Можно ли бесплатно попасть к платному врачу?

statics/images/arcticles/032020/11032020xc5371c4a.jpg
Наиболее часто вологжане получают услуги платных клиник по полисам ОМС в сфере репродуктивных технологий и планирования семьи.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/032020/11032020x70cb8f14.jpg
Возможность попасть в частную клинику по полису ОМС у пациента есть в нескольких ситуациях, в том числе при необходимости получения высокотехнологичной медицинской помощи.
Фото Сергея Юрова
Почему в большинстве частных клиник не принимают по полису ОМС? Этот вопрос часто задают читатели «Красного Севера». Многие напоминают, что государственное финансирование в системе обязательного медицинского страхования выделяется на каждого гражданина страны, но некоторые не посещают муниципальные поликлиники. Тогда почему нельзя направить хотя бы часть этих средств докторам в частные медцентры, куда хотел бы ходить пациент? В ситуации разбирался наш корреспондент.

Цена вопроса - жизнь

С 2011 года, когда в России начал действовать Закон «Об обязательном медицинском страховании», частные клиники получили право оказывать пациентам услуги в том числе в системе ОМС. Сначала желающих сотрудничать с Фондом обязательного медицинского страхования было немного, но с годами ситуация изменилась: платных медучреждений стало больше, конкуренция обострилась, доходы населения снизились… Сейчас частники даже судятся за возможность работать по программе госгарантий. 
18,2

тысячи рублей  в год составляет подушевой норматив на медобслуживание каждого человека, у которого есть полис ОМС. В реальности человек может получить услуг гораздо меньше или гораздо больше.

Пример - ООО «Вологодская неотложка», которое пожаловалось на дискриминацию в областное Управление ФАС. По мнению «неотложки», объем вызовов «скорой помощи» распределяется несправедливо. К примеру, в прошлом году государственной «Станции скорой медицинской помощи» в Вологде выделили 114 тысяч вызовов, а коммерческой - чуть более 400 в Вологодском районе. В 2020 году «неотложка» осталась вообще без госзадания. В этой ситуации уже разбираются антимонопольщики.
- В конце прошлого года «Вологодская неотложка» вышла из территориальной программы ОМС, отказавшись таким образом от предложенных вызовов. Их объемы были возвращены государственной «Станции скорой помощи». 
В этом году «неотложка» вновь заявилась на участие в программе, эту заявку рассмотрит специальная комиссия, - рассказал заместитель начальника департамента здравоохранения области Максим Трусов. 
- Мы не против конкуренции: работы всем хватит, - поддержал коллегу главный врач вологодской «Станции медицинской скорой помощи» Юрий Маркевич. - Но у «неотложки» даже нет своей диспетчерской службы, чтобы принимать вызовы. Переадресовывать со своей мы не можем: кто будет контролировать частников? Как мы узнаем, прибыл ли по адресу экипаж, оказал ли помощь людям? И кто будет отвечать за некачественные медуслуги? Кроме того, по закону мы не имеем права передавать персональные данные пациентов сторонним компаниям. Если решатся все эти проблемы, тогда пожалуйста - мы готовы доверить «неотложке», к примеру, хоть весь Вологодский район. Но еще раз подчеркну: в организации этой работы все должно быть взвешенным и продуманным. Здесь цена вопроса - человеческие жизни и здоровье.

Хотим в систему ОМС!

О своем желании принимать пациентов, за которых платит Фонд обязательного медицинского страхования, заявляют и другие частные медучреждения.
- Мы тоже хотим работать в системе ОМС, у нас есть несколько хорошо оснащенных клиник (нет разве что роддома и стационара), есть полный спектр узких специалистов, детских и взрослых, - делится директор медицинского центра «Вита» Владимир Николаев. - Мы регулярно подаем заявки на участие в программе ОМС, и так же регулярно нам отказывают. Госзаказ мы получаем только на ЭКО, так как экстракорпоральным оплодотворением государственные клиники не занимаются в принципе. Да еще (уже который год) нам дают заказ на четыре операции в дневном стационаре нашего травмоцентра. Четыре случая в год! Это даже не капля в море, это статистическая погрешность, если учесть, что государственные больницы и поликлиники получают по 500 - 700 случаев и больше! А ведь мы могли бы быстро и качественно оперировать у пациентов паховые грыжи, удалять больные варикозом вены, проводить артроскопии (щадящим методом лечить поврежденные суставы) и выполнять другие «операции одного дня», которых люди порой вынуждены ждать не один месяц. Тарифы ОМС нас устраивают, сейчас, когда платежеспособность населения падает, мы боремся за каждую копейку, но, увы…

Мы тоже хотим работать в системе ОМС, а уже который год нам дают заказ на четыре операции в дневном стационаре нашего травмоцентра. Четыре случая в год! Это даже не капля в море, это статистическая погрешность, если учесть, что государственные больницы и поликлиники получают по 500 - 700 случаев и больше! А ведь мы могли бы быстро и качественно оперировать пациентов, которые вынуждены ждать операций не один месяц. 

Владимир Николаев,
директор медицинского центра «Вита»
- Частным организациям выгодно работать в страховой медицине: в этом случае они гарантированно получат финансирование, - подтверждает Елена Бахвалова, замдиректора Территориального фонда ОМС по экономическим вопросам. - Скажем, на то же ЭКО утверждены высокие тарифы: одна процедура стоит около 130 тысяч рублей. Попав в программу ОМС и получив, к примеру, 50 гарантированных пациентов, частная клиника, оказавшая им услуги, может рассчитывать на 6,5 миллиона. А вне программы ей придется хорошо потрудиться, чтобы заработать эти средства: развернуть рекламную кампанию, найти клиентов, заслужить хорошую репутацию. Да и большинство людей скорее предпочтут бесплатную помощь (по полису) в медучреждении, которое работает в системе ОМС, а значит, постоянно проверяется на качество услуг. 
Следует пояснить, что программу оказания бесплатной медицинской помощи в регионе ежегодно разрабатывает департамент здравоохранения. А специальная комиссия, куда входят представители департамента, Территориального фонда ОМС, страховой компании, профсоюзов и областной Ассоциации врачей, распределяет объемы оказания медпомощи между учреждениями - государственными и частными. 
В этом году на программу госгарантий, которую финансируют Фонд ОМС, федеральный и областной бюджеты, выделено около 22 миллиардов рублей. Подушевой норматив на Вологодчине составляет 18,2 тысячи рублей. Именно эта сумма заложена на год на мед­обслуживание каждого человека, у которого есть полис ОМС. 
- С этими средствами человек прикрепляется к конкретной поликлинике, где он будет лечиться. Только при отсутствии каких-либо узких специалистов в медицинской организации он может посещать другую поликлинику, что предусмотрено Программой госгарантий. Программа подразумевает страховой принцип, что дает возможность пациенту получать медицинскую помощь - от амбулаторной до высокотехнологической (ее стоимость может достигать 100 и более тысяч рублей). А может, человек ни разу за год не сходит к врачу, а значит, не потратит ни копейки, - рассказывает заместитель начальника областного Департамента здравоохранения Максим Трусов. 
Тарифы на медуслуги тоже рассчитываются не «с потолка»: бензин, оборудование, зарплата медиков, расходные материалы. Отсюда и цифры в программе госгарантий. К примеру, вызов скорой помощи в Вологде (обычной, не реанимационной) стоит сейчас 2 628 рублей, прием у зубного врача - 784. Как следствие, стоматологические клиники в страховую медицину не спешат: по этим тарифам им работать невыгодно. Да и ответственность в системе ОМС больше: там проверки, штрафы, жесткий контроль со стороны надзорных органов. По той же причине частники не хотят открывать коммерческие терапевтические службы. 

Кто счастливчик?

На Вологодчине сейчас насчитывается около 700 частных медцентров, филиалов иногородних клиник и предпринимателей (массажисты, стоматологи, остеопаты). Из них в системе ОМС работают только 40, включая медучреждения, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Волгограде. В основном их профиль - все то же ЭКО, реабилитация и офтальмология. В этом перечне - ООО «Бальнеоклиника», ООО «Офтальмологический центр», санаторий «Новый источник», ООО «Ава-Петер», ООО «Центр ЭКО», ООО «Красота и здоровье». Давно и успешно в системе ОМС функционирует и вологодская «Бодрость» (медцентр, поликлиника и центр гемодиализа). Она обслуживает микрорайон, где нет государственных медучреждений. А единственная частная зубная клиника, принимающая пациентов по полисам ОМС (ООО «Северная стоматология +»), лечит жителей Зашекснинского района Череповца (полный перечень медучреждений можно найти на сайтах областного департамента здравоохранения и Территориального фонда ОМС).
К примеру, Вологодская областная бальнеолечебница открылась после восстановления и модернизации в 2018 году, а в 2019 - включилась в программу госгарантий. Нынче по полисам ОМС она примет 500 пациентов с неврологическими болезнями. Однако эти объемы в учреждении считают недостаточными. 
- Мы готовы принять гораздо больше пациентов - до 2 700 в год, что и было заявлено в Фонд ОМС, - говорит исполнительный директор ООО «Бальнеоклиника» Ольга Пидперигора. 
- Распределяя бюджетные средства, мы, конечно же, делаем упор на организации, давно работающие в системе ОМС, которые в большинстве своем являются бюджетными, - рассказывает Елена Бахвалова. - Там, где они справляются, нет необходимости отдавать госзаказ частным клиникам. Другое дело, если возникают проблемы. Скажем, очередь на операции в государственной глазной больнице затягивается: пациенты с катарактой ждут бесплатной замены хрусталика по нескольку месяцев. В этом случае и приходит на помощь частная клиника системы ОМС: бабушки-дедушки едут на бесплатную операцию в Ярославль, туда же мы перечисляем деньги за их лечение. С одной стороны, это хорошо: наши земляки быстрее получают медицинскую помощь. С другой стороны, частная клиника оттягивает часть средств от бюджетных больниц и поликлиник, которым и так нелегко живется.
- Страховая медицина - это не бизнес,  не получение прибыли, а  возмещение затрат лечебным учреждениям за оказанную медицинскую помощь, - подчеркивает Максим Трусов.
Приоритет госучреждениям отдают и в других регионах, распределяя плановый объем медуслуг. Как объясняют в департаменте здравоохранения, у бюджетников - огромные расходы: налоги на землю и собственность, счета за электричество и воду, медоборудование, зарплаты персонала. Для государственных больниц и поликлиник остаться без финансирования - это путь к банкротству. При этом нужно учесть, что они должны гарантированно обеспечить гражданам бесплатную помощь, в отличие от частников, которые могут закрыться в любой момент. 
Что же касается очередей к узким специалистам, то эту проб­лему должны решить кадровая программа в здравоохранении и бережливые технологии. Они внед­рены в большинстве поликлиник области, когда к врачу можно записаться в терминале, в Интернете, по телефону. Если же какого-то специалиста в госучреждении нет, то человека могут направить в другой медцентр (в том числе частный), заключив с ним договор и перечислив нужную сумму за оказанную услугу (в данном случае - прием у доктора). Так же поликлиника может поступить, если сама не справляется с наплывом пациентов. Практика таких взаиморасчетов при страховании реально существует с 2018 года.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: