Молочные реки попадают в опасное русло

statics/images/arcticles/052018/23052018xa192e74d.jpg
Производство молока является одной из ключевых отраслей сельского хозяйства региона.
Фото из архива «Красного Севера».
statics/images/arcticles/052018/23052018x49d6ff931.jpg
Екатерина Дубова.
В Вологодской области снизились закупочные цены на сырое молоко. Хорошо это или плохо для потребителей? Каких последствий ожидать производителям?

Внесезонное снижение

По итогам апреля средняя цена закупок сырого молока молокоперерабатывающими предприятиями области составила 25,1 рубля за килограмм. Если же проследить динамику цен с начала нынешнего года, то картина следующая: январь - 24,8 рубля, февраль - 25,15 рубля, март - 25,3 рубля. 
В то же время, по данным мониторинга Минсельхоза России на 12 апреля, средневзвешенная цена сельскохозяйственных производителей по Российской Федерации на сырое молоко составила 22,63 рубля за килограмм (минус 0,22 рубля за неделю и минус 2,10 рубля к концу декабря 2017 года).
Эти данные привела начальник отдела животноводства и племенного дела областного департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Екатерина Дубова, подчеркнув, что в целом с начала года ситуацию по закупочным ценам на сырое молоко в области можно оценить как более стабильную, чем в целом по стране.
Крупные предприятия молокопереработки, такие как ПК «Вологодский молочный комбинат, ОАО «Северное Молоко», АО «Учебно-опытный молочный завод ВГМХА имени Н. В. Верещагина», ПК «Шекснинский маслозавод», отметила она, в этом году цены на сырое молоко практически не снижали.
Именно эти предприятия закупают основные объемы «областного» молока. К примеру, почти весь Вологодский район, за немногими исключениями, продает его ВМК, который перерабатывает в день свыше 300 тонн сырья.
- Руководители областных молокоперерабатывающих предприятий понимают важность добросовестных партнерских отношений в сельском хозяйстве, - подчеркивает Екатерина Дубова. - Понимают, что нельзя допустить снижение цены порога его себестоимости, это приведет к вынужденному уменьшению поголовья КРС. Уменьшить поголовье можно за один день, а чтобы нарастить его, нужны годы.
Впрочем, похоже, официальная статистика, которой оперирует Екатерина Анатольевна, несколько расходится с неофициальной. Руководители двух крупных хозяйств - Геннадий Шиловский, возглавляющий колхоз «Родина» в Вологодском районе, и Василий Жильцов, руководитель колхоза «Покровский» в Грязовецком районе, в разговоре с нами сообщили, что то же «Северное Молоко» в этом году уже дважды снижало закупочные цены, правда, пообещав поставщикам, что больше этого делать не станет.

Минсельхоз ищет решение

Наш интерес к закупочным ценам на молоко-сырье возник отнюдь не случайно: во многих регионах России они стали падать буквально с начала года, хотя обычно некоторый сезонный спад начинается в апреле-марте и продолжается до сентября.
В числе основных причин снижения закупочных цен эксперты называют колоссальный «вброс» на российский рынок сухого молока из Беларуси и даже Новой Зеландии, рост импорта сливочного масла, увеличение производства самого молока в хозяйствах, снижение его потребления, перенос срока введения системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий». Они также не исключают сговор крупных игроков молочного рынка и трейдеров, которые закупают молоко у производителей. В некоторых регионах этот вопрос даже рассматривался в территориальных управлениях антимонопольной службы.
- На самом деле ни одна из этих причин для нас не сыграла решающего значения, - уверена Екатерина Дубова. - Начнем с того, что вологодские молокоперерабатывающие предприятия, выпускающие натуральные молочные продукты, не используют сухое молоко для их производства, как, кстати, и пальмовое масло. На них нет даже оборудования для того, чтобы работать с сухим молоком. 
Да, конечно, есть отдельные виды продукции, которые изготавливаются с добавлением сухого молока, но это все в незначительных количествах и строго по ГОСТам. И еще один довод: до недавнего времени сухое молоко было настолько дорогим, что нам всегда было проще изготовить продукцию из сырого молока, недостатка в котором в области не было.

Солидные партнеры - солидные отношения

Несмотря на то, что в целом ситуацию в молочном животноводстве области Екатерина Дубова оценила как стабильную, она признает: 
проблемы есть. К примеру, в конце марта предприятие молокопереработки из Архангельской области в одностороннем порядке, буквально в один день разорвало договорные отношения и отказалось закупать молоко у трех хозяйств из Верховажского района. Три дня хозяйствам пришлось сбывать его, что называется, за копейки, а затем с помощью департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов нашей области их удалось «пристроить» на ООО «Вологодское мороженое».
- Если подобная необходимость возникнет на других предприятиях, мы также будем делать все возможное, чтобы переориентировать поток их молока на предприятия области, - заверила Екатерина Анатольевна. - К тому же молокоперерабатывающие предприятия региона понимают всю сложность возникшей ситуации в молочном животноводстве. Наиболее уязвимы сегодня именно те производители, которые предпочитают реализовывать молоко за пределы нашего региона.
Конечно, в этом случае речь идет не о крупных хозяйствах, у которых выстроены долгосрочные отношения с такими солидными компаниями, как, например, «Данон», «Конпина» или «Вимм-Билль-Данн». 
- Мы уже 15 лет работаем с «Данон-Индустрией», заключаем годовой контракт, где прописаны закупочные цены, поэтому никаких неприятных сюрпризов в течение года в этом отношении не бывает. У нас доверительные партнерские отношения, мы для них серьезный поставщик, поэтому наше сотрудничество имеет взаимовыгодный характер. Хотя, безусловно, сезонное снижение - примерно с марта-апреля по сентябрь - есть и у нас, и оно оговорено, - поясняет Василий Жильцов.
Нажимидин Халмурзаев - предприниматель из Вологодского района - тоже сдает молоко на «Вимм-Билль-Данн». Объемы у него невелики - раз в два дня отправляет на предприятие чуть более 11 тонн.

Кстати

К сожалению, в области немало и таких предприятий, которые работают с трейдерами, по сути - перекупщиками. Недавно в Москве проходил съезд «АККОР», где обсуждалась ситуация в молочной отрасли, и представители регионов подчеркивали: пострадали именно те, кто работает с трейдерами. Они не только демпингуют цены, но и, более того, могут в любой момент расторгнуть договорные отношения, и предприятия - поставщики сырья оказываются в безвыходном положении, не зная, куда девать молоко.
Почему же эти предприятия соглашаются работать со столь ненадежными партнерами? Ответ прост: потому что в какой-то момент те посулили им более высокую закупочную цену.
Некоторые производители отдают предпочтение такому фактору, как стоимость молока, порой забывая о сохранении стабильных партнерских отношений с надежным переработчиком, хотя в этом случае у них нет никаких гарантий, и надо понимать, что риск здесь достаточно высок, констатируют в  департаменте сельского хозяйства и продовольственных ресурсов.

- У нас с начала года все стабильно было, но вот второй месяц, как цена упала до 20 рублей за литр, - констатирует он.
Для себя предприниматель это падение объясняет сезонностью, а вот за коллег-фермеров, которые «обжигаются на молоке» с самого начала года, искренне переживает:
- Мы же друг с другом общаемся, интересуемся, как дела идут, так они все жалуются, что закупочные цены падают еще с января. Мне кажется, у тех, кто закупает молоко, сговор на понижение цен. Крупные предприятия они не трогают, а у фермеров объемы не такие большие, поэтому ими легче всего манипулировать.
В Вологодской области производство молока, в отличие от других регионов России, сосредоточено в общественном секторе - объемы в сельхозорганизациях составляют 92,9% от общего объема производства. Так, в 2017 году хозяйствами всех категорий произведено 509,7 тысячи тонн молока, в том числе в сельхозорганизациях - 473,9 тысячи тонн, в крестьянских хозяйствах - 17,7 тысячи, в личных хозяйствах населения - 18,1 тысячи тонн.

Три кита стабильности

Сегодня гарантировать стабильность закупочных цен производителям молока могут три условия: прямые поставки, долговременное сотрудничество с переработчиками на основе контрактов и снижение себестоимости.
Практика показывает, что в большей степени защищены те производители, у которых есть годовые договоры на поставки. Более того, сейчас Минсельхоз ориентирует на заключение трехлетних договоров. Тот же «Данон», например, уже это делает. Недавно одно из наших грязовецких предприятий подписало такой договор. А в недрах министерства даже обсуждается идея предоставлять преференции предприятиям переработки в том случае, если они заключают именно такие - трехлетние - договоры с производителями.
Безусловно, труднее всего приходится небольшим крестьянским хозяйствам: они находятся в зависимом положении, поскольку объемы молока у них невелики и переработчики всегда могут найти им замену, тех, кто окажется более сговорчивым, признают специалисты. Но и в этом случае у них есть возможность сотрудничества с областными предприятиями переработки, и департамент сельского хозяйства и продресурсов им в этом активно помогает.
Не надо забывать и о финансовой поддержке отрасли молочного животноводства на федеральном и региональном уровнях. Это субсидии на литр молока, на строительство и реконструкцию комплексов, на прирост поголовья, покупку племенного молодняка. 
В общей сложности в прошлом году на эти цели было направлено 794 миллиона рублей.
Закономерен вопрос: способны ли областные предприятия переработать весь тот объем молока, который могут предложить им производители? Специалисты не сомневаются: способны. Предприятия молокопереработки региона, а их у нас 16, включая «Вологодское мороженое», которое также использует натуральное молоко, могут в день переработать две тысячи тонн молока. Тем более что сейчас начал работать Вологодский молочный агропромышленный комбинат в Устюжне, а Череповецкий молкомбинат наращивает производство и планирует вернуться к тем объемам, которые он потерял.
Несмотря на высокую конкуренцию на рынке готовой молочной продукции, у вологодской «молочки» есть ряд преимуществ, которые гарантируют ей устойчивый сбыт. Прежде всего это высокое качество, которое подтверждается брендом «Настоящий Вологодский продукт». Надо отдать должное дальновидности руководства области, которое приложило много усилий к тому, чтобы бренд «Настоящий Вологодский продукт» стал узнаваем не только на территории региона, но и за его пределами. Сегодня ему уже 15 лет, и он успешно обеспечивает стабильный сбыт вологодской молочной продукции.
Для простого потребителя проблемы производителей молока на первый взгляд незаметны: если какой-то молочный продукт в магазине подорожал, всегда найдется подходящая альтернатива. Но если политика закупщиков вынудит мелких производителей уйти с рынка, это может обернуться повышением цен и на прочую молочную продукцию.
Сельское хозяйство Продовольствие

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: