Наш каракат, вперед лети!

statics/images/arcticles/052021/12052021xcf8c1d46.jpg
В Вологодской области немало предложений фантазийного транспорта, но не все знают о правах и обязанностях владельцев подобных самоделок.
Фото из открытых источников
statics/images/arcticles/052021/12052021xf40c5ba4.jpg
Популярная переделка старых авто - увеличение проходимости.
statics/images/arcticles/052021/12052021xfa695927.jpg
Александр Кустов мастерит вездеходы для семьи и односельчан.
Фото из семейного архива

Драндулеты, каракаты, костотрясы - чем ближе лето, тем чаще подобная чудо-техника мелькает на сайтах объявлений. «Продам самоделку-вездеход, доедет куда угодно: все переварено, усилено», «Трехколесник: движок от мотоцикла, колеса - ободрыши от телеги», - предлагают землякам вологодские Кулибины. Секреты мастерства у народных умельцев пытались выведать журналисты «КС».

«Лютый» и другие 

Житель Тотемского района Александр Слесарев начинал трудовую карьеру слесарем по ремонту технологических установок (говорит, фамилия обязывает). Заодно получил в юности корочки сварщика, токаря и тракториста: мол, в жизни все пригодится. И пригодилось: еще семилетним школьником он ходил с дедом на охоту и рыбалку, научился ориентироваться в лесу, добывать вальдшнепов, рябчиков и прочую живность. Правда, после женитьбы и рождения первого сына эти удовольствия стали почти недоступны. Вот тут-то Александру и пришли на помощь технические навыки да русская смекалка.

- Жена, тоже выросшая в семье охотника-рыбака, в лес меня, молодого отца, отпускала. Но, чтобы вернуться к ночи домой, мне приходилось с ружьишком бегать очень быстро. Ничего хорошего в этом нет: ни удовольствия, ни трофеев. Тогда-то я и задумался о каракате, - вспоминает Александр. - У тестя был опыт, у меня - кое-какие запчасти. Их я нашел на деревенской свалке: починил, подварил и начал собирать свой первый в жизни трехколесный вездеход. 

Рама - от мотоцикла, коробка передач и мост - от «классики», двигатель - от инвалидной мотоколяски. В ноябре Александр еще кумекал, что к чему, а уже в мае выехал в лес на собственном каракате. Сезон откатался, когда местные мужики попросили: «Продай». Дело шло к зиме, и Александр продал, а сам взялся за следующий драндулет, благо в Вологде уже появились разборки, где можно было недорого заказать железяки и собрать, к примеру, хорошую коробку передач из почти убитых двух. 

Новый каракат ждала та же участь (его облюбовали и выкупили односельчане), а мастер тем временем взялся за очередной проект. Старший сын уже подрос, появился на свет и второй, и отец решил прокатить все семейство на чудо-технике. Для этого он начал строить четырехколесный вездеход с кунгом. 

- Жена тогда училась заочно, уезжала на сессии, ну а мы с сыновьями все свободное время проводили в гараже. Там, в закутке, свободном от мазута, они играли, помогали мне по мере сил (подавали отвертки, болтики, гаечные ключи), присматривались к ремеслу, - вспоминает тотемский Кулибин. - Вездеход я построил за год, но испытания показали - эта техника не для меня: и крупногабаритная (не влезает на прицеп, чтобы перевезти ее через федеральную трассу), и топлива кушает много. Правда, новый хозяин нашелся скоро - вездеход уехал в соседнюю деревню, где до сих пор служит верой и правдой.

Потом у Александра Слесарева гараж какое-то время простаивал: было не до каракатов. А потом младший сын (в свои 13 лет он владел и сваркой, и болгаркой), увидев где-то мощный вездеход, предложил ему: «Пап, а давай и мы такой сделаем». - «А давай!» «Донор» нашелся быстро - утилизированная «буханка» (УАЗ), ее взяли за копейки. А вот колеса от «Урала» пришлось везти из Костромы: ближе не нашлось. В это время в стране как раз начался карантин по ковиду - тут-то Слесаревы и «оторвались». Домой отец с сыном ходили разве что ночевать. Зато перебрали до винтика УАЗовский движок, обрезали и подняли кузов, смастерили станок для обдирки колес, а заодно и гибочный - для дисков (если их покупать, то это 30 - 40 тысяч, а если мастерить самим, то дешевле в 10 раз, пусть и придется попотеть). Даже название вездеходу придумали - «Лютый». 

- Мои отец и дед были трактористами, видимо, от них мне перешла тяга к железу, - делится Александр Слесарев. - Самоделки я строю без всяких чертежей: играю размерами, прикидываю, на ходу рассчитываю - все складывается в голове. Мастерю не нахрапом - потихоньку, в свое удовольствие. А как потом приятно на душе, когда каракат зафырчит (значит, я все правильно сделал!) и доставит туда, где не ступала нога человека. В каких только переделках мы не были: и по весенним разливам плавали, и в торфяниках тонули, и в болотную тяпушку проваливались. Бывало, что-то ломалось, но в основном каракаты не подводили: возили на себе по пять мешков клюквы, по центнеру чаги, корзины грибов и брусники - на всю родню.

Старший сын Слесаревых, Олег, унаследовал любовь к технике: сейчас учится кораблестроению в Питере. Младший, восьмиклассник Дима, тоже активно интересуется движками. Жена и мама Таня своих мужчин не только подбадривает, но порой и «снаряды подносит»: то чехлы на сиденья сошьет, а то и гайки крутить поможет. Она знает: с таким отцом и сыновья при деле (старший уже машину себе купил и сам починил), и холодильник всегда полон. Зимой Слесаревы достанут оттуда мороженой клюквы, прокрутят ее с апельсином, пьют морс и мечтают, как летом все вместе они отправятся в лес по грибы или на дальнее болото за морошкой.

«Руки помнят»

- Каракат - это первый помощник в хозяйстве, - говорит сямженский конструктор-самоучка Александр Кустов. 

За свою жизнь он смастерил около 40 снегоболотоходов. Сначала строил их от нужды, а потом вошел во вкус и уже не смог остановиться.

- В лихие 90-е, когда зарплату задерживали по полгода и дольше, мы жили натуральным хозяйством: держали корову, кур, поросят, собирали в лесу грибы-ягоды, рыбачили. И все бы хорошо, но таскать сено на горбу (или пестерь рыжиков) тяжело и неудобно. Бредешь, бывало, по лестной дорожке и думаешь: а вот бы здесь на транспорте прохватить, - вспоминает Александр Васильевич. 

Комментарий

Юрий НЕРОБОВ, 
начальник областного управления 
гостехнадзора: 

- Сейчас на территории Вологодской области из запчастей и агрегатов (в том числе бывших в употреблении) так называемые каракаты изготовляют предприниматели и физические лица. В основном эта техника используется в личных целях, но иногда и меняет владельца. Чаще всего предприниматели, производящие эту технику, продают ее отдельными узлами и агрегатами для последующей сборки. Некоторые собственники пытаются ее легализовать и эксплуатировать на общих основаниях, но, увы, законом это запрещено. Владельцы кустарных самоделок, именуемых в народе каракатами, рискуют. Раньше некоторые из них действительно можно было зарегистрировать и поставить на учет, однако с 2008 года все они - вне закона. Самоделкам можно ездить разве что по собственному огороду. По дорогам, болотам, лесам и другим общественным местам им передвигаться запрещено, за это владельцам грозит ответственность по статье Административного кодекса «Нарушение обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей правил или норм эксплуатации самоходных и иных машин». В прошлом году в области было вынесено 11 таких постановлений. До сих пор наказание было мягким: лишение водительских прав на срок от трех до шести месяцев либо штраф от 100 до 300 рублей. С 16 апреля 2021 года санкции ужесточены: теперь штраф для граждан составляет от 500 до 1 000 рублей, для должностных лиц - от трех до пяти тысяч. Чтобы поставить самоходную машину на учет, ей необходимы паспорт, выданный предприятием-изготовителем, с отметкой об уплате утилизационного сбора, а также сертификат о безопасной эксплуатации. 

В то время в Сямже уже появились первые трехколесные каракаты: в местной стройконторе разрешили продавать двигатели б/у, чем и воспользовались рукастые работяги. Они больше не форсировали на плотах и резиновых автокамерах три речки, чтобы добраться на далекое, но рыбное Шиченгское озеро, а гордо переплывали их на своих вездеходах. Вот там-то, в разговорах с рыбаками, и перенял первый опыт Александр Кустов. 

«Чем я хуже?» - решил тогда он. Купил с рук двигатель ЗИД-4 (они используются в насосах и бетономешалках), собрал мост из москвичовских запчастей, приладил самодельные колеса. Сцепления не было (был приводной ремень), но каракат, построенный за четыре месяца между делом, исправно ездил посуху. А вот по речкам было сложнее: там движок хватал воду и глох. Александра Кустова это не устроило: он разобрал «каракатицу» и собрал новую - уже проходимее и круче. 

В следующий раз доработал узлы и агрегаты, а затем перешел и на четырехколесные вездеходы (как-то даже собрал шестиколесный - не понравился, разобрал). 

Когда слух о сямженском умельце пошел по городам и весям, к нему потянулись заказчики. Везли по списку запчасти, платили за работу. На первый такой гонорар, вспоминает пенсионер, он купил компьютер младшему сыну. Потом - нужный для работы инструмент, а со временем - и видеокамеру: мол, на природе столько всего интересного, ну как не снять?! 

- Раньше, когда запчастей от «Москвича» было не добыть, помнится, три года я собирал железо, а потом три месяца строил каракат. Сейчас все наоборот: запчастей на разборках полно, но железо сильно подорожало, да и заказчики к тому же пропали. Кто-то купил промышленный вездеход, а кто-то испугался новых правил: теперь самоделки не регистрируют, ездить на них нельзя, меня уже пару раз оштрафовали, - делится Александр Васильевич. - Раньше было проще: помню, рулим мы с женой на «каракатице», а народ из проезжающих авто на нас пальцем показывает…

Свой крайний вездеход пенсионер построил так просто, чтобы руки не забыли. Теперь он хранится как выставочный экспонат, но мастера это не удручает. Он уже задумал облегченный каракат для пенсионеров и дачников: колеса-бескамерки, скромный моторчик, простое управление, а вместо железа - алюминий и легкие сплавы. Словом, маленькая лошадка, которая доставит на грядки навоз.


Вопрос - ответ

«На «Авито» предлагают купить очень много фантазийных моделей транспортных средств, переделанных из обычных ВАЗов и других авто. Цены на них вполне серьезные - от 60 тысяч и до 300. Мой муж хочет купить такую машину «по приколу», иногда погонять по городу, вызвать удивленные взгляды прохожих. А я сомневаюсь, что это безопасно и законно. Кто прав?»

Светлана, Вологда

А вы заметили, Светлана, что такие «фантазийные» модели авто, несмотря на их разнообразие (действительно, на сайтах бесплатных объявлений подобных предложений немало), средь бела дня не попадаются на глаза? Думаете, вы просто не замечаете? Нет, владельцы таких «креативных» моделей прекрасно понимают, что с ГИБДД лучше не встречаться, поэтому «красуются» в основном ночью или ездят «огородами», подальше от внимательного ока закона. Вот как отвечает на ваш вопрос Алексей Баженов, заместитель начальника областного управления гостехнадзора: 

- Любое изменение конструкции транспортного средства влияет на уровень безопасности дорожного движения. Вот почему попытки установить на авто не предусмотренное заводом-изготовителем оборудование, будь то топливный бак большей емкости либо колесные диски другого размера, не допускаются в принципе. Исключение - когда владелец обратится в специализированную аккредитованную организацию, и та, проведя экспертизу, выдаст положительное заключение и декларацию соответствия. В противном случае владелец машины не пройдет техосмотр, не сможет получить полис ОСАГО, а значит, и ездить по дорогам общего пользования. Что касается самоходных машин непонятной модели, собранных индивидуально из запчастей, агрегатов и металлолома, то их владельцы за свою беспечность могут поплатиться не только рублем. Гораздо хуже, если, к примеру, у них на ходу лопнет изношенное колесо или развалится на части слабая рама, придавив водителя. 

А это уже ДТП из серии «несчастный случай», ответственность за которое несет конструктор или покупатель нигде и никем не проверенной самоделки. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: