По Монзенской железной дороге на дрезине с ветерком!

statics/images/arcticles/072018/18072018x14bb3d97.jpg
Путешествовать на дрезине очень увлекательно!
Фото автора
statics/images/arcticles/072018/18072018xcda8a848.jpg
Валерий Глебашев.
statics/images/arcticles/072018/18072018x996e4de9.jpg
Десант «Красного Севера» проехать по Монзенской «железке» готов!
statics/images/arcticles/072018/18072018x115c6748.jpg
Очень приятно, что газету «Красный Север» читают в Каменке и других населенных пунктах Монзенской железной дороги.
statics/images/arcticles/072018/18072018x64657c9c.jpg
Алексей Бархатов.
statics/images/arcticles/072018/18072018x1dc7e1fa.jpg
Сергей Смирнов - водитель мотовоза.
Ныне действующую Монзенскую «железку» можно считать одним из чудес Вологодчины. Это самая длинная, 240 километров, ведомственная железная дорога России. Она была предназначена для вывоза леса в Москву и по редкому стечению обстоятельств вместо узкоколейной стала ширококолейной. Хотя дорога строилась в годы развития ГУЛАГа, но не была лагерной. В советские времена сюда возили делегации из дружественных стран для обмена опытом. Сейчас дорога привлекательна еще и для туристов, и мы решили прокатиться по ней, чтобы узнать, насколько интересен этот туристический маршрут.
Чтобы попасть на Монзенскую «железку» из областного центра, мы сели на электричку «Вологда - Буй». Почти через два часа пути вышли на станции Вохтога-1. Прошагали несколько десятков метров и, не переходя путей, оказались на Вохтоге-2, где находится контора ООО «МонзаЖелТранс» - именно отсюда берет начало одна из уникальных железных дорог нашей страны, а может быть, и всей Европы. Здесь нас ждала дрезина и ее водитель Сергей Смиирнов.
Путь наш лежал до старого пионерского лагеря на станции Монза, до которой около 20 километров. Но путешествие нам так понравилось, что, доехав до места, мы по договоренности с начальником дороги Валерием Глебашевым решили проехать подальше, до станции Каменка, а потом вернуться в Монзу. Кто-то устроился в кабине водителя, кто-то стоял на открытой площадке и удивлялся всему, что видел вокруг:
- Весь воздух прямо пропитан ароматом цветущего иван-чая!
- И старых деревянных шпал - для меня это запах детства, поскольку оно прошло на железной дороге.
- Скрипучие семафоры, заброшенная ржавая техника на полустанках - это же кадры из фильма «Кин-дза-дза!»!
Раньше Монзенская железная дорога была очень востребована, поскольку заготовка и отправка древесины шла полным ходом. Станции Истопная, Стеклянка, Ламса, Карица, Ида, Кунож, Юза... Сейчас народ здесь не живет совсем или его очень мало, и «железка» является для этих людей, по сути, единственным связующим звеном с цивилизацией. Но Монзенская дорога живет и ныне, недавно здесь даже открыли новую станцию Кема.
Также по Монзенской дороге можно доехать до города Солигалича Костромской области. Отсюда по «железке» вывозят известь. Об этом охотно рассказывали на перегонах стрелочники, машинисты мотовозов и местные жители, встречающиеся в пути.
Особенно радушно встретили нас на станции Каменка. В придорожном магазинчике, который снаружи больше походит на заброшенный вагон, мы неожиданно увидели нашу газету. «Это почтальон еженедельно нам здесь ее оставляет для одного жителя поселка, который сейчас приедет за ней на своем транспорте», - пояснила продавщица. Человек этот оказался довольно колоритным мужчиной и через пару минут подлетел к магазину на собственноручно сделанном вездеходе. «Читаем и любим, новости узнаем - чего еще читать-то у нас, посудите сами?» - коротко и ясно ответил он на все наши вопросы.
Приятно удивило то, что Монзенская дорога, как нам показалось, умышленно сохраняет железнодорожные традиции прошлого. Движение от станции к станции здесь, к примеру, до сих пор осуществляется по старинке, по путевым листам и с помощью жезлов. А рельсы, как сказал один дежурный по станции, есть даже 1920 года выпуска! А еще вовсю работает ручной стрелочный перевод.
На станции Монза нас встречал Алексей Бархатов - хозяин пары удивительных домиков на берегу реки. 
- Во времена СССР здесь был пионерский лагерь. Старые строения разобрали, но я сумел сохранить кое-какую пионерскую атрибутику. Иногда вот играю на горне побудку или «спать, спать, по палатам пионерам, октябрятам», - рассказал Алексей.
Пионерская атрибутика, кстати, очень пригодилась - в тот вечер наши футболисты играли с Хорватией, и мужчины каждый удачный момент сборной России отмечали барабанным боем.
У входа одного из домиков стоит гипсовая скульптура пионерки, какие были популярны в те годы. 
- Мы нашли ее в реке и назвали Катей, но скульптура требует ремонта, и, если среди читателей «Красного Севера» найдется реставратор, желающий ее отремонтировать, мы будем только рады, звоните по телефону 8-921-683-66-36, - обратился Алексей к аудитории нашего издания.
А еще в березовой роще над рекой висит удивительная кормушка для птиц кузнечной работы.
 После утренней рыбалки мы решили возвращаться в Вологду водным путем. Теперь уже наш друг Алексей Бархатов довез нас на моторной лодке до деревни Орлово, куда приехал за нами на машине его друг Виктор и доставил всех в Вохтогу. Спасибо, ребята!
Испытано на себе Путешествие

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: