«Пляшет Валя Маракова из Борисова-села!»

statics/images/arcticles/052021/19052021x8842390a.jpg
Валентина Маракова старается находить для читателей своей библиотеки редкие и интересные книги: для этого она нашла более 25 меценатов, помогающих пополнять библиотечный фонд.
Фото автора

В ее доме ночевали поэт Виктор Коротаев и труппа «маленьких людей». Она дружила с Генриеттой Меньшиковой, у которой была дочь от поэта Николая Рубцова. Маститый писатель Василий Белов голосовал за нее в областном конкурсе «Женщина года», очаровавшись ее деревенским задором и ловкостью. Журналисты «Красного Севера» встретились с Валентиной Мараковой, главным библиотекарем Кольцеевского библиотечного филиала. 

«Рубцовым я не прониклась»

Валентина Николаевна родом из Тотемского района и уже 51 год работает в сфере культуры: половину этого срока - в ДК, другую - в библиотеке. Вместе с гражданской женой поэта Николая Рубцова Генриеттой Меньшиковой в свое время поступала в Кирилловское кульпросветучилище, где они учились на клубных работников. Генриетта, по возрасту немного старше, сдружилась с юной Валей и по-своему опекала девушку. 

Летом 1970 года подруги были в Вологде по делам, и Генриетта попросила Валентину вместе с ней зайти к Рубцову - разведать обстановку. Говорит, мол, если он будет один, то ты постарайся уйти, а если там будет женщина - уйдем вместе. Она уже знала, что Николай завел себе новую пассию, все реже навещал дочку.

- Тогда я и видела Николая Рубцова единственный раз. Мне было всего 16, и по молодости лет я не прониклась тем, что вижу знаменитого поэта, он не произвел на меня впечатления. Так, худенький, сутулый, невзрачный мужчина. Хотя Рубцов к тому моменту уже широко издавался, но стихов я тогда не ценила: трудно воспринимать как великого поэта того, кто живет в одно время с тобой. Вот Пушкин - да, он знаменитость, он в учебниках литературы, он давно умер. Что мы понимаем об этом в юности? - делится Валентина Николаевна.

Эта мимолетная встреча случилась за полгода до гибели поэта, а дружба с Гетой продолжилась на много лет. Спрашиваю, как восприняла Генриетта смерть Рубцова, не было ли обиды. 

- А как можно воспринять, если любишь?.. Она очень любила его. И горевала, конечно. Много про него рассказывала, говорила, что ей не с кем этим больше поделиться. Но все это очень личное, не для чужих. Вот лишь маленькая черточка, много говорящая о Рубцове: еще во времена их романа он, бывало, говорил: «Гета, посмотри на эти березки - они ведь в десять раз краше тебя!» Она - в слезы: обидно. Но вот так он чувствовал природу, красоту, поэзию - очень по-своему, - рассказывает Валентина Николаевна. 

Генриетта так и осталась жить в Николе под Тотьмой. Через какое-то время после смерти Николая она вышла замуж. А дочка Лена выросла и уехала в Ленинград, родила детей. И Валентина Николаевна говорит, что ее сына Колю, названного в честь отца, тоже убили. Вот такая роковая судьба…

В память о недолгом романе с Генриеттой Меньшиковой у Николая Рубцова осталось стихотворение «Я уеду из этой деревни...», где есть такие строки:

Слышишь, ветер шумит по сараю? 
Слышишь, дочка смеется во сне? 
Может, ангелы с нею играют
И под небо уносятся с ней...
Не грусти! На знобящем причале
Парохода весною не жди!
Лучше выпьем давай на прощанье
За недолгую нежность в груди.
«Мне она нужна!»

В 70 - 80-е годы сельские ДК и библиотеки были настоящими центрами культурной жизни: сюда приезжали знаменитые артисты, писатели и поэты. А так как гостиниц на селе не было, то после встреч гости запросто останавливались в доме принимающей стороны. 

- Помню, как-то приехала к нам в село труппа артистов. Выступили в ДК и на ночь разместились у меня. Запомнила, что им очень не нравилось, когда их называли «лилипутами». Они про себя говорили «маленькие люди», - вспоминает Валентина Николаевна.

Говорит, что поэта Виктора Коротаева во взрослом возрасте встречала уже честь по чести, не то что в юности - Рубцова. Готовились всей библиотекой, учили стихи. А он приехал - просто, без пафоса, с чемоданчиком, на рейсовом автобусе. И после творческого вечера заночевал, как повелось, в избе у библиотекаря, где чаевничали, пропустили по рюмочке… Бывали в ее библиотеке и поэтесса Ольга Фокина, и ее дочь Инга Чурбанова, и детская писательница Татьяна Петухова.

Но и сейчас Валентина Николаевна «добывает» для своей библиотеки не только редкие книги для фонда, но и встречи с нынешними знаменитыми писателями. Рассказывает, что когда у Натальи Мелехиной вышла книга об Александре Панкратове, тут же решила: «Она мне нужна!» Подняла все связи, знакомства и устроила встречу с писательницей, заодно заполучив и книгу для своей библиотеки. Даже ее книгу «Железные люди», которой в силу огромной популярности просто не было в продаже, достала через Москву. 

Похожая история - и с популярным автором детективов Людмилой Мартовой, чьи книги также не залеживаются на полках. Тоже через седьмые руки, но пригласила-таки Людмилу на встречу с сельчанами. Вечер получился душевный!

Спрашиваю, что читают, что берут в библиотеке. Называю имена известных современных авторов: Улицкую, Рубину, Водолазкина. Нет, говорит, не идут такие книги на селе. Люди больше любят православные книги, например, «Несвятые святые» митрополита Тихона или книги протоиерея Александра Торика, прозу Ирины Богдановой…

- Хотя, по правде сказать, ведь что хозяйка любит, тем она и кормит. Если она не любит винегрет, то ведь не станет и гостей им угощать. Так и с книгами, наверное. Я делаю тематические выставки, выставляю на стенды то, что мне самой интересно. Люди советуются, спрашивают, что почитать. И я советую то, что люблю сама, - рассказывает библиотекарь.

Вологодская сударыня

- Я насквозь деревенская. Города мне не надо, даже со всеми удобствами. Здесь я на месте, сама земля подпитывает силами, - говорит Валентина Маракова.

Здесь выросли два ее сына, сюда приезжают внуки. Здесь под ее крылом собираются сельчане: она в своей библиотеке всегда в центре всех культурных событий. 

Может, именно вот эту простую деревенскую суть и отметил писатель Василий Белов, когда увидел выступление Валентины Николаевны на областном конкурсе «Женщина года» в 1993 году. Ей тогда было уже под 40, а молодого задора и до сих пор полно! Пела частушки, плясала, читала стихи, наряды меняла три раза - конкурс длился в Драмтеатре пять часов!

- Белов в трех турах все указывал на меня: вот за эту голосую! - вспоминает Валентина Николаевна.
В результате она была признана победительницей в номинации «Вологодская сударыня». Тогда Белов задал участницам коварный вопрос: что значит выражение «ночная кукушка дневную всегда перекукует»? Другие стушевались, а Маракова сразу ответила: это про то, что жена всегда мужа на свою сторону склонит.

В память о той встрече она хранит вырезку из районной газеты: Василий Белов играет на гармошке, а она в кружевной накидке отплясывает под тальяночку. И стихи с загадкой:

Занимательна, толкова,
остроумно-весела, 
Пляшет Валя Маракова 
из Борисова-села! 
Где была такая пляска? 
(Это «русский», а не твист!) 
Ну, читатель, будь-ка ласков, 
угадай, кто гармонист?

1993 год, областной конкурс «Женщина года»: то самое фото, где на гармошке играет писатель Василий Белов, а Валентина отплясывает «русского». | Фото из архива героини

И, глядя на это фото, понимаешь, что именно на таких русских женщинах и держится деревня: она и пирогов наготовит, и землю вскопает, и рассаду вырастит, и скотину обиходит, и песню споет, и «русского» станцует! Да еще книжку хорошую посоветует - для души. Она ведь все-таки культурная русская женщина, Валентина Маракова. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: