Срочно требуются курьеры!
Профессия курьера стала едва ли не самой востребованной с начала пандемии. Сайты объявлений пестрят заманчивыми, на первый взгляд, вакансиями: работа простая, график - свободный, зарплата - ну очень высокая. Так ли это на самом деле, рассказали нашей газете вологжане, поработавшие в службах доставки интернет-магазинов, аптечных и торговых сетей.
Самозанятый велокурьер
Вологжанин Михаил Матюшев торгует в веломагазине, а на досуге подрабатывает велокурьером - развозит землякам нужные вещи. Этим он занимается уже шестой год. Объявление об услугах Михаил разместил на известном сайте, а со временем даже оформил самозанятость. Говорит, этот статус - не только доверие клиента, но и возможность работать с юрлицами: выдавать им электронные чеки и другие документы для отчетности.
- Заказов у меня то густо, то пусто: может быть пять в день, а может быть и пять в месяц. Спиртное и другую запрещенку я не вожу, о чем сразу же сообщаю, - делится Михаил. - Доставлять приходилось разное: и небольшие посылочки, что влезают в рюкзак или велобагажник, и негабаритный груз. Помнится, возил мешок одежды, люстру, рамы для картин, стройматериалы. А однажды волок клиенту 20-килограммовую запчасть для авто. Были и другие поручения, скажем, выкупить книги в магазине и отправить их в Омск. Нет, обмануть меня люди не пытаются: расплачиваются заранее либо при доставке - на обслуживание велосипеда этого заработка хватает. А иногда, если нужно забросить что-то по пути, я с людей плату вообще не беру: это мой вклад в благотворительность. Зачем мне это надо? Совмещаю приятное с полезным: и педали кручу (тренируюсь), и подрабатываю.
А если вдруг лишусь основной работы, то без куска хлеба точно не останусь.
Всегда «крайний» автокурьер
С Михаилом в целом согласен 26-летний вологжанин Дмитрий: доставка заказов может стать хорошей подработкой. Но лучшие времена, по его мнению, уже прошли вместе с мощной волной пандемии.
Строитель по профессии, Дмитрий больше года отработал в курьерской службе известной компании. Говорит, в ковидные времена там было «золотое дно». Тогда платили не только за выполненные заказы, но и за вынужденный простой - 400 рублей в час.
Наша справка
На популярном сайте объявлений доставщики, предлагающие свои услуги, готовы возить письма, бандероли, еду из магазинов и кафе, малогабаритный и объемный груз, а также встречать багаж на вокзалах и выполнять другие деловые поручения. За это автокурьеры просят от 150 - 400 рублей, а велодоставщики - от 200, желательно с предоплатой.
Вакансий на сайте тоже немало. В области требуются (в том числе с пометкой «срочно») любые курьеры: пешие, на велосипедах, самокатах, авто. Им работодатели предлагают стабильный доход (до 137 тысяч в месяц!), еженедельные или ежедневные выплаты, удобный график (к примеру, вечернюю подработку для студентов), район обслуживания на выбор. Где-то плюс к этому фигурирует комната отдыха с чайником, где-то - страховка от ЧП и яркая униформа, где-то - служебный велосипед, а где-то - скидки на питание и 500 рублей за «вербовку» друга.
Востребованность сотрудников в сфере сборки и доставки заказов растет, подтвердили нашей газете в пресс-службе hh.ru по Северо-Центральному региону. С начала года на этой платформе онлайн-рекрутинга в Вологодской области было размещено более 130 вакансий курьеров, доставщиков и сборщиков заказов. Для сравнения: в том же периоде 2022-го таких предложений было 184, в 2021 году - 83, а в 2020-м - всего девять.
Чаще всего эти вакансии размещают компании розничной торговли (31%), перевозки, логистики и складской сферы (26%), услуг для бизнеса (21%). Что касается зарплаты курьерам, сборщикам и доставщикам в регионе, то им в среднем обещают 58,5 тысячи рублей, хотя отдельные «топовые» вакансии доходят до 100 - 125 тысяч. При этом сами вологодские соискатели, разместившие на hh.ru уже 1 087 резюме, в среднем за свой труд рассчитывают получать 35 тысяч рублей. 88% из них претендуют на полную занятость.
В итоге в месяц можно было заработать до 100 тысяч и больше. Когда бонусы (плату за простой) убрали, ушел и Дмитрий. Говорит, сейчас заказов мало, стоят они дешево, а зарабатывать в день 2 000 «грязными» радости мало: половина этих денег идет на бензин, да и ремонтировать авто теперь накладно.
Заказы вологжанин получал через мобильное приложение - из интернет-магазинов, от частных лиц. Он вспоминает: возил людям все - цветы, торты, ключи, документы, еду, а однажды даже вставную челюсть и аквариумных рыбок в пакете. При хорошей зарплате на минусы сервиса автокурьер закрывал глаза, а когда доход упал вдвое и больше, недочеты стали сильно раздражать.
- Автокурьер в этой службе извечно «крайний»: клиент всегда прав, а все проблемы и ответственность - на мне, - рассказывает Дмитрий. - Приезжая на адрес, я не знаю, что буду доставлять, куда и за сколько. Мне дают пакет, в который я не имею права заглядывать (как и отменять заказ). Везешь потом этот груз и думаешь: а вдруг там наркотики?! Вот остановит ГИБДД и будешь долго доказывать, что ты не верблюд. Были и другие заморочки: порой люди отказывались платить, мол, мы уже рассчитались карточкой (неправда!), а как-то, помнится, я два часа проторчал у дома клиента, пока тот не удосужился ответить на звонок (120 «рэ» за это время заработал!). Опасности добавляет и тот факт, что заказчик обо мне знает все (в приложении - все мои данные вплоть до прописки), а я о нем - ничего. Двое меня уже обещали «найти», хотя я им ничего плохого не сделал: законно отказался везти грязный «негабарит», предложив вызвать грузовое такси. Нет, в целом доставщик - работа нормальная, она подойдет любому, но как временный вариант, от нужды. Постоянно там трудиться не советую: нет перспектив, нет развития, а сейчас вот нет еще и выгоды.
Была бы крепкая спина
Выгода есть, возражает 42-летний Игорь.
В свободное от основной работы время (по графику «два через два») в качестве автокурьера он уже испробовал немало сервисов доставки. Сначала мужчина возил по области товары из интернет-магазинов, и это его устраивало: за поездку одним днем, скажем, в Бабаево платили на руки семь-восемь тысяч. Но вскоре дальние рейсы прикрыли, а в городе работать - сплошная суета, делится вологжанин.
- Особенно в праздники, когда вал заказов, крутишься, как белка в колесе. Сначала под завязку грузишь в машину сотни коробочек и пакетов - бывало, заднюю дверь закрывали «с плеча». Потом все это надо развезти по адресам, раздать, собрать подписи, а когда-то и принять претензии. И так - 12 часов подряд: тяжело, вот я и решил найти службу полегче, - рассказывает он.
В местной торговой сети, увы, лучше не стало: там Игорь доставлял клиентам заказанные продукты. И снова - смены по полсуток, маршрут - по 30 - 40 адресов и бесконечное таскание сумок в домах без лифтов.
- Люди заказывают самые обычные продукты: хлеб, молоко, макароны, крупы, мясо, готовую еду. Плюс воду - бывает, по три пятилитровые баклажки. В сезон заготовок - по 10 кило соли и 20 - 30 сахара, а осенью - мешками морковь и картошку. Тащить все это на себе на пятый этаж - удовольствие ниже среднего, никакой спины не хватит, - вспоминает мужчина. - Утешало одно - платили достойно: до пяти-шести тысяч за смену. Ну и людям было приятно помочь: и стареньким бабушкам, и инвалидам, которым трудно выйти из дома. Кто-то совал чаевые (рублей 100 - 150), кто-то - шоколадку, и отказываться было нельзя: обидятся. И вот что любопытно: нас старались отблагодарить только простые граждане. В крутых особняках и элитных домах таких попыток ни разу не было - там на нас смотрели свысока.
Проблемы с клиентами, по словам Игоря, случались нечасто. Бывало, заказчики жаловались на мятый хлеб, гнилую картошину (сборщики ее могли и не заметить), подтаявшие пельмени или мороженое. Но магазин на каждую жалобу реагировал: менял товар или же возвращал деньги. Самых привередливых клиентов доставщики знали по имени и в лицо: с ними ухо держали востро, по сто раз перепроверяя сроки годности продуктов.
А самых отъявленных скандалистов заносили в черный список - в доставке им отказывали.
- В общем, работа автокурьера - не хуже других, были бы крепкая спина, терпение и своя машина, - резюмирует Игорь.
Комментарии (0)