Пока горит свеча

statics/images/arcticles/022020/19022020x63c0cd43.jpg
Бал у Леонида Андреева получился страшнее, чем у Михаила Булгакова в «Мастере и Маргарите».
Фото Вологодского областного драматического театра
statics/images/arcticles/022020/19022020x6960437f.jpg
По задумке автора, не Человек вершит свою судьбу. Им управляют неведомые силы.
Полуторачасовое молчание зала во время повествования и шквал аплодисментов публики после его окончания, желание сбежать в антракте подальше от буквально навязанных зрителю проблем, а затем острая необходимость прочитать в Интернете оригинал авторского произведения. Все это - о спектакле Вологодского драматического театра «Жизнь Человека» по одноименной повести Леонида Андреева.
К сожалению, нынешнее поколение россиян плохо знает имя этого писателя. А в начале ХХ века произведения первого русского символиста и экспрессиониста в отечественной литературе с легкой руки Немировича-Данченко не сходили с подмостков крупнейших театров Москвы и Санкт-Петербурга, печатались в престижных журналах. Между тем философия, взгляд на происходящее Леонида Андреева остаются актуальными и в наши дни.
Пьеса состоит из пяти мизансцен: «Рождение Человека и муки матери», «Любовь и бедность», «Бал у Человека», «Несчастье Человека», «Смерть Человека». В спектакле задействована почти вся труппа театра. Ни у одной из ролей нет своего имени. Но они в данном случае не так уж и важны.
Это первая попытка постановки андреевской «Жизни Человека» на вологодской сцене. Режиссер спектакля, художественный руководитель драмтеатра Алексей Ожогин, признался нам, что у него изначально было опасение, поймет ли публика саму пьесу Леонида Андреева, ее современную подачу. Он прекрасно понимал, что мнения зрителей будут диаметрально противоположными, что не все гладко будет на репетициях, потому что это особенный автор. Страшный и трудный как для читательского и зрительского восприятия, так и для воплощения на сцене. Эксперимент более чем удался.
Да, это спектакль не для тех, кто пришел в театр отдохнуть или посмеяться. Порой от происходящего на сцене хочется отмахнуться, как от назойливой мухи, отвлекающей от безмятежного существования. Мысли от увиденного заставляют поднять из закоулков памяти то, что, казалось бы, навсегда в ней похоронено. Дикий ужас пробирает до самой маленькой косточки. Жуть вызывает чувство дискомфорта и неясной тревоги. Как умудрялся автор, режиссер, актеры нагнать в небольшое произведение столько силы и атмосферности - загадка и повод для восхищения.
Ты уже не сидишь в мягком кресле, а присутствуешь при рождении ребенка, вспоминаешь свои детские годы и родителей, вместе с исполнителями ролей заново начинаешь с нуля семейную жизнь, радуешься достигнутым материальным благам, переживаешь за болезни близких. По ходу действа оказываешься сразу на двух балах: желтом и черном (по цвету одежды исполнителей). Но еще неизвестно, который из них страшнее бала, описанного три десятилетия спустя после Леонида Андреева Михаилом Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». А разве не правда, что, стоя у изголовья умирающего, родственники больше заняты дележом имущества еще живого «покойного», чем желанием дать уходящему глоток воды? 
Все приходит и уходит - чувства, думы, любовь и ненависть. Неизменно одно - Он, который безразлично взирает на все происходящее из темноты с самой высоты сцены. Вершитель судеб (актер Андрей Светоносов) даже не уходит со своего места в антракте. И его взгляд сверлит уже нас, зрителей. По этой причине режиссер отказался от использования занавеса. Он здесь просто не нужен! Да и сами герои спектакля по ходу развития событий не раз произносят диалоги непосредственно в зрительном зале. 

Рад, что режиссер Алексей Ожогин оказался серьезнее, чем думали некоторые.  Театр - это кафедра, считали в XIX веке. Сейчас театр - это развлекаловка, как считают многие. Хорошо, что наш драмтеатр становится ближе к первому взгляду. Постановка «Жизнь Человека» это подтверждает. 

Александр Сазонов, театрал со стажем 
Режиссеру Алексею Ожогину, художнику Елизавете Егоровой, композитору Святославу Оводову, режиссеру по пластике Никите Белых удалось в совместной работе не только сохранить, но и приумножить символизм Леонида Андреева. Тот же Он не только объявляет о рождении, а потом и смерти Человека, но и держит в руках свечу, которая от момента начала жизни до ее конца горит все тусклее и тусклее. Пьеса начинается с криков младенца и заканчивается ими же. При этом свет в руках Вершителя загорается с новой силой. В музыку удачно вплетены звуки капающей воды, показывающей быстротечность секунд человеческой жизни.
Нельзя не отметить оригинальность кос­тюмов артистов, особенно в сцене первого бала, и легкость декораций, символизирующих лестницы, ведущие «в небо» - к Вершителю. Их создала молодая художница Елизавета Егорова. Это ее третья работа на вологодской сцене. Ранее петербурженка оформляла спектакли «Сон» по Федору Дос­тоевскому и «Зойкина квартира» по Михаилу Булгакову.
Алексей Ожогин признался, что для него лично эта работа стала особенной не только из-за обращения к андреевскому откровению и глубокому символизму. Она подвела первый этап его почти 1,5-годовой работы в должности художественного руководителя Вологодского драмтеатра. Она продемонстрировала, что труппа преодолела кризис, внутренний раскол, что ей по плечу любые задачи.
- У нас амбициозные планы, в том числе вывести Вологодский драмтеатр на топовые позиции в России. Уже сегодня мы ставим в год до 12 премьерных спектаклей. Я вижу, как горят глаза актеров, вижу их желание жить на сцене, - рассказал «Красному Северу» директор театра Геннадий Травинов. - Впереди публику ждут три премьеры: «Вишневый сад» литовского режиссера Линаса Зайкаускаса, лермонтовский «Маскарад»  режиссера из Франции Владимира Гранова,  «Заповедник» по Сергею Довлатову от Алексея Ожогина. Драмтеатр активно участвует в программе губернатора «Культурный экспресс». В год 75-летия Победы мы представим в городах и районах Вологодчины спектакли «Саня, Ваня, с ними Римас» и «Хотят ли русские войны».
Вологодский драматический театр

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: