Кому из вологжан придется заплатить «налог на полив»?

statics/images/arcticles/072020/22072020x54432ac4.jpg
В садоводческих товариществах активно обсуждают грядущие изменения и надеются на их перенос или отмену.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/072020/22072020x9647dcc5.jpg
Обычный деревенский колодец не требует ни получения лицензии, ни уплаты налога за пользование его водой.
Фото Сергея Юрова
«Говорят, что с этого года, если пользуешься колодцем, надо еще какой-то налог платить», - эти слова нынешним летом приходилось слышать от многих дачников. Вступившие в силу нововведения, касающиеся пользования подземными водами, всерьез всполошили многих садоводов и огородников не только в Вологодской области, но и по всей стране. «Красный Север» разбирался, кому и за что действительно придется заплатить. 

Недра любят счет

На самом деле за использование подземной воды в нашей стране платили давно. Правда, прежде это относилось только к организациям и предпринимателям, пользовавшимся водными ресурсами, которые подлежат лицензированию. Поводом для разговоров о «налоге на полив» стали поправки в действующий еще с 1992 года Федеральный закон «О недрах». По большому счету, они несильно поменяли текущее положение дел: все, кто использует воду в коммерческих целях, продает ее другим, должны узаконить свою скважину, установить на нее водосчетчики, постоянно передавать с них информацию и оплачивать потребляемые ресурсы. Получается, что государство стремится навести порядок в использовании своих недр и проконтролировать использование водных ресурсов. 
312

рублей за 1 000 кубометров составляет минимальный водный налог для Северного экономического региона. Максимальная ставка - 389 рублей.

- Эта тема обсуждается давно. Вода - это недра. Причем во многих странах, и в нашей тоже, ощущается дефицит питьевой воды. В Вологодской области также есть места, где подземные воды загрязнены, и требуется их очистить, чтобы они стали пригодны для использования, - отмечает председатель постоянного комитета по экологии и природопользованию Законодательного Собрания области Михаил Ставровский. 
Но теперь к таким коммерческим организациям добавились еще и садоводческие товарищества, где есть общая скважина, вода из которой по водопроводу поступает на дачные участки. 
Такие скважины с недавних пор также подлежат лицензированию. 
- Причина появления налога на подземную воду для физических лиц проста: все недра и полезные ископаемые в нашей стране являются государственной собственностью, а собственник вправе распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению. Конечно, необходимость общения со множеством контролирующих и надзирающих органов понравится далеко не всем, но надо понимать, что питьевая вода - ресурс конечный и его использование нуждается в контроле, - считает юрист Ольга Белова.
Успокоим рядовых садоводов и огородников, на участках которых есть свои колодцы или скважины. Платить за них ничего не придется, правда, если соблюдаются определенные условия. 
- Согласно статье 19 Закона РФ № 2395-1 «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков использование подземных вод для собственных нужд без получения лицензии при соответствии земельного участка условиям постановления правительства Вологодской области от 7 апреля 2009 года № 589. При этом объем извлечения должен составлять не более 100 кубических метров в сутки из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, - пояснили нам в областном департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Как подчеркнули в департаменте, не придется оформлять лицензию и на обычный деревенский колодец. 

В цифрах

Итак, как же высчитывается «налог на полив»? Каждая скважина должна быть оборудована водосчетчиком. На основании его показателей налогоплательщик должен сам рассчитывать сумму налога и оплачивать ее раз в квартал. Проще говоря, чтобы рассчитать свой налог, нужно умножить количество потребленной воды (в тысячах кубометров) на налоговую ставку.

На заметку

В каких случаях не надо платить налог на воду:
• скважина используется на личном участке в личных целях;
• воды из колодца извлекается не более 100 кубометров в сутки (около 100 тысяч литров), чего с лихвой хватает на полив огорода и прочие хозяйственные нужды;
• водоносный горизонт скважины находится выше водоносного горизонта, используемого для центрального водоснабжения.
Кто должен получать лицензию и платить налог:
• владельцы общественной скважины на несколько садовых участков, принадлежащей садоводческому товариществу. 

- Водный налог устанавливается в соответствии со статьей 333.12 Налогового кодекса РФ. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Водный налог для Северного экономического региона (к нему отнесена Вологодская область. - Прим. автора) по ставке, установленной для бассейна рек Северная Двина, Нева, Волга, составляет от 312 до 384 рублей за 1 000 кубических метров, - сообщили в департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды. 
Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Говорить о том, что, например, за скважину, забор воды из которой составляет, допустим, тысячу кубов в месяц, вы заплатите порядка тысячи рублей за квартал, было бы некорректно. 
- К ставкам применяется повышающий коэффициент. В 2020 году он равен 2,31. Кроме того, Кодексом предусмотрены дополнительные коэффициенты. Пятикратный размер налоговых ставок установлен при превышении лимита воды из объекта. При отсутствии средств измерений объемов забираемой воды применяют ставку водного налога с дополнительным коэффициентом 1,1, - пояснили «Красному Северу» в Управлении Федеральной налоговой службы по Вологодской области. 
Проверять расход воды предписано органам Росприроднадзора. 
Несоблюдение закона влечет за собой административный штраф. Согласно статье 7.3 Кодекса об административных правонарушениях, за пользование недрами без лицензии грозит штраф: гражданам - в размере от трех до пяти тысяч рублей, должностным лицам - от 30 до 50 тысяч рублей, юридическим - от 800 тысяч до одного миллиона рублей.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, чревато наложением административного штрафа на граждан в размере от двух до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от 20 до 40 тысяч рублей, на юридических лиц - от 300 до 500 тысяч рублей.

Неподъемные средства?

В 2016-2019 годах в стране действовала так называемая водная амнистия, когда лицензия для садоводческих товариществ была бесплатной. К слову, на Вологодчине, по информации департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, лицензии на пользование недрами пока отсутствуют. 
Далее за нее придется заплатить госпошлину в размере 7 500 рублей. Казалось бы, деньги не такие уж и огромные. Но больше всего дачников волнуют сопутствующие расходы и связанная с этим бумажная волокита. Допустим, для получения лицензии товариществу необходимо представить свой устав, а также паспорт скважины и протоколы химического и микробиологического анализов воды и так далее.

Комментарий

Ольга ДАНИЛОВА, 
уполномоченный 
по защите прав ветеранов 
и пенсионеров Вологодской области, член региональной Общественной палаты:

- Это федеральное законодательство, и сегодня возникает очень много вопросов по его исполнению. Допустим, если у ветерана или пенсионера есть льгота по воде и они знают, как она действует, например, при оплате жилищно-коммунальных услуг, то будут ли действовать аналогичные льготы при уплате «налога на полив» на дачном участке и как они будут рассчитываться - не до конца понятно. Второе - если есть водоснабжение, то, по логике, должно быть и водоотведение, за которое тоже, 
по идее, нужно платить. Будет ли это какой-то общий септик или очистные? Как будет осуществляться передача показаний счетчиков? Или расход воды будет начисляться по какому-то нормативу? Считаю, что система абсолютно не продумана. А ведь большая часть дачников - это люди старшего поколения, которые могут негативно отреагировать на все эти нововведения. Наша беда заключается в том, что зачастую вначале мы принимаем закон, а только потом думаем, как его исполнять. 

«Садоводы, конечно, в ужасе! Путем долгих боев в Госдуме нам удалось сократить количество необходимых для получения лицензии геологических исследований, экспертиз и прочего. Но даже при этом сокращенном числе документов в случае, например, с моим СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество. - Прим. автора) из 200 участков лицензия на скважину (она у нас качает в среднем 70 кубов в сутки) обойдется в один миллион рублей. Не получим ее - выставят штраф до одного миллиона рублей, - приводят «Аргументы и факты» слова председателя профсоюза садоводов России Людмилы Голосовой. - И лицензия - это еще не все! Помню, как на «круглом столе» в Госдуме в ноябре 2019 года выступал один председатель СНТ и сказал, что лицензию он получил (до 1 января процедура была проще), но в ней сказано, что теперь он должен по­ставить очистные соору­жения. Это один миллион рублей. У него в СНТ 70 участ­ков. А при моих 200 участ­ках на очистные надо потратить три миллиона рублей. Это что за грабеж?!» 
Действительно, откуда садоводческому товариществу взять деньги на проведение лицензирования скважины? По сути, единственным выходом остается повышать членские взносы. Одно дело - если кооператив большой. Хотя, как мы видим по приведенному примеру, расходы на них автоматически возрастают. Но в гораздо худшей ситуации могут оказаться небольшие товарищества дачников. Причем для небогатых пенсионеров, которые выращивают на своих загородных участках картошку и капусту, расходы могут возрасти весьма существенно. 
- Наш кооператив эти нововведения, к счастью, не затрагивают. У нас нет общей скважины, у каждого дачника на участке свой колодец, а за воду, которую качают из реки, деньги пока не берут, - говорит председатель садоводческого товарищества «Черкесиха» из Кадуйского района Вероника Веселова. - Но я очень сочувствую тем, у кого есть общие скважины. Ведь для того чтобы получить на нее сертификат, нужно провести кучу анализов. Должна быть асфальтированная площадка, скважина должна быть закрыта специальными материалами, чтобы она не промерзала зимой, должны быть установлены счетчики потребления воды. 
А их обслуживание и поверка - это тоже деньги. Так и набегают сотни тысяч рублей. Для нас это неподъемные деньги. 70% членов нашего товарищества - это пенсионеры. Им и так хватает расходов на содержание дороги, организацию видеонаблюдения. К тому же сейчас нас заставляют снова проводить межевание участков, хотя соответствующие документы были получены при их покупке. 
И за это каждому дачнику придется заплатить примерно по 10 тысяч рублей. Поэтому государство, на мой взгляд, должно отменить решение по налогу на воду и искать другие ресурсы для пополнения казны. 
Одним словом, у принятой инициативы пока больше вопросов, чем ответов. По информации из открытых источников, депутаты Госдумы обсуждают перенос лицензирования скважин на 1 января 2022 года. В свою очередь, садоводы-общественники считают, что эти нововведения нужно не переносить, а вовсе отменять. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: