Сокольская полуторка «засветилась» с Брежневым

statics/images/arcticles/102022/05102022xa70c06aa.jpg
На одном из сокольских предприятий недавно восстановили легендарную полуторку, которую и сейчас можно увидеть в городе на Сухоне.
Фото автора

Судьбы машин порой бывают не менее интересны, чем людские, и тоже изобилуют заковыристыми поворотами. Наглядный пример - история сокольского автомобиля-трудяги, который даже после выхода на «машинную пенсию» успел и сняться в кино, и проехать в парадном строю, и принять участие в ликвидации страшного стихийного бедствия.

К репетициям приступить!

В номере за 20 февраля 1973 года «Красный Север» информировал читателей: «Верой и правдой служил Сокольской типографии автомобиль ГАЗ-АА выпуска 1939 года. Тысячи километров прошла эта полуторка. Довелось ей курсировать под бомбежками и по Дороге жизни в блокадный Ленинград. Несколько лет назад машину списали. Она стояла во дворе типографии. Потом ее предложили студии «Мосфильм». Предложение было принято. 

И вот недавно со студии сообщили, что машина приступила к репетициям: она будет сниматься в фильме с условным названием «Балканы», действие которого происходит в период Второй мировой войны».

- В 1969 году после школьной скамьи я пришла в типографию ученицей наборщика и ту полуторку хорошо помню, - говорит председатель первичной организации ветеранов Сокольской типографии Валентина Смирнова. - На ней с комбината возили рулоны бумаги, а потом развозили газеты. Она же использовалась для уборки урожая: сотрудников типографии регулярно привлекали к работе в подшефных колхозах. Водитель машины Николай Бурлаков и поныне живет в Соколе. Помню, что какое-то время полуторка просто стояла у типографии, а затем ее действительно забрали на киностудию. Машина была исправна и уехала в Москву своим ходом.

В столичном Музее кино сокольскую полуторку тоже помнят. Говорят, что автомобиль был задействован в нескольких сценах кино­эпопеи «Солдаты свободы» режиссера Юрия Озерова. Снятая на «Мосфильме» совместно с болгарскими, венгерскими, румынскими, немецкими, польскими и чехословацкими кинематографистами, лента стала продолжением другой озеровской киноэпопеи - «Освобождение». В центре сюжета - освобождение стран Европы и антифашистская деятельность местных партизан, в том числе действовавших на Балканах. 

Фильм «Солдаты свободы» примечателен еще и тем, что в нем впервые в советском кино появляется персонаж Леонида Брежнева, роль которого сыграл актер Евгений Матвеев. Несмотря на понятную поддержку со стороны Госкино и восторженный прием большинства критиков, прокатная судьба ленты оказалась непростой. Фильм что в СССР, что в других странах шел в полупустых залах и вскоре окончательно перекочевал на телевидение. 

После этого сокольский ГАЗ-АА как минимум дважды участвовал в парадах ретротехники, проводившихся на улицах Москвы в середине 80-х. Далее следы вологодской машины на какое-то время теряются, а потом обнаруживаются снова, но уже в Закавказье - в Армении. Как и при каких обстоятельствах попала туда полуторка установить пока не удалось, но со слов очевидцев известно, что в начале 1988 года машина была приписана к грузовому двору сортировочной железнодорожной станции в Ереване. 

Утром 7 декабря 1988 года произошло страшное Спитакское землетрясение, сила толчков в его эпицентре достигала 10 баллов по 12-балльной шкале. До основания был разрушен город Спитак, наполовину - Ленинакан (ныне - Гюмри). Всего от разрушительной стихии пострадали 21 город и более 300 других населенных пунктов. По разным оценкам, погибло от 25 до 40 тысяч человек, еще десятки тысяч оказались под завалами. 

Для спасения людей был задействован личный состав воинских частей и трудовые коллективы, уже к вечеру им на помощь стали прибывать и отряды добровольцев со всей страны. Для аварийно-спасательных работ задействовали практически всю грузовую технику Армении. С одной из автоколонн в Ленинакан прибыла и вологодская полуторка. Говорят, что ее использовали для перевозки раненых. Большая часть медицинских учреждений Ленинакана была разрушена, и спасенных, но пострадавших людей вывозили в больницы других городов. 

Сейчас в центре Гюмри установлено сразу несколько памятников как жертвам землетрясения, так и тем, кто спасал человеческие жизни. Увековечен в этих монументах и безымянный вклад вологодской полуторки, когда-то спасавшей людей в блокадном Ленинграде, а затем - и в далекой Армении.

Выгодный обмен

Сокольская машина - не единственная, судьба которой достойна рассказа, а то и целой повести. В конце 90-х удивительная метаморфоза приключилась с пожарной машиной на базе ЗиЛ-130, много лет к тому времени отслужившей в одной из вологодских пожарных частей.

- В Вологду тогда приезжала делегация финских городов-побратимов: Коуволы, Аньяланкоски и Куусанкоски. Были в ее числе и представители силовых структур, - рассказывает работавший в то время заместителем председателя вологодской городской Думы Михаил Банщиков. - А в Куусанкоски как раз был музей местного МЧС с образцами спасательной техники из разных стран Европы. В общем, финские силовики «запали» на наш ЗиЛ-130, стали просить: «Подарите». Машина-ветеран вроде уже готовилась под списание, но жалко же отдавать просто так! Полушутя-полусерьезно предложили финнам: «Мы вам - ЗиЛ, а вы нам - новую полицейскую машину», ведь автопарк городского УВД тогда действительно оставлял желать лучшего. Финны же, недолго думая, согласились.

Через несколько месяцев, получив согласие как у администрации города, так и у руководителей противопожарной службы, уже официально списанный к тому времени 
ЗиЛ-130 своим ходом уехал в Куусанкоски. Он там и по сей день. Финны также сдержали свое обещание, прислав новенькую иномарку. Правда, возникли проблемы с ее растаможкой, но они были решены, и новенький патрульный автомобиль несколько лет исправно служил вологодской милиции.

Максим ВОЛОДИН

«Красный Север» 105 лет

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: