«Рассказ вашего автора заставил покопаться в литературе»

statics/images/arcticles/112017/29112017x946cf3ce.jpg
Известный краевед из Междуреченского района и автор письма в редакцию Валерий Фокин.
Прошу принять это письмо как читательский отклик на публикацию Александра Конта «Про тех, у кого редко остывал гостевой самовар» в «Красном Севере» от 25 октября. Сам по себе рассказ хороший, но мне хотелось бы сделать несколько дополнений и маленьких поправок. Присухонская низина, о жителях которой рассказывает автор, - это немалая часть нашего Междуреченского района.

Присухонская низина

По сию пору у междуреченцев, особенно у тех, кто работал в сельском хозяйстве, понятие «Присухонская низина» (или проще - «Присухона») пробуждает воспоминания о больших сенокосных работах на заливных лугах. А сама ее территория в Междуречье называется еще короче, чем у Александра Конта, - просто «озеро». То есть обыденная фраза «сенокос в озере» означает в переводе на казенный язык «заготовка грубых кормов на Присухонской низине». 
Активная производственная деятельность на Присухоне (заготовка кормов, а также выгрузка дорожных стройматериалов в Исадах) затихла не с началом перестройки, как пишет автор. Это произошло постепенно, к концу 90-х годов. Сократилось поголовье скота в совхозах и колхозе «Завет», значит, отпала нужда в больших объемах грубых кормов для общественного животноводства. Завершилось строительство дорог в западной части района - не стало перегрузки с барж на автомашины песчано-гравийной смеси и других материалов. Поэтому Присухона осталась как охотничье-рыболовная вотчина.

О местных жителях

Автор говорит, что на всей Присухонской низине в 2002 году проживали лишь три жителя - в Ноземских Исадах. О чем идет речь - о деревне Ноземские Исады либо о пристани Исады? Если о деревне, которая стоит на реке Нозьме, примерно в километре от ее впадения в Сухону, то в ней в начале «нулевых» действительно было две семьи постоянных жителей, а ныне с весны до осени это оживленная дачная деревенька. А вблизи пристани Исады изначально жили две-три семьи работников пристани, в том числе семья Ивана Ивановича и Августы Павловны Колпаковых. С закрытием пристани исадские жители перебрались в другие места, в том числе на центральную усадьбу Старосельского поселения. Колпаковы уехали в село Старое в 2001 году, так что к 2002 году в Исадах (объединяем два населенных пункта) действительно жили три человека. 

Монастырь и часовня

В XV-XVIII веках в местечке, именуемом Никола Мокрый, был небольшой монастырь - Мокрая Николаевская мужская пустынь, малонаселенная и небогатая. Она владела деревней Поддубной, пожнями и водами в Пельшме и Замошье, а также по Сухоне ниже Пельшмы. Здесь могли справляться молебны перед длительным и небезопасным путешествием по Сухоне и Северной Двине.  В середине XX века у Николы Мокрого было открыто поселение периода Средневековья, а на устье реки Шингарь - три стоянки древних людей, живших здесь за два-три тысячелетия до нашей эры. Николаевская пустынь, как и многие другие мелкие монастыри, была закрыта указом Екатерины II от 1764 года. Две деревянные церкви монастыря - Николаевская и Введенская - оставались бесприходными и, скорее всего, разрушились от времени.

Александр Конт не упоминает о наремских деревнях. Это сокольская территория, я о ней мало знаю, но это тоже часть Присухонской низины.

Лесопункт в Растовике

Что любопытно, имя здешней обители (Николаевская пустынь) позднее сохранилось в названии предприятия, которое занималось лесозаготовками на территории, прилегающей с юга к Присухонской низине в междуречье Лежи, Сухоны и Шингаря. В 20-е годы ХХ века это был Никольский лесоучасток, в 30-40-е годы - Никольский лесопункт Междуреченского леспромхоза. В лесопункте были постоянные рабочие, а в качестве «сезонников» трудились многие жители Старосельского, Лаврентьевского и других сельсоветов района. Производственная база и контора предприятия располагались в Растовике. Этот населенный пункт находился чуть выше Николы Мокрого по Сухоне. Здесь были жилые дома и бараки для рабочих. Для нужд населения действовали магазин и чайная. Была даже начальная школа с адресом: Старосельский сельсовет, Никольский лесопункт, местечко Растовик. К примеру, в 1938-39 учебном году школой заведовал молодой педагог Н. А. Шаров, он же был и единственным учителем. 
После войны в Растовике снова был лесоучасток. С его закрытием люди разъехались: кто в лесные поселки Двиницу и Шиченгу, а кто и за пределы района. С 60-х годов в оставшихся помещениях размещалась база общества охотников и рыболовов.

Валерий ФОКИН, заведующий сектором 
МБУК «Междуреченский районный художественно-краеведческий музей»
Читатель - газета Отклик Междуреченский район

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: