«Матильду» охраняют полицейские в штатском

statics/images/arcticles/112017/01112017x6c300461.jpg
История о романе последнего российского императора и балерины - обычная мелодрама, имеющая мало общего с историческими событиями тех лет.
Кадр из фильма
statics/images/arcticles/112017/01112017x5ed9619a.jpg
На вечерние сеансы «Матильды» во многих вологодских кинотеатрах практически полные залы.
Фото Сергея Юрова
Разделивший российское общество на два непримиримых лагеря задолго до своей премьеры фильм «Матильда» вышел на большие экраны. У посмотревших ленту вологжан картина также вызвала полярные эмоции.

Истерия лучше рекламы

За первый уик-энд «Матильда» собрала вполне приличную по нашим меркам кассу - 201,4 миллиона рублей. Уступила лента Алексея Учителя лишь другому российскому блокбастеру - «Последний богатырь», который смог собрать за первые прокатные выходные более 416 миллионов.
На субботнем вечернем сеансе в сетевом череповецком кинотеатре зал был практически полон. В фойе публика всех возрастов активно обсуждала путь ленты к зрителю. Некоторые до последней минуты не были уверены, что увидят картину. Напомним, депутат Госдумы Наталья Поклонская и немалая часть православной общественности посчитали, что фильм Алексея Учителя о романе Николая II и балерины Матильды Кшесинской показывает абсолютно неисторический образ последнего российского императора. До выхода ленты в прокат радикально настроенные ее противники совершили несколько экстремистских выходок, в том числе попытку поджога кинотеатра.
Именно истерия вокруг фильма поспособствовала тому, что многие из жителей региона решили сходить на «Матильду».
- Я вообще костюмированное историческое кино не люблю да и царской семьей не очень-то увлекалась, но вся эта история с возможным запретом на показ меня заинтересовала. Вот пришла лично посмотреть, что же в фильме Учителя такого кощунственного по отношению к памяти Николая, - говорит пенсионерка Ирина Евдокимова.
- Интерес к картине выше среднего, если сравнивать с другими российскими премьерами этого года, - говорит старший менеджер кинотеатра Алина Хомякова. - С голливудскими блокбастерами сборы не сравнишь, но народ идет, интересуется, билеты покупает. Время для премьеры прокатчики выбрали очень удачное. Сейчас на экранах у «Матильды», по сути, нет конкурентов. Несколькими неделями ранее ей бы пришлось соперничать с «Бегущим по лезвию 2049», а вышла бы картина чуть позже, кассу пришлось бы делить с предновогодним кино.
Были среди публики и те, кто опасался идти на фильм Алексея Учителя. Свежи еще в памяти угрозы самых агрессивных «защитников» последнего царя. Чтобы не допустить эксцессов, многие кинотеатры в стране перед премьерой усилили меры безопасности.
- Мы также усилили охрану. Кроме того, на каждом сеансе «Матильды» у нас дежурят сотрудники правоохранительных органов в штатском. На моей памяти такая ситуация в Вологде впервые, - рассказал «Красному Северу» руководитель «Киноцентра «Вологда» Илья Рассадин. - Будем показывать этот фильм до 15 ноября. Пока не знаю, когда откажемся от усиления безопасности. Может, снимем ее и пораньше.

Без претензий на великое

Сама же «Матильда» откровенно разочаровала. При всей красоте картинки, дорогих костюмах и декорациях, прекрасном актерском составе это банально слабое кино. Споры вокруг картины до ее премьеры, к сожалению, оказались куда более увлекательным действом, чем обсуждение самого фильма. Для начала - это никакое не историческое кино. «Матильда», как принято говорить, - картина, основанная на реальных событиях.
- Здесь слишком много допущений и авторских придумок. Граф Воронцов, в пылу ревности бьющий по лицу наследника престола, сцена во время коронации Николая II
и многое другое просто не могло происходить в реальности, - уверен череповецкий историк Дмитрий Сулимов. - История романтических отношений будущего императора с балериной, которая, кстати, что бы там ни говорили, довольно хорошо уже изучена, превращена в какой-то лубок, фальшивую мелодраму.
Да и вообще, вместо исторического кино Алексей Учитель «подсунул» публике самую настоящую мелодраму о слабом, робком и романтичном царе, который влюбляется в симпатичную балерину, но испытывает к ней, скорее, страсть, а под напором обстоятельств и вовсе выбирает служение Родине и находит, наконец, настоящую любовь - свою супругу Александру.
На экране все элементы жанра - воспоминания героя о прекрасной Матильде, ревнивый соперник и наставляющие на путь истинный старшие товарищи. О каком историческом кино можно говорить, когда за весь фильм только в одной сцене показывается, как Николай хоть сколько-нибудь занимается государственными делами? Все остальное о страсти, любви и душевных метаниях. Говорить о провисающем сюжете, нелогичном сценарии, карикатурности персонажей и вовсе не хочется.
В итоге у тех, кто пришел посмотреть историческую картину, которыми всегда славился отечественный кинематограф, мнение о «Матильде» оказалось негативным. А вот поклонники легкого жанра, наоборот, остались в восторге, называя в социальных сетях фильм «прекрасной сказкой» и «душевной историей», попутно хваля съемочную группу за великолепные декорации, дорогие костюмы и красиво раскрытую любовную линию.
«А мне «Матильда» понравилась, - написала на своей страничке в социальной сети пресс-секретарь Вологодского отделения Северной железной дороги Лилия Сенченко. - Красивая история про любовь. Без претензий на великое, просто история. Хорошо поставленная и сыгранная. Никакого скандального подтекста - кино про людей и их отношения».

Комментарии

Антон Белов, кинокритик:
- Слабо. Очень слабо. Не ожидал от Алексея Учителя такой «поделки». Очень много ляпов в сюжете, в постановке. Один эпизод со взрывающимся плотом чего стоит! Думаю, что «Матильда» стала жертвой истерии вокруг фильма. Если бы ее не представляли со всех сторон (особенно ее противники) как настоящую биографическую картину про последнего царя, то и впечатление от нее у большинства публики осталось бы куда более положительное. Многие пришли на сеанс в поисках исторически точного образа царя и реконструкции событий, предшествовавших его коронации, а в итоге получили слезливую мелодраму.
Татьяна Канунова, киновед:
- «Матильда» - обычная мелодрама. Ничего, что бы порочило образ царя, я там не заметила. Он представлен на экране как обычный наследник престола. Подобных исторических мелодрам 
о царственных особах в кинематографе всегда было очень много. Например, из самого нового - сериал «Корона» о британской принцессе Елизавете. 
Так что подобный жанр имеет право на существование. Просто не надо ждать от «Матильды» чего-то особенного. Это обычный проходной фильм без особых претензий на высокое искусство.
Дмитрий Ледовский, религиовед, преподаватель Вологодской духовной семинарии:
- «Матильда» - не первый фильм, где в качестве героя выведен человек, почитаемый Церковью. Вспомним ленту 60-х годов прошлого века «Андрей Рублев», поставленную великим режиссером Андреем Тарковским. Многие рецензенты считают, что работа Алексея Учителя не выходит за рамки обычного голливудского костюмного фильма. Но соответствует ли это великолепие исторической правде? А ведь конец XIX века - не время Андрея Рублева, материала достаточно. Митрополит Иларион, посмотрев картину Учителя, считает, что в ней «исторические факты передергиваются». Зачастую мы не о фильме говорим, а об отношении к тому информационному шуму, который вокруг него возник и не стихает уже долгое время. Конечно, он никак не соответствует его художественному значению, и я согласен с мнением, что это - типичный продукт массовой культуры. 
Кино Алексей Учитель Матильда

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: