Пассажирка добилась возврата денег за билет

statics/images/arcticles/072021/28072021x07304593.jpg
Чтобы вернуть деньги за несостоявшуюся поездку в Стризнево, вологжанке пришлось обращаться в суд.
Фото Игоря Аксеновского

«Почему пассажирам междугородного автобусного сообщения возвращают стоимость проезда, если они не воспользовались услугой и своевременно сдали билеты, а на пригородных маршрутах - нет?» - задалась вопросом вологжанка, решив отстоять справедливость. 

Вместо автобуса на машине

Жительница областного центра Ольга Николаевна запланировала поездку на дачу и заранее приобрела электронный билет на автобус по направлению Вологда - Стризнево за 166 рублей. Однако рано утром ей позвонил брат и пообещал довезти до самой усадьбы на автомобиле. Женщина тут же оформила заявление на возврат билета, понимая, что по правилам придется заплатить небольшие комиссионные. Однако Дирекция по организации автобусных перевозок отказала, сославшись на статью 23 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», где отсутствует прямое указание на обязанность возврата потребителям стоимости неиспользованных билетов, приобретенных на автобусные маршруты пригородного сообщения. Вот руководство и посчитало, что такое право предоставлено только пассажирам междугородных рейсов. Информация об этом даже размещена на официальном сайте автовокзала. Автобусный маршрут «Вологда - Стризнево» (50 километров) является пригородным. 

Справка

Если вы хотите возвратить полную стоимость билета, то обратитесь в кассу не позже чем за два часа до отправления автобуса по маршруту. Деньги за бронирование билетов, комиссионный сбор или приобретение билетов в кассе предварительной продажи возврату не подлежат. В случае их возврата менее чем за два часа до начала рейса, но более чем за 15 минут, вы можете рассчитывать только на 85% от стоимости билета минус комиссионный сбор.
Вы опоздали на рейс - часть потраченных денег вам вернут. Обратитесь в кассу автовокзала в течение трех дней, но получите назад только 75% от стоимости билета. В сумму возврата не входят бронь и комиссия. 
За обмен билета придется заплатить дополнительные 25% от его общей стоимости. Вам вернут полную стоимость билетов, если вы не попали на рейс по вине перевозчика или же рейс отменили, а также при непредоставлении конкретного, указанного в билете, места. Чтобы вернуть электронный билет, не нужно обращаться в билетные кассы, зайдите в личный кабинет.

- Что за дискриминация? - возмутилась Ольга, профессиональный юрист. - Купила билет с местом, но не поехала, заявление на возврат билета написала за восемь часов, рейс состоялся своевременно, и, возможно, мое место занял кто-то другой. Поэтому я имею полное право на возврат уплаченной суммы в размере 95% от стоимости. По аналогии с междугородными перевозками продажа билетов на пригородный транспорт осуществляется заранее, значит, и возврат денег должен осуществляться по тем же правилам. 

Пошла в суд

Раз основной законодательный акт в сфере автобусных перевозок, по ее мнению, допускает такую несправедливость, то пассажирка решила «призвать» на помощь Закон «О защите прав потребителей» и подала иск в мировой суд. В исковом заявлении она сослалась на статью 32, где говорится, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. 

Представитель ответчика на судебное заседание не явился и ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать. Свою позицию подтвердил не только нормами транспортного устава, но и примерами из судебной практики одного из соседних регионов. 
Мировой судья, заслушав стороны, вынес решение в пользу перевозчика, оставив иск Ольги Николаевны без удовлетворения. 

Но принципиальная гражданка с этим не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой в вышестоящую судебную инстанцию, продолжая считать отказ в возврате денег ущемлением ее потребительских прав, а решение мирового судьи - необоснованным.

Изучив материалы дела, Вологодский городской суд пришел к выводу: приобретение билета пассажиркой означает заключение договора на оказание услуг сторонами, отношения которых регулируются Законом «О защите прав потребителей», и истица вправе ссылаться на его нормы. С другой стороны, и исполнитель услуги имеет право использовать для отстаивания своих интересов «Устав автомобильного транспорта». Однако в нем конкретно не прописан отказ в возврате стоимости проезда именно в пригородном транспорте. Правила перевозок не конкретизируют, какого рода транспорта (междугородного или пригородного) касается обязательство возврата денежных средств за проезд, а следовательно, оно распространяется на все виды.

В итоге вердикт мирового судьи был отменен, а требования пассажирки удовлетворены в полном объеме. С перевозчика взыскали в пользу истицы 157,7 рубля - сумму за возврат билетов, 166 рублей - компенсацию морального вреда, 96 рублей - сумму почтовых расходов. Кроме того, проигравшей стороне пришлось заплатить госпошлину в доход местного бюджета.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: