С ностальгией вспоминаю о капитане Сергее Язенкове

statics/images/arcticles/072021/07072021x2a081562.jpg
Капитаны Сергей Язенков и Влас Цикин на фоне Сухоны и буксирного парохода «Добрянка».
Фото из архива А. А. Кубарева

Совсем недавно, 4 июля, в нашей стране отмечался День работников морского и речного флота. По этому случаю я хочу вспомнить некоторые страницы истории легендарного Сухонского пароходства, которое имеет непосредственное отношение к Вологде и всей нашей области и к которому имею отношение я как проработавший здесь многие годы.

В одной из моих статей, вышедшей в газете «Красный Север» в 2018 году, я коснулся трагической военной судьбы капитана Власа Александровича Цикина. В 1942-1943 годах он командовал буксирным пароходом «Добрянка», участвовал в сложных операциях по проводке военных объектов на реке Сухоне. Успехи капитана и его команды отмечались не только Управлением пароходства, но и Наркомречфлотом Советского Союза. Аварийный случай с пароходом, допущенный из-за недостаточных знаний условий плавания по Нижней Сухоне, перечеркнул эти заслуги, за что Цикин оказался на фронте и там погиб. 

Успехи «Добрянки» закрепил и продолжил назначенный вместо Цикина в августе 1943 года капитан Сергей Николаевич Язенков. В течение последующих одиннадцати лет экипаж под его руководством неизменно отмечался как передовой, а имя капитана было занесено в Книгу почета Министерства речного флота, ему присвоено звание «Лучший капитан МРФ». В 1954-м Язенкову доверили командовать первым построенным Вологодским судоремонтным заводом пассажирским пароходом «Иосиф Сталин».

За долголетнюю безупречную службу на речном транспорте (только капитаном он отработал 27 лет при общем трудовом стаже 48), за участие в военно-транспортных операциях Сергей Николаевич был отмечен высшей в то время наградой страны - орденом Ленина, награжден орденом «Знак почета» и медалями. 

Любопытно, что с 1978 года имя Язенкова носит построенный для нас в Германии грузовой теплоход межбассейнового плавания, которым командовал капитан А. В. Мизгирев, выпускник-краснодипломник отделения стажистов Великоустюгского речного училища. 

В свою очередь, за высокие успехи в труде Мизгирев тоже был награжден высокими государственными наградами, а его имя - «Капитан Мизгирев» - позднее появилось на борту одного из сухонских судов. Такая вот преемственность поколений и имен на бортах кораблей и память о достойных ветеранах флота!

С ностальгией вспоминаю о капитане Язенкове. В 1941 году я, тогда учащийся Речного ремесленного училища № 3, первую свою плавательную практику проходил на буксирном пароходе «Авиатор», которым он в то время командовал. От него я получил первые практические навыки судовождения и выполнения различных судовых работ. От него была мужская поддержка в становлении личности не очень-то управляемого подростка. 

Неимоверно усложнилась капитанская работа с началом Великой Отечественной войны. Часть команды была призвана в армию, а взамен прибыли плохо подготовленные работники. Особую головную боль капитану доставлял эвакуированный из Прибалтики, прибывший на должность второго помощника. Это был морской штурман, не обладавший методами речного судовождения. Моряк так и не освоил работу в наших условиях, и от его услуг пришлось отказаться. 

Запомнился мне Сергей Николаевич как волевой, решительный, высокопрофессиональный руководитель, способный отстаивать свои убеждения даже при риске навлечь на себя гнев начальства. Так, в августе 1944 года, когда он отказался выполнить заведомо обреченный на аварию рейсовый приказ диспетчера, приказом начальника пароходства был подвергнут аресту на пять суток. Но несправедливое наказание вскоре было благоразумно отменено.

Теплоход «Капитан Язенков» за свою долгую жизнь безаварийно прошел сотни тысяч километров водных путей от малоизвестного Кичменгского Городка до портов Питера, Москвы и Астрахани. 

Александр КОНТ, Вологда

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: