В Ферапонтово возвращается монашеская жизнь

statics/images/arcticles/102018/24102018xde14cf9a.jpg
Отец Иоасаф рассказал, что в случае передачи монастырю Казенной палаты в ней разместятся канцелярия, кабинет игумена и архив.
Фото Валентины Певцовой
statics/images/arcticles/102018/24102018xa7a8cf78.jpg
Михаил Шаромазов.
statics/images/arcticles/102018/24102018x34d4b4b4.jpg
Елена Шелкова, хранитель фондов Музея фресок Дионисия.

Святейший Синод Русской православной церкви удовлетворил прошение митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия об открытии Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря. Чтобы разобраться, как может измениться жизнь Ферапонтова в ближайшее время, журналист «Красного Севера» отправился в Кирилловский район.

Нам необходимо понять друг друга

Сообщение о возрождении монашеской жизни вызвало большой резонанс в обществе. Одни высказали сомнения в необходимости открытия действующей обители, отмечая, что в небольшом по численности населения селе Ферапонтово богослужения уже проводятся в трех храмах. Другие считают, что соседство на одной территории Музея фресок Дионисия и действующего монастыря может повредить сохранению уникального памятника древнерусской культуры. Третьи настаивают, что при строгом соблюдении режима температуры и влажности действующая обитель и филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника могут существовать параллельно. Есть и такие, кто уверен, что монашеская жизнь рядом с учреждением культуры будет способствовать увеличению туристического потока.
После опубликования решения Синода директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаила Шаромазова просто одолели звонками журналисты вологодских и столичных СМИ. Однако наиболее полную информацию Михаил Николаевич согласился дать лишь нашему изданию, читателем которого является долгие годы. 
- Часть вопросов, связанных с дальнейшей судьбой музея и монастыря, мы уже обсудили с владыкой Игнатием. Пришли к выводу, что музей и православный монастырь могут существовать на одной территории, - рассказывает он. - Музей фресок Дионисия должен и дальше обеспечивать сохранность объектов культурного наследия. Между нами достигнуты устные договоренности о реализации конкретных мер, направленных на полноценное функционирование действующей обители. До первого декабря нам предстоит оформить их на бумаге и представить на согласование в Москву. 
Вновь открытому монастырю понадобятся для своих нужд помещения. В связи с этим в конце июня Вологодская епархия и Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» обратились к дирекции музея с просьбой передать в пользование Надвратную церковь, церковь Мартиниана и Казенную палату. Сегодня оба храма используются для нужд верующих в теплое время года.
- Что касается Казенной палаты, тут все намного сложнее, - отмечает Михаил Шаромазов. - В этом памятнике, давно дожидающемся реставрации, в настоящее время находится более 12 тысяч единиц музейного хранения. Найти новые площади для этих целей очень непросто. Не надо забывать, что музей - только пользователь памятников. Это собственность Российской Федерации. Решение будет приниматься на уровне Министерства культуры РФ и Росимущества. 

Собор под вопросом

Между тем в списке запрашиваемой недвижимости нет собора Рождества Богородицы. Означает ли это, что монастырь не претендует на проведение богослужения в памятнике, знаменитом фресками Дионисия? По мнению Михаила Николаевича, музей и Церковь в равной степени заинтересованы в сохранении храмов. Перед Церковью стоит задача сохранения как такового церковного объекта, молельного пространства, литургической практики, а деятельность музея направлена на физическое сохранение объектов культурного наследия. Поэтому музею и церкви очень важно найти механизм взаимодействия, при котором сохранялись бы и религиозные святыни, и памятники архитектуры. 
Но просьбы о проведении богослужения в соборе Рождества Богородицы музею поступали.
- И это нормально, - считает директор. - По закону мы должны дать возможность доступа к объекту культурного наследия для всех групп: для тех, кто хочет увидеть или обследовать наследие предков, для тех, кто приезжает в Ферапонтово поклониться православным святыням. Но задача сохранения объекта культурного наследия и для музея, и для людей Церкви остается наиважнейшей. Четыре года назад я не сразу согласился на просьбу владыки Игнатия совершить первое богослужение в другом важном для нас памятнике - Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря. Но ничего более красивого, когда поет каждая частичка храма, я не видел и не слышал ранее. Чтобы иметь представление, как служба звучала в этом храме в старину, ее надо увидеть и верующим, и неверующим. Мы должны приглашать сюда туристов не только для того, чтобы они увидели эти стены, но и для того, чтобы они услышали то, что составляло существо жизни монахов обители! Но при этом нужно помнить, что любое изменение температурно-влажностного режима наносит вред фрескам Дионисия. Показатели этого режима зависят от времени года, от количества экскурсантов, от скорости движения воздуха и даже от температуры в примыкающей к собору церкви Мартиниана. 
Так что, вполне возможно, музей не будет препятствовать проведению в соборе Рождества Богородицы 15-20-минутного чтения молитв. Именно столько длится сеанс посещения собора группой экскурсантов. Все эти вопросы будут обговорены сторонами в ближайшем будущем.

Готовы к сотрудничеству 

Игумен обители отец Иоасаф, чин поставления в сан которого состоялся 19 октября, приветливо встретил журналистов у Святых ворот монастыря и пригласил в Надвратную церковь, где богослужение почти круглый год ведется с 1989 года. Он рассказал, что уже четыре года, со времени назначения на должность настоятеля Архиерейского подворья «Ферапонтов монастырь», очень плодотворно сотрудничает с администрацией Кирилло-Белозерского музея-заповедника и Музея фресок Дионисия. 
По словам отца Иоасафа, сейчас братия Ферапонтова монастыря насчитывает пять человек. Проживают монахи в церковном доме при деревянном храме Нила Сорского. С разрешения музея службы проводятся не только в Надвратной церкви, но и в теплое время года в церкви Мартиниана. Монастырь надеется на скорейшую передачу ему Казенной палаты. Здесь он планирует разместить монастырские службы, кабинет игумена, канцелярию и архив. Наш собеседник подчеркнул, что монашеская жизнь никак не повлияет на прием Музеем фресок Дионисия экскурсионных групп. Никаких огораживаний территории и введения запретов на посещение объектов культурного наследия не планируется.

Кстати

Хранитель фондов Музея фресок Дионисия Елена Шелкова, посвятившая жизнь сохранению фресок в Ферапонтове, показала нам помещение, куда не пускают экскурсантов. Здесь находится большой компьютер, на который многочисленные датчики передают показатели микроклимата в здании. Автоматика (на фото) фиксирует малейшие изменения поверхности росписи, повышение и понижение температуры и процентность влажности в церкви Рождества Богородицы. Теплые полы позволяют регулировать многие показатели. Однако, по словам Елены Николаевны, увеличение количества посетителей собора с 20 до 30 уже приводит к отрицательной динамике сохранности фресок. Поэтому многочисленные службы в храме недопустимы. Категорически нельзя зажигать здесь свечи и воскуривать ладан в кадило. Не разрешит Музей фресок Дионисия и проведение водосвятного молебна. 

Игумен не исключает, что в будущем монастырь получит разрешение на проведение молебнов и в Рождество-Богородицком соборе. При этом монахи готовы выполнить все условия специалистов, занимающихся поддержанием в храме температурно-влажностного режима. 
- Мы, как и музейные сотрудники, заинтересованы в сохранении памятников истории и культуры, сбережении фресок великого Дионисия. Для меня, как игумена обители, которая располагается в объекте, занесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, эта задача станет приоритетной, - пообещал нам отец Иоасаф.

Особые условия

Хранитель фондов Музея фресок Дионисия Елена Шелкова провела экскурсию по собору Рождества Богородицы, а потом пригласила журналистов в помещение, куда не пускают экскурсантов. 
Здесь находится большой компьютер, на который многочисленные датчики передают показатели микроклимата в здании. Автоматика фиксирует малейшие изменения поверхности росписи, повышение и понижение температуры и процентность влажности и в церкви Мартиниана. Теплые полы позволяют регулировать многие показатели. Однако, по словам Елены Николаевны, увеличение количества посетителей собора с 20 до 30 уже приводит к отрицательной динамике сохранности фресок. Поэтому многочисленные службы в храме недопустимы. Категорически нельзя зажигать здесь свечи и воскуривать ладан в кадило. Не разрешит Музей фресок Дионисия и проведение у творений великого иконописца водосвятного молебна.
- Мы приветствуем изменения, которые происходят в духовной жизни нашего региона. Однако и Церковь должна соблюдать требование хранителей старины, прислушиваться к нашему мнению. Делить нам действительно нечего: у нас одна история, одна родина, одно будущее, - заметила Елена Николаевна, посвятившая жизнь сохранению фресок Дионисия в Ферапонтове.

Ферапонтово Музей Монастырь Православие

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: