Пожинаю то, что посеяла

statics/images/arcticles/042021/28042021xf464daed.jpg
Бабушки и дедушки скучают по большой дружной семье, где они бы не чувствовали себя одинокими.
Фото с сайта vipstory.net

Моя мама была самым родным и близким мне человеком. Милая, добрая, понимающая. У меня не было от нее секретов. Даже когда я впервые влюбилась в мальчика, учась в восьмом классе, первой, кому я рассказала об этом, была моя мама. 

Когда я вступила в подростковый возраст, подружки, мои ровесницы, часто жаловались на своих мам. Мол, те не понимают их, слишком строги. Не отпускают по вечерам гулять, требуют, чтобы они убирали в квартире, ходили в магазин за хлебом и молоком, присматривали за младшими братом или сестрой. У меня таких проблем не было. Меня ничего не надо было заставлять делать. Я сама с удовольствием рвалась помогать маме во всех домашних делах. С мамой я посетила все музеи в нашем городе и в областном центре. Ездили и в Москву, и в Петербург, где побывали и в Третьяковке, и в Эрмитаже. 

В мамин отпуск мы отдыхали на юге, у Черного моря. Конечно, я бывала летом и в лагере, и у бабушки в деревне.

Такие близкие отношения у нас с мамой были до тех пор, пока я не вышла замуж. Жили мы с мужем в съемной квартире. Так захотел он. Чтобы не стеснять мою маму и своих родителей, говорил. Я считала, что моя мама никогда ни в чем не могла стеснить нас, но повиновалась мужу и покинула родной дом.

Потом у нас родился сын, еще через два года - дочка. Мы были счастливы - дети желанны. А уж как моя мама радовалась! И с энтузиазмом помогала мне растить малышей. Муж мой видел это и не возражал. Ведь мама освобождала меня, и я могла уделить внимание ему. Я успевала отдохнуть, заняться своим внешним видом. И при маленьких детях никогда не жаловалась супругу на усталость. И все это благодаря большой помощи мамы!

А потом... Потом прошло время, дети выросли, мама постарела. И связь с ней ослабла. Мы, муж, дети и я, жили уже в своей просторной квартире в отдаленном от мамы районе города. В маминой помощи уже ни я, ни дети не нуждались. Перезванивались с мамой не часто, виделись еще реже. Мама уже была на пенсии. И я, когда нечасто бывала у нее, отмечала, что у нее портится характер. Она уже не была той прежней ласковой, улыбчивой мамой. Я как-то поделилась этим со своей подругой. Она сказала: «Это возраст дает о себе знать. Старики всегда всем недовольны. Не понимаю почему. Вот твоей-то маме, например, чем быть недовольной? Крыша над головой есть, пенсия заработана, ни за кем уже ухаживать не надо. Живи себе да радуйся! Смотри телевизор, пей чай с подружками, гуляй на свежем воздухе».

Да, и я так думала. Мама в мои редкие приходы к ней стала обижаться. Говорила, что я забываю о ней, что у нее уже нет той девочки, с которой можно было поговорить по душам. Меня эти жалобы и упреки раздражали. Я ссылалась на занятость. На то, что у меня много работы, муж требует внимания, дети, хоть и выросли, но все еще живут вместе с нами, и о них мне еще приходится заботиться. Мама замолкала. Лицо ее становилось грустным, и она заканчивала мой визит словами: «Ну, иди, иди к себе. Там тебя ждут дела и заботы. А мне ничего не надо. Забежала на пять минут - и за это спасибо». Я уходила от нее с тяжелым сердцем. Но вскоре это забывалось - я с головой окуналась в свою жизнь, где места для мамы не оставалось. 

И вот мамы не стало… С ее уходом я почувствовала: ушло из моей жизни очень мне дорогое, необходимое, незаменимое. Я чувствовала себя виноватой перед мамой. И уже ничего не могла исправить. 

Но я еще не знала, что по - настоящему пойму ее, постаревшую, когда сама буду в ее возрасте. Мужа уже нет. У детей свои семьи. Я на пенсии. Внуки давно не нуждаются в моей заботе, и дети заходят редко и звонят не часто. А у меня нарастает чувство обиды: мол, я же жила для вас, все для вас делала. А теперь, когда мне много-много лет, чувствую себя вам ненужной. И никакие сериалы по телевизору не могут заменить мне живое общение с вами, родными. 

Однажды высказала свою боль новой молодой соседке, которая иногда заходит ко мне за чем-нибудь. Она внимательно выслушала меня и сказала: «Такова жизнь. Люди стареют, у них накапливается целый букет болезней. Они быстро утомляются, испытывают слабость, тоску. И характер у них меняется. Они многим недовольны, любят поспорить. Я это знаю. У меня была такая бабушка, и меня она раздражала. Я даже иной раз грубила ей! Но у меня мудрая мама. Она говорила, что нельзя так относиться к очень пожилому человеку, тем более родному. Старики очень ранимы, долго помнят обиды и тяжело прощают. Ну не нравится тебе, что бабушка делает замечание, дает какой-то совет - не пользуйся им. Просто скажи: «Да, бабушка, спасибо, хорошо». Не вступай с ней в полемику. И мама всегда так поступала. Она никогда не пыталась изменить бабушкины привычки, на изменение которых та была не согласна. Она принимала свою старенькую маму такой, какой она стала. И не жалела времени, чтобы выслушать бабушку. Ведь бабуля больше всего радовалась тем моментам, когда с ней говорили по душам. Мама находила время, чтобы погулять с бабушкой в парке, сходить в театр».

Ушла она - я задумалась. Увы, я не была такой мудрой, как ее мама. К своей маме я относилась иначе, часто с непониманием и раздражением. И вот теперь пожинаю то, что посеяла. Мои дети относятся ко мне так, как я к своей старенькой маме. 

 Елена НИКИФОРОВА

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: