалисты.

Обратившись за помощью в юридическую компанию, граждане стали жертвой обмана и были вынуждены обратиться в другую правозащитную организацию, чтобы разрешить спор с прежней. Но главным арбитром в выяснении отношений должен стать Закон «О защите прав потребителей».

«Бесплатно» за 4500 рублей 

«Нам потребовалась юридическая консультация по вопросу наследования. Мы стали искать фирмы, которые оказывают такие услуги, - рассказывает в письме в редакцию вологжанка Виктория Воронцова. - Оказалось, что в нашем городе их очень много. В рекламе одной из них говорилось, что консультация по телефону бесплатная. Мы позвонили и рассказали о своей проблеме. Нас с мужем попросили приехать в офис фирмы».

Молодой юрист Юлия внимательно выслушала супругов, задала несколько вопросов и пообещала предоставить нужные юридические документы через две недели. В итоге за «бесплатную» консультацию фирма взяла 4500 рублей. Спустя две недели глава семьи позвонил в эту контору, но их юриста не было на рабочем месте. Он стал звонить каждый день: «Юлия вышла», «Она на выезде», - отвечали сотрудники фирмы. После месяца упорных звонков к телефону подошел человек, представившийся помощником юриста, и сообщил, что можно приезжать за документами. 
«Когда я увидела эти, с позволения сказать, документы, то была крайне удивлена, - продолжает рассказ Виктория. - Это оказались просто выдержки из законов, скачанные из Интернета. Я возмутилась и сказала, что это не тянет даже на студенческую курсовую работу и уж точно не может быть юридическим документом, за составление которого уплачена такая сумма. Помощник пообещал разобраться и просил позвонить через несколько дней. Я звонила, писала, но никакого ответа на письма и звонки не дождалась. Как мне вернуть мои деньги?»
- Юридические услуги регулируются Законом «О защите прав потребителей» наряду с другими видами услуг, - комментирует специалист Союза потребителей Вологды Ольга Боголепова, - где установлена ответственность за оказание услуг с недостатками. На этом основании потребитель имеет полное право предъявить юридической фирме одно из требований, предусмотренных законом. Но прежде чем писать претензию, нужно разобраться в подводных камнях, которые почти всегда бывают в таких конфликтах. Когда речь идет о консультационных услугах, надо четко понимать, что является критерием их качества. Ведь потребитель не юрист, и ему сложно оценить профессиональный уровень полученных рекомендаций. Но кто может дать такую оценку? Посмотрим, что на этот счет говорит закон.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» качество услуг должно соответствовать условиям договора. Применительно к нашему случаю потребителю должны быть даны разъяснения по каждому из его вопросов, основанные на нормах действующего законодательства и изложенные на понятном для получателя консультации языке. 
Одна из самых больных проблем в спорах состоит в том, что договора либо нет, либо в нем содержатся общие фразы. Увы, они не позволяют четко определить проблему, с которой обратился потребитель, и задачу, которая была поставлена перед консультантом. Виктории же вообще была выдана квитанция, где указано, кому и за что произведена оплата, но нет никакой информации о предмете обращения.
В то же время ей были предоставлены документы, и качество их как раз могут оценить другие юристы, в том числе эксперты Роспотребнадзора. Если же консультация была устной, доказать, что вас неправильно проконсультировали, можно с помощью свидетельских показаний. Напомним, Виктория была на консультации вместе с мужем. 
С помощью представителей общества по защите прав потребителей Виктория составила письменную претензию в адрес юридической фирмы, и если она откажется возвратить деньги, намерена обратиться в суд. Общественные правозащитники согласились представлять ее интересы в суде на безвозмездной основе.

Договор дороже денег

- Единичные обращения по поводу оказания юридических услуг поступали к нам, - говорит начальник отдела по надзору в сфере защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Вологодской области Юлия Груничева.
- Главным документом, регулирующим отношения сторон, является договор, - напоминает Юлия Викторовна. - Его подписание - обязательное условие оказания юридических услуг. В этом документе четко прописывается, кто является заказчиком, кто - исполнителем, перечень услуг, стоимость предстоящей работы, а также права обеих сторон и их ответственность. B перечне услуг подробно должны быть перечислены действия, которые должен предпринять исполнитель: написать претензию, заявление, ведение дела в суде вплоть до получения исполнительного листа. В момент заключения договора можно настоять, чтобы была составлена спецификация или смета, где указывается наименование каждой из услуг, их стоимость, количество с учетом прейскуранта цен, с которым клиента должны обязательно ознакомить.
Обязательно должны быть оговорены сроки начала и окончания работ. Юридическая компания не вправе без согласия клиента выполнять дополнительные платные услуги. Если они уже были оказаны, потребитель вправе их не оплачивать. После завершения оказания услуг по договору должен быть подписан двусторонний акт приема-сдачи оказанных услуг (акт выполненных работ) с описанием объема оказанных услуг. Данный акт подписывается каждой из сторон договора. Однако подписывать его потребителю следует только при полном отсутствии претензий к юридической компании. 

Требования к качеству

Факт оказания некачественных юридических услуг доказать сложно. Самостоятельно потребитель не сможет это сделать, и, скорее всего, ему придется обращаться за помощью к другому юристу. Но прежде следует убедиться в его компетентности, чтобы не запустить и не усугубить и без того сложную ситуацию. Одним из признаком добросовестности правозащитной организации является то, что она не требует сразу полностью оплатить услуги, а просит только аванс. Остальную часть суммы клиент вносит после завершения работы.
Если он недоволен качеством услуги, то должен оформить письменную претензию на руководителя организации в двух экземплярах. Один вручается исполнителю под роспись. В случае неудовлетворения требования в установленные сроки гражданин имеет право обратиться с жалобой в управление Роспотребнадзора, а также с исковым заявлением в суд. В случае подачи искового заявления в суд потребитель в целях защиты своих нарушенных прав может обратиться в управление Роспотребнадзора по Вологодской области для привлечения его в качестве государственного органа для дачи заключения по делу и участия в суде. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: