Обвес даже на 10 граммов может стать нарушением

statics/images/arcticles/072019/03072019xad2cdde1.jpg
Если в ларьке или палатке, где вы купили продукцию, нет контрольных весов, можно обратиться в ближайший стационарный магазин.
Фото Игоря Аксеновского
Обвесы являются одним из самых распространенных нарушений прав потребителей. Можно ли уличить продавца в обмане и наказать его за нечестность? И как не позволить себя обмануть? Прежде всего надо быть внимательными при покупке развесного товара! - пришли к выводу журналисты «Красного Севера», побывавшие в роли торговых инспекторов. 
Поводом для рейда послужил эмоциональный рассказ коллеги о том, как нагло обманули ее в павильоне, торгующем плодоовощной продукцией, где она купила 300 граммов мелких помидоров и 400 граммов черешни, а дома решила перевесить покупки на кухонных весах и не поверила своим глазам: недовес по каждому товару составил около 100 граммов! 

Справка

Ст. 147 КоАП РФ квалифицирует обвес как мошенничество с весом продукта и предусматривает наложение административного штрафа в размере: 
на физическое лицо - 3 - 5 тысяч рублей, на должностное лицо - 10 - 13 тысяч рублей, юридическое лицо - 20 - 50 тысяч рублей.  
Но при измерении веса покупки всегда возможна погрешность. Такого рода отклонения нельзя считать сознательным обманом покупателя.  Допустимая погрешность: товар массой от 2 до 10 кг - 10 г, от 0,5 до 2 кг - 5 г, легкий товар до 500 г - 2 г , менее 100 г - 1 г.

Владелец торговой точки особо опровергать сей факт не стал, предложив компенсировать покупательнице ущерб. Но при этом заметил, что домашним весам не всегда можно доверять. 
- Но могут «грешить» и наши, - признался он, - как раз подошло время их поверки.
Но тогда вопрос: почему магазинные весы обычно «грешат» не в пользу покупателя? 
Мы решили сделать контрольные закупки в двух торговых точках с плодоовощной продукцией на улице Козленской. 
Черешня, вишня, яблоки, нектарины - купили всего понемножку и тут же отправились в ближайший супермаркет проверить вес на контрольных электронных весах. Признаться, были удивлены: вес оказался тютелька в тютельку! Впрочем, ничего удивительного, так и должно быть в цивилизованной торговле, которая дорожит своей репутацией. Наша коллега осталась довольна вдвойне: во-первых, ее жалоба помогла навести порядок, во-вторых, сверив вес, она убедилась, что ее домашние весы исправны.
На следующий день мы отправились на центральный городской рынок. Пакеты нагрузили быстро, как-никак самый сезон плодоовощной торговли. Весы у продавцов разные: у кого-то - электронные, у кого-то - механические. 
- Почему у вас весы недоступны для обозрения покупателей? - спрашиваем одну из продавщиц, которая взвешивает нам помидоры в стороне от прилавка. Она миролюбиво предлагает пройти и посмотреть показания. А если этого будет требовать каждый покупатель? Видимо, не требуют… 
Напоследок решили купить тушку цыпленка. Можно сказать, что нам повезло: обвеса мы не обнаружили, за исключением курицы, «недотянувшей» 30 граммов. 
Вместе с администратором Галиной Алексеевной подходим к отделу.
- Кассир был на обеде, и продавец немного ошиблась, - оправдывается хозяйка, тут же возвратив шесть рублей.
- Контрольные весы - в свободном доступе, но жалуются немногие. С обвесами у нас строго, по каждому обращению покупателей я сама вместе с ними выхожу к продавцу, да и профилактическая работа проводится постоянно. Все средства измерения исправны, график поверок четко соблюдается, - подтверждает администратор. 
И все же нас обманывают! Узнав, с какой целью мы ходили на рынок, другая коллега рассказала, что ее постоянно обвешивают продавцы развесного масла и сыра: 
- Хотя я их каждый раз предупреждаю, что пойду на контрольные весы. Ходила к администратору, разбирались с ними вместе. Устраивала нечестным продавщицам скандал, просила запомнить меня в лицо. Деньги, конечно, возвращают, но как обвешивали, так и обвешивают: по-моему, это у них в порядке вещей. 
Что ж, пусть ждут проверку! 
- Каждый покупатель имеет право приобрести ровно такое количество товара, которое он оплатил, - утверждают представители Общества по защите прав потребителей. - Перед взвешиванием стрелка весов должна быть на нуле, у электронного прибора должен гореть зеленый индикатор. 
При взвешивании стрелка не должна дергаться резко: это свидетельствует о неисправности прибора или каких-то манипуляциях с ним. Если у вас появились подозрения - взвесьте товар на контрольных весах. Если это киоск, то в соседнем стационарном магазине. Зафиксируйте факт нарушения и обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор, представив доказательства обвешивания. Можно привлечь продавца к ответственности и на основании Закона «О защите прав потребителей», обратившись в суд. 


Мнения покупателей

Светлана:
- Я сама - работник торговли, поэтому не могу позволить, чтобы меня обсчитали или обвесили, вижу махинации продавцов насквозь. Если на мои доводы начинают наглеть - высыпаю товар из пакетов на прилавок и ухожу. 

Галина:
- А я продавцам развесной, особенно плодоовощной продукции, сочувствую. Работа скотская - с 9 до 21 часа стоять за лотком в неприспособленном помещении! Зарплаты низкие. Поэтому не парюсь, когда меня потихоньку обвешивают, главное, чтобы продукция была хорошая, фрукты свежие и вкусные.

Антонина:
- Я нашла такой выход, чтобы меня не обвешивали и не обсчитывали: вот уже несколько лет хожу к «своему» проверенному продавцу, и он мною тоже как постоянным покупателем дорожит. Если вы такого не нашли, то можно ходить на рынок со своими весами, это тоже выход. 

Елена:
- У нас в ларьке на улице Герцена все «честно»: мужу каждый раз 100 граммов недовешивают, а мне 100 граммов перевешивают, уже зная, что я устрою скандал.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: