На зарядку становись: приживутся ли у нас электрокары?

statics/images/arcticles/032023/07032023xd6e45153.jpg
Транспорт на электротяге не загрязняет атмосферу, в то время как обычный автомобиль выбрасывает в день около 10 килограммов углекислого газа, то есть более двух тонн в год.
Фото Игоря Аксеновского

Электротранспорт понемногу набирает популярность. Если в 2017 году в областном центре был зарегистрирован единственный электромобиль, то сейчас их количество перевалило за 200. Мы решили выяснить, в чем плюсы и минусы такого транспорта для потенциального владельца.

Экономично и экологично

Вологжанин Антон Зеленцов давно задумывался о покупке электромобиля. Его брат-офицер, служивший на Дальнем Востоке, освоил там гибридное авто (электродвигатель плюс двигатель внутреннего сгорания) - понравилось. Антон «заразился» и досконально изучил тему: проштудировал Интернет, провел подсчеты и в 2020 году на онлайн-аукционе в Японии купил подержанное авто. Шестилетняя машина обошлась ему в 650 тысяч рублей.

- Помню, был карантин по ковиду, когда мою «японку» доставили в безлюдную, будто вымершую Москву. ЭЗС в то время на трассах практически не было: мы с грехом пополам перегнали авто в Вологду, остановившись на зарядку в Переславле-Залесском, - вспоминает автомобилист. - Потом я заряжал машину в своем гараже от обычной розетки, а знакомые и незнакомые люди крутили пальцем у виска: мол, зачем тебе это надо?!

Позднее приятели настойчиво просились на тест-драйв и без устали расспрашивали. Да так, что Антон даже завел свой канал на YouTube. Там объяснял: «электричкой» он доволен, она надежнее, экологичнее и комфортнее обычной машины. Да и хлопот с ней гораздо меньше, чем с авто с ДВС.

- Моя работа была связана с разъездами по городу, в итоге за год и три месяца я накатал 50 тысяч километров. При этом моя «ласточка» ни разу не подвела, - объясняет Антон. -Лишь однажды зимой в 30-градусный мороз зарядку я не рассчитал - пришлось толкать авто 200 метров до дома. Но расчетливым водителям это не грозит: машина пять раз напоминает о том, что электротопливо на исходе, и даже выстраивает по навигатору путь до ближайшей ЭЗС. Сейчас их в Вологде немало. На быстрых можно заправить «полный бак» за полчаса летом, а зимой - за час. В это время, если выбрать зарядку у ТРЦ, можно сходить за покупками или в кино. Ну а на ночь можно поставить авто заряжаться у дома. На парковке я уже установил столбик с розеткой: работа заняла несколько часов, правда, на оформление документов у меня ушло четыре месяца.

Экономия - еще один существенный плюс, объясняет вологжанин. Если на 100 километров в городе обычный автомобиль съедает бензина на 500 - 700 рублей, то «электрического заряда» в теплый сезон потребуется на 70, а в холодный - на 150 - 200. Плюс к этому электромобиль не ломается (коробки передач там нет, только электрика), практически не требует обслуживания. Это в машинах с ДВС каждые 10 тысяч километров надо менять масло и фильтры, потом - свечи зажигания и антифриз. В авто с электротягой замены требует лишь масло в редукторе, и то через 60 тысяч километров пробега. Кроме всего прочего, владельцы электрокаров в регионе освобождены от уплаты транспортного налога. В частности, Антон Зеленцов за пару лет, не напрягаясь, сберег немалую сумму и сменил свою «японку» на более свежую - 2016 года выпуска.

- «Электричкой» я доволен, в обычную машину уже не пересяду: это очень дорого и некомфортно, - делится автомобилист. - Там гул, толчки, вибрации, перегазовки, а тут сел, нажал кнопочку - и бесшумно тронулся в путь. Думаю, что в городах с развитой инфраструктурой электромобили будут очень востребованы как в пригородах, так и в частных домах. Уже сейчас они популярны в поселках под Вологдой: Прилуках, Можайском, Семенкове, Кубенском. Их жители, что ездят на работу в областной центр, только на топливе экономят до 20 тысяч в месяц: с учетом сельского ночного тарифа они тратят 50 рублей на 100 километров пути.

Только не в такси

- В личных целях и для города «электричка» - это просто находка: утром - на работу через школу (по пути закинуть детей), вечером - домой через магазин. А вот для пассажирских перевозок это не вариант, - уверен Александр, владелец вологодского таксопарка «Премиум 35».

Вологжанин признается: он «повелся» на красивую рекламу и прошлой осенью в московском автосалоне приобрел сразу пять российских электрокаров. При таком «мелком опте» часть покупки субсидировал Минпромторг, в итоге каждое авто обошлось предпринимателю в два миллиона рублей вместо трех. За руль хозяин посадил самых опытных и аккуратных водителей, но уже через месяц, зимой, с «электричками» начались проблемы.

- Для южных регионов электромобили, может, и хороши, а вот для северных - увы и ах: в пятиградусные морозы зарядки им хватает на 200 километров, а в минус 35 - всего на 70. Да и скорость они теряют: в холода, было дело, тянули не больше 30 километров в час (о дальних перевозках, к примеру, в Череповец, Ярославль можно и не мечтать). При этом зарядка стоит около 600 рублей, словом, невыгодно - обещанной экономии у нас не вышло, - вспоминает Александр. - С запчастями тоже трудно: их негде взять, если, скажем, «электричка» попадет в ДТП. Я даже связался с заводом-производителем, там ответили: пишите список, будем думать. До сих пор они и думают, а поломки уже были. На одной из машин дважды вылетал блок зарядки - нам ее чинили по гарантии. Нет, я больше не куплю в такси такие электрокары. Сейчас один из них хочу отдать жене: ей самое то ездить по магазинам.

Комментарий

Алексей ЛОГАНЦОВ, генеральный директор группы компаний «Логасофт», председатель АЭТИ:

- Переход на электротранспорт, думаю, не за горами: сейчас для этого создаются все условия. В частности, стоимость электромобилей (раньше она была заоблачной) сравнялась с ценой на машины с двигателем внутреннего сгорания. При этом технологии шагнули вперед: уже есть «электрички», которым, как показало тестирование в Монголии, не страшен даже 60-градусный мороз. Добавьте к этому заботу об экологии: транспорт на электротяге не загрязняет атмосферу, в то время как обычный автомобиль выбрасывает в день около 10 килограммов углекислого газа, то есть две тонны в год. Или миллион тонн в масштабах нашей области, где насчитывается свыше 500 тысяч транспортных средств.

Как социально ответственный бизнес наша группа компаний уже перевела на электричество 40 процентов своего автопарка, а как оператор проекта «Зарядка РФ» за последние два года мы подтянули в регионе инфраструктуру. К примеру, в Вологде она даже избыточна, если учесть, что 85 процентов автомобилистов используют домашнюю зарядку (у подъездов, в частных домах, на работе). Итог: если раньше на «электричках» мы не могли выбраться из областной столицы, то теперь можем спокойно доехать до Череповца, Великого Устюга, Москвы. Более того, мы уже установили зарядные станции в Санкт-Петербурге и Петрозаводске, в планах - Ярославская, Костромская, Архангельская, Московская области. И, конечно, Вологодская: мы намерены открыть ЭЗС на федеральных трассах во всех муниципалитетах. Причем денег мы на этом не зарабатываем - это наша миссия и наш вклад в осознанное развитие общества.

- «Электрички» и такси - это разные вещи, - согласен автолюбитель Евгений Турунцев. - Это в Китае зарядка поставлена на поток: там электрокар заезжает на подъемник, где робот снимает с него пустую батарею и прикручивает полную заряженную. У нас же таксисты, постоянно пользуясь быстрой зарядкой, так же быстро рискуют сгубить батарею.

Сам Евгений как сотрудник группы компаний «Логасофт», продвигающей электротранспорт, уже год ездит на служебном электромобиле, правда, дальше 40 - 50 километров от Вологды старается не уезжать (иначе его батарейки мощностью 35 киловатт на обратный путь не хватит). Ну а будь батарея мощнее (к примеру, 100 киловатт), можно спокойно ехать хоть в Москву, делится автомобилист:

- Идеальный вариант - иметь в семье две машины: обычную для дальних путешествий и электромобиль для города (его топливо выгоднее бензина в пять раз). Я искренне верю, что это транспорт будущего, хотя он и развивается не так быстро, как этого бы хотелось. Но, думаю, в ближайшие пять - семь лет с расширением инфраструктуры он очень громко о себе заявит.

Вологодское ноу-хау

Наступает эпоха электрокаров, вторит землякам Олег Филичев, руководитель ООО «ЭТП «Импульс». Инженер-электроник по профессии, он входит в Совет Вологды по электротранспорту и занимается им всерьез. Сейчас вместе с коллегами вологжанин изобретает собственную станцию электрозарядки. Она будет работать как от электросети, так и от альтернативных источников питания - солнечных батарей.

- Солнечные батареи будут накапливать заряд в аккумуляторах большой емкости, и в аварийных ситуациях (скажем, если где-то в районе случится сбой электроэнергии) на нашей быстрой ЭЗС сможет «заправиться» хотя бы одно авто, - рассказывает Олег Алексеевич. - Не беда, что Вологодчина - северный регион, сейчас есть солнечные батареи, которым и зимой, и летом достаточно даже небольшого потока лучей. Стоят они недорого, а работают эффективно: такие мы уже ставили на частные дома - от хозяев жалоб нет.

Готовые аккумуляторы компания будет закупать, а вот контроллеры заряда (они собирают и обрабатывают всю информацию о напряжении и токах) и ряд других комплектующих вологжане планируют выпускать сами. Производственное помещение уже строится, компьютерные программы пишутся, проект обрастает расчетами и чертежами.

- К лету мы намерены завершить испытания, собрать первый прототип (опытный образец) станции и запатентовать ноу-хау, - делится Олег Филичев. - В свое время мы уже сделали немало успешных изобретений, а теперь хотим подарить Вологде пару-тройку электрозарядок. У нас для этого есть и желание, и возможности. Ну а если все получится, то, может быть, запустим и коммерческий проект: с такими темпами развития электротранспорта спрос на ЭЗС будет расти однозначно.

Новые кадры и рабочие места

Проект «Развитие электротранспорта» стартовал в областной столице в 2020 году в рамках стратегии «ЭкоВологда». С тех пор в городе открылось 15 электрозарядных станций, появился сервисный центр по обслуживанию «электричек» - сейчас в регионе их насчитывается больше 300. Их владельцы активно устраивают автопробеги, а форумы по развитию электротранспорта «Электрофест» собирают участников и экспертов из разных городов страны.

35,8

миллиона рублей составит финансирование федерального проекта «Развитие электротранспорта в РФ» на Вологодчине в 2023 году. На эти средства в регионе построят 13 быстрых ЭЗС.

Кроме Вологды, ЭЗС есть также в Череповце, Тотьме, Кириллове, Великом Устюге. А в ближайшие два года в области будет построено еще 28 быстрых (мощностью 150 кВт) станций: 13 - в 2023 году, и 15 - в 2024-м. Это стало возможным благодаря федеральному проекту «Развитие электротранспорта в РФ», в который вошла Вологодчина. Только в этом году объем финансирования составит 35,8 миллиона рублей.

Решением депутатов ЗСО владельцы электромобилей (физические лица) освобождены от транспортного налога. Подобную льготу могут вскоре получить и юридические лица (курьерские службы, доставщики), а часть застройщиков жилья уже включает ЭЗС в свои проекты. Все эти вопросы курирует областная Ассоциация владельцев электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ). Она же взялась за подготовку кадров для отрасли.

- В новом учебном году в Вологодском колледже связи и информационных технологий начнут готовить специалистов, обслуживающих электрозарядки, - рассказывает сотрудник группы компаний «Логасофт» Игорь Любимов. - Первыми участниками пилотного проекта станет несколько старшекурсников - желающие уже есть. Учебными пособиями помогли московские организации-партнеры. Они бесплатно выделили колледжу программное обеспечение и несколько зарядных станций (их можно будет собирать-разбирать). Еще одну ЭЗС планируется установить на территории учебного учреждения - там смогут заряжаться электромобили. Всех специалистов мы поможем трудоустроить, а затем, надеемся, программа переподготовки вырастет в новую массовую и востребованную в области специальность.

Транспорт Электрокары

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: