Не вооружен, но очень опасен

statics/images/arcticles/072017/04072017xd61b36bf.jpg
Если ДТП случилось вне зоны действия знака «Дикие животные», то водитель не несет ответственности за ущерб, причиненный животному миру.

На днях в больнице города Вельска Архангельской области скончался 45-летний мужчина - водитель автомобиля «Рено Логан», пострадавший при столкновении иномарки с лосем на территории Верховажского района. Это первая жертва встреч автомобилистов с сохатыми в этом году. В целом за истекший период 2017 года в области зарегистрировано вдвое меньше ДТП с дикими животными, чем в прошлом.

Внезапная встреча

Первое в этом году смертельное ДТП с участием дикого животного произошло 12 июня примерно в 15 километрах от Верховажья.

Около часа дня водитель автомобиля «Рено Логан» не успел затормозить перед неожиданно вышедшим на проезжую часть лосем. Удар пришелся в левую часть иномарки. Травмы получил 45-летний водитель. Его супруга, находившаяся на переднем пассажирском сидении, не пострадала. Это случилось вне зоны действия знака «Дикие животные».

Как пояснила начальник Верховажского отделения ГИБДД Валентина Середа, супружеская чета возвращалась из Вологды домой в Вельск. Участок, на котором произошло столкновение, у дороги зачищен от кустов и хорошо просматривается, но скорее всего, архангелогородец заметил лося слишком поздно, когда тот уже выскочил на дорогу. Водитель применил экстренное торможение, но дистанция до животного была слишком мала.

В том месте сотовая связь не берет, и о случившемся в Госавтоинспекцию сообщили очевидцы происшествия - водители других машин. Когда на место прибыли инспекторы ДПС и медики, мужчина был в сознании. С подозрением на черепно-мозговую травму и ушиб грудной клетки пострадавшего госпитализировали в реанимационное отделение Верховажской ЦРБ. Лось от удара погиб сразу.

Спустя несколько дней водитель «Рено», состояние которого, по мнению медиков, пошло на поправку, уже был переведен из реанимации в общую палату. В связи с этим родные сочли возможным с разрешения врачей перевезти его из Верховажья в Вельск. Но в местной больнице мужчине стало хуже, и 27 июня он скончался.

Непредсказуемое животное

По статистике, количество столкновений с лесными исполинами в этом году существенно снизилось. Так, по данным УГИБДД области, на 30 июня на Вологодчине зарегистрировано одно такое ДТП с пострадавшим и 32 происшествия с материальным ущербом, тогда как за аналогичный период прошлого года эти показатели были шесть и 68 соответственно. 

Для предупреждения водителей об опасности на участках, по которым проходят маршруты миграции животных, то есть где их появление на дороге наиболее вероятно, устанавливаются дорожные знаки «Дикие животные». Знак предупреждает, что движение по участку требует соблюдения повышенных мер безопасности и особого внимания, так как перед машиной могут выскочить лоси, олени, кабаны, медведи. Но опаснее всего именно лоси - за счет своих габаритов, быстроты и непредсказуемости. И статистика свидетельствует, что встреча с лосем для автолюбителя, передвигающегося по территории Вологодчины, наиболее реальна. К примеру, в прошлом году из 162 ДТП с участием диких животных в 142 случаях это были лоси, в 17 - кабаны, а медведь, зубр и рысь «засветились» в сводках происшествий по одному разу. 

За истекший период 2017 года у автолюбителей было две «встречи» с кабанами, а другие дикие животные (кроме лосей) официально в ДТП пока не попадали.

В прошлом году наибольшее количество дорожных происшествий с лосями и другими лесными зверями случилось в Череповецком районе - 20 инцидентов, а также в Устюженском и Шекснинском - по 9 зарегистрированных ДТП.

Как считает заместитель губернатора области Михаил Глазков, снижению показателей способствовала прохладная погода: будь она жаркой и солнечной, лоси стали бы выходить на дорогу гораздо чаще.

- Лось - весьма непредсказуемое животное, встреча с ним для водителей может быть очень опасна, - рассказывает председатель Вологодского областного общества охотников и рыболовов Владимир Каплин. - Вес взрослой особи достигает более 600 килограммов, и можно представить себе последствия, когда в такую тушу, да еще на скорости, врезается машина. 

Поведение лосей на дорогах нельзя предугадать (не случайно этих животных называют лесными коровами): они не боятся машин и не будут уступать им дорогу, сохатых нельзя отпугнуть звуковым и световым сигналами, понять, куда они будут двигаться в следующий момент.

Лоси, как пояснил Владимир Каплин, выходят на дорогу по разным причинам: 
- Молодые особи, так называемые полуторки, которых лосихи-матери отгоняют от себя, жмутся к городам, заходят в населенные пункты. Лосей заставляет перемещаться с места на место естественная миграция, и пути этой миграции пролегают как раз через федеральные и районные трассы. В жаркую погоду лосей могут гнать из леса оводы. Ну а в сентябре у самцов начинаются гон и время спаривания, тогда они становятся особенно агрессивными и опасными. Надо иметь в виду, что лось проявляет большую активность в сумерки или ночью, именно в это время суток водителям больше всего и следует ждать встречи с этими животными.

В том, что встреча с лосем может завершиться трагически, наша область убеждалась не раз. Самый, пожалуй, шокирующий случай произошел 14 сентября 2011 года неподалеку от Шексны: тогда погибли сразу четыре человека, а их пятый товарищ лишь чудом избежал этой участи. Лось выбежал на дорогу в темноте.

Электрический пастух

Достаточно надежной защитой от лосей на трассах является система, получившая название «Электрический пастух». Устройство работает на солнечных батареях и представляет собой несколько рядов металлических проводов, закрепленных на опорах в высоту более чем на два метра. Прикоснувшись к ограждению, зверь получает электрический разряд мощностью 12 вольт, не опасный для его жизни, но достаточный для выработки у животного боязни прикосновения к электроизгороди. Для прохода животных в ограждении через каждые 100 метров предусмотрены разрывы.

Кстати

Ущерб, причиненный объектам животного мира в результате ДТП, возмещается страховой компанией, в которой застрахована гражданская ответственность водителя. Согласно методикам исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, размер ущерба 
при гибели лося составляет 40 тысяч рублей, медведя - 30 тысяч, кабана - 15 тысяч рублей.
Лидеры по числу ДТП с участием лосей 
с начала 2017 года - Череповецкий и Вологодский районы: 19 и 18 ДТП соответственно. По пять-шесть подобных ДТП в Устюженском, Сокольском, Кичменгско-Городецком, Грязовецком, Великоустюгском районах, четыре в Шекснинском.

Впервые такое устройство опробовали в 2013 году, установив с 42-го по 47-й километр участка трассы Вологда - Новая Ладога, от поворота на поселок Кипелово в Вологодском районе и до деревни Светилово в Шекснинском районе, где проходит много лосиных троп. Начальник департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области Олег Кислицын считает, что система «Электропастух» доказала свою эффективность:

- Если раньше этот участок был одним из самых опасных мест (там ежегодно регистрировалось до шести столкновений транспортных средств с дикими животными), то после установления изгороди не произошло почти ни одного столкновения с лосями.

Словно подтверждение его слов - данные сотрудников Шекснинского ОГИБДД: с момента установки того первого «Электропастуха» в Шекснинском районе зарегистрировано только одно столкновение с лосем в зоне нахождения изгороди - в 2015 году (всего тогда по району было девять). Заметим: это вовсе не значит, что животные перестали переходить через трассу. Они просто поменяли пути миграции.

Помимо этой системы электроограждений на Вологодчине смонтированы еще два подобных устройства, ограничивающих выход диких животных на автодорогу: на 115 - 117 километрах трассы Вологда - Новая Ладога (Череповецкий район) и на 74 - 75 километрах дороги Вологда - Медвежьегорск (Вологодский район). Они были установлены при проведении реконструкции автотрасс соответственно в октябре и ноябре пришлого года, так что сравнивать ситуацию «до» и «после» еще рано.

Как сообщили в управлении дороги «Холмогоры», в чьем ведении находится обслуживание проходящих по территории региона федеральных трасс, в следующем году установка системы «Электрический пастух» запланирована на трассе А-114 «Вологда - Новая Ладога», в Шекснинском районе, где сейчас идут активные работы по реконструкции дорожного полотна на участке 55 - 79 километры. Также в ближайшие три года дорожники намерены реконструировать участок между 80 и 115 километрами автотрассы А-119 «Вологда - Медвежьегорск», и там тоже, с учетом анализа ситуации с путями миграции диких животных, появится электрическое ограждение.

Кстати, установка такой системы недешева: один погонный метр стоит 1,3 тысячи рублей. Но человеческая жизнь, которую можно сохранить подобными мерами, конечно же, стоит гораздо дороже.


Если вы встретились с лосем

• Так как в вечернее и ночное время лоси проявляют большую активность, то лучше планировать поездки на светлое время суток. При движении вдоль лесных массивов в сумерки и ночью следует снижать скорость до 70 км/ч.

• Не стоит пытаться объехать вышедшее на дорогу животное. Самый лучший вариант - остановиться на расстоянии от зверя, привлекая при этом внимание других участников дорожного движения аварийным светом, и подождать, пока лось сам не уйдет обратно в лес.

• Лоси не обращают внимания на звуковые и световые сигналы, те их скорее раздражают и могут вынудить атаковать.

• Ни в коем случае не выходите из машины и не подходите к лосю: животное очень опасно, в том числе и в предсмертной агонии.

• Даже если столкновение неизбежно, не стоит резко крутить руль в сторону: ведь очень часто в подобных авариях люди гибнут не из-за самого столкновения с животным, а в результате того, что машина перевернулась, съехав в кювет, или врезалась в дерево.

• Если вы сбили лося, надо сразу сообщить о произошедшем в ГИБДД и не покидать место происшествия. В случае если водители решают присвоить тушу сбитого и погибшего лося, тогда их действия подпадают под статью УК «Незаконная охота». Порой органы следствия квалифицируют такое деяние и как кражу.

Люди и звери Среда обитания

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: