«Не хочу сниматься в пустом кино, я театральная актриса»
Она никогда не считала количество сыгранных ролей, не стремилась сниматься в кино, а в свободное время любит посещать футбольные матчи. Ну что, театралы, узнали кто это? Конечно, ведущая актриса Вологодского драматического театра Оксана Киселева. Тридцать лет назад, летом 1993 года, будучи студенткой выездного курса ГИТИСа, она впервые вышла на сцену старейшего театра Северо-Запада.
С «промытыми мозгами»
- Признайтесь, вы с детства мечтали о сцене?
- Никогда. В приоритете был спорт. Я училась в спортивном классе школы № 11 в Вологде. Девочки специализировались на баскетболе, мальчишки были футболистами. Кстати, с одноклассниками я дружна до сих пор, даже посещаю матчи с их участием, правда, теперь уже на ветеранском уровне.
На год младше в нашей школе училась Люда Парыгина, более известная сегодня как Амалия Мордвинова. Вот она буквально бредила театром. Я не раз ей говорила тогда, что она легко поступит в театральный вуз и станет знаменитой.
А вот я пришла в профессию, не поверите, во многом случайно. В 11 классе у меня была подруга - студентка пединститута. Тогда все учащиеся вуза обязаны были посещать так называемый факультет общественных профессий. Подруга выбрала направление «режиссер культурных мероприятий». Вел факультет тогдашний режиссер ТЮЗа Геннадий Николаев. Студенты ставили спектакли, «актеров» не хватало. Я пришла туда скорее за компанию и осталась. За год занятий Николаев так «промыл мне мозги» о необходимости поступления в театральный вуз, что после окончания школы я отправилась поступать в Ярославль. Не взяли, мотивировав тем, что я плохо говорю букву «Л», мол, подрежешь уздечку языка - приезжай снова. Я не стала резать уздечку, а отправилась поступать в Ленинградский институт культуры на режиссера. На одно оставшееся место после экзаменов претендовала я и девочка годом старше. Взяли ее, мотивировав, что в 16 лет рано рваться в режиссеры.
- Были в отчаянии?
- Нет. Заочно поступила в Кирилловское училище культуры, работала в библиотеке, в филармонии распространителем билетов, в театре-студии «Зеркало». Кстати, в последнем платили зарплату в 200 рублей - в два с половиной раза больше, чем в библиотеке. Но не это главное - занятия в студии мне без сомнения помогли поступить в 1992 году в ГИТИС.
Училась я в первом в истории вуза выездном курсе за пределами Москвы. Преподавали в Вологде педагоги ГИТИСа. Среди них, кстати, был нынешний главный режиссер нашего драмтеатра Владимир Гранов - он ставил нам сценические движения. Учили нас профессии и местные актеры: Светлана Улыбина, Наталья Ситникова, Игорь Рудинский. Моими сокурсниками были нынешний партнер по сцене Сергей Закутин, будущий худрук «драмы» Алексей Ожогин, активно снимающийся сейчас в кино Александр Загоскин, Вика Парфеньева, нынешняя актриса ТЮЗа.
Директор драмтеатра Любим Поздняк нас, студентов, стал понемногу выводить на сцену. Мой дебют выпал на дни проведения в 1993 году II театрального фестиваля «Голоса истории». После получения диплома в 1996 году меня взяли на работу в драматический театр.
Зависима от режиссера
- Сколько ролей актриса Оксана Киселева сыграла за 30 лет служения театру?
- Да кто же их считал-то. Хотя прикинуть можно. Сейчас в год у меня два-три премьерных спектакля. Раньше было больше.
- Ваша самая любимая роль?
- Роль Устиньи в спектакле режиссеров Валерия Бартосика и Андрея Шерстнева «Кого-то нет, кого-то жаль», показанного на «Голосах истории» в 2001 году. Не могу не упомянуть роль Вышневской в премьерном спектакле 2009 года «Доходное место» по Островскому.
Я благодарна режиссеру Зурабу Нанобашвили, что он доверил мне ее сыграть, хотя я тогда практически вообще не была занята в постановках. За «Доходное место» коллектив театра, и я в том числе, был удостоен Государственной премии Вологодской области в сфере культуры. Из последних работ отмечу роль Аманды Уингфилд в «Стеклянном зверинце» режиссера Ольги Пакэтт.
- А были спектакли, в которых Вы очень хотели сыграть, а режиссеры не видели Вас в этой роли и отдавали ее другим артистам? А Вы сидите и понимаете: «Я бы сыграла лучше. Это моя роль!».
- Нет. Мне иногда задают вопрос - почему я не делаю самостоятельных режиссерских проектов, не проявляю инициативу? Ответ простой - я как актриса очень зависима от режиссера. Готова реализовывать все его идеи. Так было и в «Доходном месте», и в «Жанне» Зураба Нанобашвили, в «Сирене и Виктории», поставленной Ожогиным. Когда я прочитала эти пьесы, была не в восторге, но поняв, что хочет делать режиссер и как он будет это делать, просто влюблялась в свои роли.
Мне нравится, когда во мне открывают что-то новое, не видят тебя только в одном амплуа. 18 лет нами руководил Нанобашвили. Он знал, чем можно нас зацепить. Для меня совершенно по-новому открылся в качестве режиссера Алексей Ожогин. Он и Зураб Анзорович прекрасные сценографы. Прорабатывают все до мелочей вплоть до света и декораций. Уверена, наш театр со спектаклем Алексея «Жизнь человека» мог бы смело претендовать на театральную премию «Золотая маска». Это не произошло только потому, что Вологду покинул главный герой постановки Мурад Халимбеков.
Каждый из режиссеров, с которыми я работала и работаю сейчас, - профессионал высокого уровня. Очень жаль, что ранняя смерть не позволила раскрыться режиссерскому таланту Андрея Шерстнева.
У меня визуальная память. Например, подхожу на сцене к шкафу - вспоминаю, о чем нужно говорить. Делаю шаг к другой декорации - новый диалог. Все раскладывается, как пасьянс. Но обязательным условием является повторение текста перед каждым спектаклем. Бывает, актеры забывают свои реплики, порой важное пропускают. Все мы люди! Но опыт работы позволяет выйти из ситуации, найти вариант вернуть пропущенную фразу.
Важен диалог со зрителем
- Многие вологодские артисты сейчас любят сниматься в кино и сериалах. В Вашей фильмографии, а я специально посмотрел в Интернете, стоит прочерк. В чем причина?
- Нет желания. Даже за деньги не хочу сниматься в пустых лентах и сериалах. Не хочется тратить время на кастинги. Я театральная актриса. Кино, по моему мнению, это совершенно другой вид искусства. Театр - это здесь и сейчас! У нас нет возможности переиграть сцену, ошибиться. На сцене другой настрой на работу, другие эмоции. Повествование ведется от начала до конца.
В кино могут начать с финальной сцены, переснимают мизансцены по несколько раз. Там актеры чаще с камерой общаются, чем с партнерами. В кино нет главного - диалога со зрителем.
- А какой он, вологодский театральный зритель?
- Разный. Кто-то любит драмтеатр, кто-то предпочитает ТЮЗ. И слава Богу! Я тоже в качестве зрителя с удовольствием посещаю другие театры города.
Драмтеатр активно участвует в программе губернатора «Культурный экспресс». Недавно вернулись из Никольского округа. Показывали там пьесу по творчеству Александра Яшина. Очень тепло принимали. Зал полный. Прекрасно, что у жителей села есть возможность бесплатно увидеть выступление профессиональных коллективов. Для людей это праздник.
Я вологжанка, многих людей знаю с детства. Одноклассники, учителя, коллеги по сфере культуры и просто незнакомые горожане после посещения театра часто пишут в соцсети «ВКонтакте» добрые слова в мой адрес.
А бывает, и в магазине просто подойдут, скажут: «Вы моя любимая актриса». Конечно, это приятно. Но моими самыми преданными поклонниками являются родители и супруг - музыкант и преподаватель Виктор Кузнецов. Они не пропускают ни одну премьеру драмтеатра, даже если я в ней не занята.
Комментарии (0)