Никто не крутил пальцем у виска

statics/images/arcticles/022021/17022021x4eea819f.jpg
Екатерина Парфенова готова к трудностям выбранной профессии.
Фото пресс-службы Вологодского региона СЖД - филиала ОАО «РЖД»
statics/images/arcticles/022021/17022021x06be8059.jpg
Елизавета Поликашина - женщина-кузнец.
Фото из личного архива
statics/images/arcticles/022021/17022021x15b1b13a.jpg
В рабочие субботы крановщица Галина Машкина брала в кабину дочь. Фото 1988 года

«Поначалу было страшно - руки тряслись от волнения, но машинист сказал: «Все хорошо, не бойся». И я справилась: выпустила конденсат из маслоотделителя, продула главные резервуары, питательные и тормозные магистрали, а на гудок нажимала раз сто: на подъездах к станциям, на «кривых» и перегонах. И все действительно прошло гладко», - вспоминает 19-летняя вологжанка Екатерина Парфенова. В начале февраля в качестве помощника машиниста электропоезда она совершила свой первый рейс. Так в Вологде «отметили» снятие законодательного запрета для женщин занимать определенные профессии.

«Вы для нас - как Валентина Терешкова» 

Катя полюбила поезда еще в детстве, когда ездила к бабушке в Архангельскую область. Мелькающие за окном пейзажи, стук колес, чай в стакане с подстаканником - для девочки это был другой мир. О нем рассказывали папа и дедушка: они работали на железной дороге. Сама она занималась балетом, а после школы пошла в строительный колледж изучать земельно-имущественные отношения. Правда, недвижимость девушка оценивала недолго: «Поняла, что это не мое». Не впечатлили Катю и другие профессии - продавец и официант. 

И тут в почтовом ящике она нашла рекламную листовку: мол, в Екатеринбурге ждут юношей и девушек, желающих учиться на помощников машиниста. И Катя решила: «Это судьба! Еду!» 

Ехать пришлось нескоро. Сначала она сдала документы и прошла медкомиссию, но из-за ковида учебу сделали дистанционной. Так что устройство электропоезда, автотормоза, управление, обслуживание и охрану труда пришлось изучать самостоятельно с папиной помощью. Группа (20 девушек и 
10 юношей) собралась в Свердловской об­ласти лишь в сентябре-октябре. А после экзаменов и зачетов Катя вернулась на практику в Вологду. Дублером помощника она работала в электричках на Вожегу, Череповец, Буй. 

- Локомотивная бригада встретила меня доброжелательно: никто не крутил пальцем у виска, напротив, все поддерживали, подсказывали, - вспоминает девушка. - Поначалу было сложно, но со временем свои обязанности я усвоила: на станции закрепить поезд, подсунув под колесные пары специальные башмаки (каждый весом по семь кило!), осмотреть вагоны, проверить отопление, проконтролировать посадку пассажиров. Ну а в пути нужно следить за приборами, светофорами, указателями. 

График такой: три-четыре часа в один конец, потом отдых, а затем - обратно. В итоге получается около 12 часов. При этом в кабине тепло, светло и относительно тихо. 

- Молодец, дочка, мы тобой гордимся! - сказали родители.

Катю они встречали из рейса праздничным тортом. Были еще цветы - подарок от руководства - и добрые слова первой вологжанке, севшей за пульт управления электричкой: «Вы для нас - как Валентина Терешкова!» А вот в новейшей истории СЖД наша землячка стала третьей: ее чуть-чуть опередили сокурсницы из Ярославля. 

- Мужской коллектив меня не смущает, наоборот, мужчины в отличие от эмоциональных девчонок объясняют все толково и сдержанно. Если профессия меня «зацепит», то надеюсь в будущем дорасти до машиниста, - говорит Катя. 

В этой сфере, как заметила Екатерина, есть и свои неписаные правила: локомотивным бригадам перед рейсом нужно желать «зеленой дороги», а вот мелочь, что валяется на полу в электричках, лучше не поднимать и даже не касаться ногами: плохая примета. 

«Мама - летчик? Что ж такого!» 

С этого года в стране сократился список запрещенных для женщин специальностей. Если ранее считалось, что это слишком тяжелый для будущих матерей труд, то сейчас, с усовершенствованием систем безопасности и автоматизацией процессов, ограничения уже не кажутся обоснованными. Раньше в списке значилось 456 позиций, а сейчас в соответствии с приказом Минтруда их осталось лишь 100. В частности, дамам разрешили работать помощниками машинистов и машинистами электричек и скоростных поездов. 

В московском метро теперь тоже трудятся женщины-машинисты. Первый «дамский» состав запустили на Филевской линии в начале января. Почти год девушки учились безопасно водить поезда. Для них сшили специальную форму, и они сами выбирают, в чем работать, - в брюках или юбке. 

Кроме того, отныне российские женщины смогут управлять большегрузами и сельскохозяйственной спецтехникой (строительной по-прежнему нельзя), быть боцманами, шкиперами и матросами на судне (кроме машинного отделения), а также выполнять верхолазные работы на высоте более 10 метров. В то же время труд женщин по-прежнему ограничен на химическом производстве (производство ртути, хлора, фтора, желтого фосфора, морфина), на горных работах, а также ряде подземных работ, связанных с постоянным пребыванием под землей и физической нагрузкой. Там слабому полу разрешено занимать лишь некоторые должности: руководителей, научных специалистов, медиков. Также закрыты для дам некоторые виды работ в сфере металлообработки, нефте- и газодобычи, черной и цветной металлургии, бурения скважин, в текстильной промышленности (первичная обработка хлопка, кожевенное производство) и пищевой (к примеру, заготовка льда), сообщает rbc.ru. В Минтруда подчеркивают: при пересмотре перечня профессий учитывались факторы, опасные для репродуктивного здоровья женщин. 

«Жаль, что нет песен про крановщиц»

Сейчас границы между понятиями мужских и женских профессий практически стерты. Никого уже не удивляют женщина-полицейский, политик, прокурор, бизнесмен, летчик, таксист, рыбак, дальнобойщик, космонавт и президент. Дамы давно и успешно осваивают профессии, ранее считавшиеся исконно мужскими: пожарный, водолаз, кузнец. 

В нашей области примеров эмансипации немало. Так, череповчанка Елена Назимова, прошлым летом завоевавшая титул «Королева Великая Русь», много лет водит междугородный автобус на Вологду (параллельно она воспитывает 10 детей, восемь из которых - приемные). В том же городе металлургов в свое время трудилась грузчиком спортсменка-культуристка. 

Конечно, условия работы - не сахар: зимой - обогреватель, фуфайка и валенки, летом в кабине - бесплатная сауна. Да и вскарабкаться каждое утро наверх на высоту пятого этажа - тоже удовольствие ниже среднего. Помню, как-то лезла по обледенелой лестнице, а рука соскользнула. Чувствую - лечу. К счастью, в какой-то момент снова ухватилась за перекладину - обошлось! Кабину наверху качает, особенно когда груз плохо зацеплен и срывается вниз (или замерз в земле и его надо оторвать). Зато какие наверху закаты и рассветы! А еще мне нравилось наблюдать, как надвигается туча с проливным дождем. Жаль, что нет песен про крановщиц - я бы спела! 

Галина Машкина,
крановщица со стажем 30 лет

- Для меня разделение на профессии по половой принадлежности - это нелепо. Ведь каждый вправе заниматься в жизни тем, что ему нравится, куда он может вложиться и принести наибольшую пользу себе и окружающим, - делится Елизавета Поликашина, которая уже восемь лет работает кузнецом.

Она может выковать все: от сувенирных шпилек, ключниц и подсвечников до изящных панно, светильников и скульптур. 

- Работа с черным металлом - моя жизнь, - говорит Елизавета. - Еще в детстве я гордо заявляла, что буду художником. 

А позже почувствовала и тягу к металлу. Это случилось на экскурсии в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени Васнецова. Мы, школьники, обошли тогда все мастерские, но лишь в одной из них мне понравился запах. Это был запах металлической пыли. Вот тогда я точно решила, что стану кузнецом. 

По словам девушки, ее работа ничем не отличается от других. В ней так же нужны внимание, свежая голова и отдохнувшие руки. Заблуждаются люди, которым кузница кажется чем-то невообразимо тяжелым. На деле работники молота и наковальни используют электроинструмент и ум, а не грубую силу. 

- Самое сложное для меня в ремесле - всегда думать головой, просчитывать действия во избежание лишних трудозатрат. Ну и, конечно же, муки творчества, присущие всякому художнику, - рассказывает Елизавета. - Мужской пол в этой профессии принял меня двояко. Были сексизм со стороны неадекватных завистливых людей и доброе отношение со стороны художников по металлу, настоящих мастеров с многолетним стажем. Очень приятно, что они меня приняли и делятся опытом. А мои близкие мной гордятся! 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: