Откуда деньги на кольцо?

statics/images/arcticles/042019/30042019x1b5b361a.jpg
Покупка дорогого украшения - всегда праздник, но он может не состояться, если у покупателя нет документов.
Фото с сайта newwavedia-mondjewels.com
Пришли сегодня с женщиной в ювелирный магазин за подарком. Выбрали кольцо с бриллиантом за 110 тысяч рублей. Я уже собрался оплатить покупку, а продавец-кассир потребовала предъявить паспорт. У меня его не было с собой, да и вообще почему я должен разглашать свои личные данные? Скажу по секрету: вообще-то эта женщина мне не жена, и я не планировал кого-то держать в курсе своих расходов. Так и ушли без покупки. По какому праву с меня потребовали паспорт? Можно ли пожаловаться на магазин и отсудить у него моральный вред за то, что мне отказали в обслуживании?
Олег С., г. Вологда
Паспорт гражданина РФ - это основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, и право требовать его имеют только строго установленные законом лица. В соответствии со ст. 426 ГК РФ договор между потребителем и продавцом является публичным, коммерческая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять свои обязанности в отношении каждого, кто к ней обратился. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. Если она уклоняется от своих обязанностей, другая сторона вправе потребовать их выполнения, обратившись в суд. 
Однако вопрос о предъявлении паспорта при продаже ювелирного изделия регулируется не законодательством в сфере защиты прав потребителей, а другим Федеральным законом - № 115 «О противодействии и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», согласно которому организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента (или) выгодоприобретателя.

В тему

Если вы идете в магазин за украшением, берите с собой паспорт. Если вы ничего не нарушаете и платите честно заработанными деньгами, то вам это ничем не грозит. Росфинмониторинг проверяет легальность доходов, а не ваши любовные связи. Сообщать кому-то о ваших покупках никто не будет. Если вы все же не хотите показывать паспорт - выбирайте украшение дешевле 40 тысяч рублей. Или платите картой, лимит по которой - 100 тысяч. 

С помощью этого закона государство пытается бороться с «обналом», нелегальными доходами и финансированием преступлений. Обычно об этом законе вспоминают в контексте банковского обслуживания, но контролировать своих клиентов обязаны не только банки. В частности, бухгалтерские и юридические фирмы тоже должны следить за своими клиентами и в случае чего сообщать о своих подозрениях. 
Покупка ювелирных изделий тоже регулируется Законом № 115-ФЗ. Магазины, которые их продают, в некоторых случаях должны идентифицировать своих покупателей, обязаны проверять паспорта и фиксировать, что вот этот человек купил в этом магазине кольцо с бриллиантом. Если украшение стоит дороже 600 тысяч рублей, о покупке обязательно сообщат в Росфинмониторинг. Если его стоимость меньше 600 тысяч - магазин все равно обязан проверить паспорт и даже снять его копию. Это нужно для идентификации клиента. Еще вам могут предложить заполнить анкету. 
Лимиты для обязательной идентификации при покупке ювелирных изделий такие: при расчете наличными - от 40 тысяч рублей, при оплате картой - от 100 тысяч. Но даже если кольцо стоит 20 тысяч, то у вас все равно могут попросить паспорт: закон позволяет это делать, если продавец засомневался в легальности денег. Если не представить паспорт по требованию торговых работников, они имеют право не продать ювелирное изделие. В вашем случае так и получилось, ведь покупка была дороже лимита. Магазин правила не нарушил, он выполнял требование закона, чтобы не попасть на большой штраф. 
Так что обращаться в суд у вас оснований нет. Ошибка магазина в том, что он не предоставил покупателю информацию о положениях законодательства, в корректной доброжелательной форме не объяснил обоснованность своих требований. И тогда он не ушел бы с обидой в душе и не стал бы обращаться с вопросами в газету.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: