Валерий Баринов снял перед вологодской публикой шляпу
Прошла уже неделя с открытия в Вологде ХVI Международного театрального фестиваля «Голоса истории». Кому достанутся главные призы конкурса - «Маски», выполненные мастерами кружевоплетения и чернения по серебру, мы узнаем 27 июня на закрытии театрального праздника в Консисторском дворике Вологодского кремля. Тогда же будут названы и имена лауреатов конкурсной программы. Рассказываем о наиболее ярких спектаклях фестиваля.
Ай да Пушкин!
Об открытии фестивального проекта публике объявил 19 июня на Кремлевской площади председатель жюри, народный артист России Валерий Баринов. На сцену популярный актер театра и кино вышел в шляпе:
- Я специально надел шляпу, чтобы снять ее перед вологодским зрителем. Я приглашаю вас послушать «Голоса истории». Я приглашаю вас открыть душу тому, что покажут участники фестиваля, окунуться в праздник искусства, может быть самого народного, близкого для нас, для россиян.
В историческом действе церемонии открытия «Голосов истории», поставленной актером и режиссером Вологодского драмтеатра Сергеем Закутиным, приняли участие более 70 человек, включая столичных каскадеров. По сути, зрителям показали картинки из истории Вологды, иногда весьма спорные в трактовке. Естественно, не обошлось без царя Ивана Грозного, императора Петра Великого. Действо закончилось эпохой гражданской войны первой четверти ХХ века. А вот завершающее церемонию файер-шоу получилось весьма красивым.
Тяжела ты, Шапка Мономаха
Главной тематикой конкурсной программы фестиваля «Голоса истории» 2024 года стала русская классика и героическая борьба нашего народа с немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Впрочем, в этом ничего удивительно. В 2024 году отмечается 225-летие со дня рождения «нашего всего» - Александра Пушкина, ну а событие на политической карте Европы очень напоминают обстановку перед началом Второй мировой войны.
В показе пушкинских творений преуспели два театра Вологды - ТЮЗ и областной драматический. Первому было суждено открыть фестивальную программу в кремле сценами из исторической драмы «Борис Годунов».
Режиссер-постановщик, народный артист России Борис Гранатов определил действо как «репетиция спектакля», в котором переплетаются прошлое и настоящее, условность и реализм. Сидящий на сцене ведущий одновременно был комментатором, суфлером, актером, вмешивался в ход постановки. Все события разворачивались в конструкции, выполненной в виде шапки Мономаха. Это и царские палаты, и боярская дума; кабачок на границе с Литвой и польский замок Мнишек, где Лжедмитрий признается Марии Мнишек, что он не царский сын, а беглый инок.
Шапка Мономаха - это и место гибели подлинного царевича Дмитрия, и Красная площадь, где народ, облаченный по воле режиссера в одежды середины ХХ века, то возносит Бориса Годунова, то молчит при «назначении» им в правители Лжедмитрия.
А еще Шапка Мономаха - это сцена, где музыканты то исполняли песню на стихи некрасовской «Коробочки», то пели «Белла чао» - народную итальянскую песню участников движения Сопротивления во время Второй мировой войны.
В спектакле действительно смешалось все: история и современность; серьезность и ерничество, недосказанность и прямота возмущения. Главный вывод постановки: произведение Александра Пушкина остается актуальным и в наши дни.
Вологодский драматический театр презентовал в Консисторском дворике «Барышню-крестьянку» режиссера Ирины Астафьевой из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Вологодский театрал Александр Сазонов в соцсетях провел параллели между «пушкинскими» спектаклями Вологодского ТЮЗа и Вологодского драмтеатра: «У Ирины Астафьевой на всем протяжении спектакля работают два ведущих (у ТЮЗа - один), которые помогают зрителю усвоить сюжет. «Шапку Мономаха» заменила передвигающаяся рамка с яблоком в правом углу. Здесь, как и у Шекспира, есть вражда «героев», чьи дети полюбили друг друга, основанная на том, что один - русак, другой - англоман. После того как молодые совместно съели яблоко любви, даже дворовый люд стал кучковаться парами. В конце спектакля на сцену вынесли две корзины зеленых яблок, которые актеры стали пробовать на вкус… Вывод: любовь всегда побеждает».
К творчеству классиков - Антона Чехова и Федора Достоевского - обращались и другие участники фестиваля - Северодвинский драматический театр и Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета. Камерный театр Череповца привез на фестиваль грибоедовскую комедию «Горе от ума», а дебютант «Голосов истории» - Череповецкий театр для детей и молодежи - показал во внеконкурсной программе музыкальную комедию режиссера Ирины Филимоновой «Ночь перед Рождеством» по творчеству Николая Гоголя.
Со слезами на глазах
А вот показ спектаклей на военную тематику составители афиши вполне закономерно приурочили к 22 июня, Дню памяти и скорби.Котласский драмтеатр обратился к творчеству Бориса Васильева. Спектакль «А зори здесь тихие» о подвиге вызвал слезы на глазах зрителей.
Проникновенным и берущим за душу получился документальный спектакль «Долина нашей памяти», созданный творческой группой Сыктывкарского академического театра драмы имени Виктора Савина при участии Молодежного театра Республики Коми. В основу постановки легли письма солдат Великой Отечественной войны и интервью участников поискового движения, работающих на территории Новгородской области в так называемой Долине Смерти, где в 1941 - 1943 годах шли тяжелые бои.
Театр для детей и молодежи из Череповца представил вологжанам спектакль «Ради жизни», поставленный режиссером Татьяной Шестериковой по поэме Александра Твардовского «Василий Теркин». Поэма написана в 1942 году, но очень созвучна нашему времени. Эта постановка - связующая ниточка в истории разных поколений. Работу череповчан похвалил во время творческой встречи с вологжанами председатель жюри Валерий Баринов. Со сцены драмтеатра он читал публике стихи о войне из своей авторской программы «Ах, война, что ты сделала, подлая…».
Не менее патриотичным получился спектакль «Сны белых ночей» Театра-фестиваля «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга. В нем не было слов - только песни о городе над вольной Невой.
Комментарии (0)