Судьбу «потеряшки» Василисы решат органы опеки

statics/images/arcticles/092019/11092019x8753af08.jpg
Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе области Ольга Смирнова навестила Василису в областной детской больнице.
Фото с сайта vologda-oblast.ru
statics/images/arcticles/092019/11092019x73709773.jpg
У Василисы было диагностировано обезвоживание и переохлаждение.
Фото vk.com/mchs35
statics/images/arcticles/092019/11092019xaf069360.jpg
Волонтеры организовали свой штаб в ДК.
Фото отряда «Лиза Алерт»
За судьбой пропавшей двухлетней Василисы из Тарногского района двое суток следила вся страна. То, что ребенка нашли живым, сотрудники регионального управления Следственного комитета называют счастьем и чудом. Но теперь органам опеки предстоит решить, как поступить с беспечной матерью девочки, тем более что в семье пятеро маленьких детей. 

Пропал ребенок

4 сентября мать пятерых детей Лидия Проскурина (фамилия изменена в соответствии с ФЗ «О СМИ») из села Красное оставила двухлетнюю дочь в песочнице под присмотром старших сестренок - четырех и шести лет - а сама ушла к подруге покормить младшего, новорожденного ребенка. Еще у женщины есть семилетний сын. Сожитель Проскуриной был ранее судим.
Побыв немного с Василисой, малыши разбежались кто куда, а около 11 утра Лидия хватилась, что девочки нет. До трех часов дня она искала дочь самостоятельно и лишь потом обратилась в правоохранительные органы. 
К поискам подключились сотрудники отдела криминалистики СУ СК РФ по Вологодской области в полном составе, руководство и следователи отдела по расследованию особо важных дел следственного управления, сотрудники полиции, в том числе кинологи с собаками, МЧС, волонтеры поисковых отрядов «Лиза Алерт», «Мещера» и «ЮК-Спас», водолазы и добровольцы - представители Москвы, Калуги, Вологды, Костромы и других регионов. «У девочки не было шансов не найтись, но было очень много шансов погибнуть», - так охарактеризовали ситуацию поисковики отряда «Лиза Алерт» в своих социальных сетях. И не зря: двухлетний ребенок в природной среде долго выжить не может, а чем он младше - тем выше риск гибели по самым разным причинам. Особенно опасно, если поблизости есть водоемы, лесополоса. 
«Всю дорогу мы ждали, когда же нам позвонят и развернут обратно - ведь девочке всего два года, а на месте порядка 400 человек - но, к сожалению, этого не произошло», - пишут волонтеры «Лизы Алерт» в социальных сетях о том, как из Москвы ехали в Тарногский район. 
Сами местные жители до часу ночи патрулировали окрестности, слушая, не плачет ли где-то маленький ребенок. 

«Писк как у комара»

Мать девочки была опрошена с помощью детектора лжи, и полиграф не выявил с ее стороны умышленных действий, направленных на причинение вреда дочери. При этом, как отмечают очевидцы поисков, Лидия Проскурина оставалась, наверное, самой спокойной из всех, кто принимал участие в судьбе ребенка в эти двое суток. «Посторонние люди больше переживали, чем она!» - сделали вывод тарножане, наблюдавшие всю эту историю.
Поисковики объединили усилия с сотрудниками МЧС и полицией, помогать вызвались и сотрудники ООО «Тарнога-лес» с собственным оборудованием и навигаторами. 
К концу вторых суток сразу несколько спасательных групп сошлись в одной точке, где и обнаружили девочку около 11 утра 6 сентября. Она лежала в лесополосе на расстоянии менее километра от злополучной песочницы и, искусанная насекомыми, тихо плакала. 
Вот так описывает на своей странице в соцсети этот момент один из поисковиков: «Труднопроходимая местность для взрослого человека: там не то чтобы бурелом - высокая трава, крапива, черемуха, которая растет вдоль ручья, - это хуже джунглей, плюс там крапива. Мы подумали, что в крапиву ребенок ну никак не полезет. Развернулись, прошли немного от точки разворота - метров 300 - и увидели девочку. Она лежала на животе... писк как у комара, даже тоньше, наверное… Платьишко на ней было… Что дальше? Сняли куртки, укутали ее, я связался по рации, чтобы высылали машину на точку более близкую, куда машина может подъехать, и мы все вчетвером бегом побежали на эту точку. Когда мы вышли на нее, там стоял отряд МЧС - ребята собирались прочесывать местность в обратном направлении, к штабу, и мы как раз туда и вышли. Сразу подъехала машина МЧС, мы буквально за минуту туда погрузили девочку».
Спустя считаные секунды автомобиль уже мчался в больницу. Следов насилия и травм у девочки не выявили, но переохлаждение и общее состояние ребенка было средней тяжести. Накануне сдачи номера в печать Василису перевели из реанимации в отдельную палату и констатировали, что ее жизни ничто не угрожает.

Не на хорошем счету

Пока одни взрослые искали ребенка, другие работали с семьей Проскуриных - и для того, чтобы установить, где может находиться Василиса, и для получения представления в целом об условиях ее жизни. Все двое суток психологи работали со старшим братом и сестрами девочки, отрабатывая информацию о ее окружении и взаимоотношениях с внешним миром.
В правоохранительных органах семью знают не с лучшей стороны: 29-летняя Лидия Проскурина уже привлекалась к уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию детей. Так, проверки органов опеки фиксировали, что дети голодные, живут в антисанитарных условиях, в квартире тараканы и другие мелкие вредители, еда не приготовлена, нет постельного белья. Многодетную мать уличали в том, что она оставляет присматривать за детьми нетрезвого родственника. С тех пор как приехала в Тарногский район, она не работает, живет на детские пособия. При этом, что примечательно, в злоупотреблении алкоголем Лидия не замечена.
Сама мать утверждает, что отлучилась буквально на 10 минут, но ее показания следственные органы оценивают критически и будут тщательно проверять, соотнося со сведениями, полученными от других участников и свидетелей происшедшего.
На данный момент в связи с неблагоприятными условиями воспитания дети (кроме старшего сына) из семьи изъяты. Их дальнейшую судьбу будут решать органы опеки. Сотрудники СКР обратились к главе района Сергею Гусеву с просьбой рассмотреть вопрос о лишении либо ограничении родительских прав Лидии Проскуриной.
Как рассказал Сергей Михайлович нашему изданию, документы Следственного комитета переданы органам опеки, которым поручено всесторонне рассмотреть вопрос о дальнейшей судьбе пятерых детей Проскуриной. 
- Опека держит эту семью на контроле, - сообщил Сергей Гусев. - Этот случай - наука другим беспечным родителям. Таких семей в районе, к сожалению, много.
В отношении Лидии Проскуриной возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Оставление в опасности». Если вина матери подтвердится, в ходе следствия окончательная статья обвинения может быть скорректирована.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: