Вологодские партизаны помогли выстоять блокадному Ленинграду

statics/images/arcticles/052018/08052018x37f7d786.jpg
Бойцами партизанских отрядов нередко становились женщины и подростки. Великая Отечественная война действительно была народной.
statics/images/arcticles/052018/08052018xe03aee49.jpg
Николай Селифонов.
statics/images/arcticles/052018/08052018x38542edb.jpg
Мандат Николая Селифонова.
Фото из архива Вологодского УФСБ
В военные годы, за исключением Оштинского рубежа и схваток с фашистскими бомбардировщиками в вологодском небе, бои обошли стороной нашу область. Но партизаны на Вологодчине были. И действовали они весьма эффективно.

По финским тылам

Самым известным стал сформированный в августе 1942 года по указанию Вологодского обкома партии партизанский отряд «За Родину!» штатной численностью в 100 человек. Помимо жителей Вологды (как мужчин, так и женщин) в него вошли представители современных Бабаевского, Вашкинского, Верховажского, Междуреченского и Череповецкого районов. 
Костяк отряда составили несколько кадровых военных-фронтовиков и милиционеров, но большинство бойцов не имели навыков обращения с оружием. Поэтому около трех месяцев ушло на подготовку, после чего отряд выдвинулся на восточный берег Онежского озера. Воевавшие на стороне Германии финские части еще в первую военную осень заняли Медвежьегорск, но за городом были остановлены нашими войсками. Фронт «замер» здесь на два с половиной года.
Лесисто-болотистая местность, испещренная реками и озерными заливами, затрудняла выстраивание сплошной линии обороны. Обе противоборствующие стороны создали сеть укрепленных пунктов, разделенных километрами малолюдных территорий. Вот через эти «дыры» начиная с января 1943-го партизанский отряд «За Родину!» неоднократно и выходил в рейды по финским тылам. Всего, по официальным отчетам, вологодские партизаны разгромили четыре вражеских гарнизона и уничтожили более 700 финских солдат и офицеров.
Даже если эти данные несколько преувеличены - а на любой войне противники традиционно занижают свои потери и завышают чужие, - деятельность вологодских народных мстителей нанесла оккупантам ощутимый урон.
В конце ноября 1942 года в районе Борисово-Судского началось формирование еще одного вологодского партизанского отряда - лыжного. Предполагалось, что он будет действовать в тылу финских войск как раз у Ошты. Но буквально через неделю началась подготовка к операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда, и недоучившихся партизан «влили» в состав трех отдельных лыжных батальонов, формировавшихся из призывников Вологодской и Архангельской областей.
Пройдя по льду Ладожского озера и ударив во фланг оборонявшимся гитлеровским частям, эти батальоны сыграли решающую роль в штурме считавшихся неприступными Синявинских высот. В первом же бою больше половины вологодских лыжников погибли, но блокада Ленинграда была прорвана.

Последняя граната

Также на лыжах в феврале 1943 года отправилась в дальний рейд со стороны Чагодощенского района и разведывательно-диверсионная группа, в которую входили двое бывших сотрудников Вологодского управления НКВД. Ей предписывалось попасть в расположение одного из партизанских отрядов, действовавших в Ленинградской области, а уже в апреле под видом гражданского населения проникнуть в оккупированную Эстонию. Вологжанам предстояло провести глубокую разведку и по возможности организовать диверсию на подъездных путях к таллинскому порту.
До ленинградских партизан группа добралась благополучно и даже приняла участие в совместной операции по разгрому вражеского гарнизона в Заовражье. Но в апреле уже на пути в Эстонию разведчики попали в засаду. В завязавшемся бою все они погибли. По воспоминаниям местных жителей, один из разведчиков, уже раненный и окруженный со всех сторон врагом, подорвал себя единственной оставшейся гранатой…
6200

партизанских отрядов и соединений общей численностью более миллиона человек действовали в годы войны во вражеском тылу.

Особняком среди вологодских партизан стоит и имя Николая Селифонова. Люди старшего поколения наверняка помнят этого человека, во второй половине 60-х годов работавшего в областном совете спортобщества «Динамо» и являвшегося полковником запаса. Но далеко не все знают, что в послевоенное время Николай Иванович был сотрудником органов госбезопасности, а до этого, в возрасте 24 лет, был назначен начальником оперативной группы штаба по руководству объединенными партизанскими отрядами Орловской области. Но руководил не из штабных кабинетов, а непосредственно в зоне деятельности народных мстителей, наравне с остальными бойцами участвуя в боевых операциях.
В архивах областного управления ФСБ сохранилась датированная 1967 годом справка о партизанской деятельности Николая Селифонова. В ней говорится: 
«С помощью организованных 
т. Селифоновым Н. И. диверсионных групп и при его непосредственном участии с августа 1942 года и по март 1943 года было пущено под откос 29 вражеских железнодорожных эшелонов с живой силой, вооружением и техникой. Взорвано два завода, три больших моста и водокачка, сожжена крупная автобаза противника и проведена операция по уничтожению изменников Родины - активных пособников немецко-фашистских оккупантов в городе Погаре Орловской, а ныне Брянской области.
Тов. Селифонов Н. И. участвовал делегатом на первой конференции партизан объединенных групп Орловской области, проходившей на центральной базе в брянских лесах в августе 1942 года. При выполнении боевых операций был дважды ранен (один раз - тяжело).
За проявленную храбрость, инициативу и успешное выполнение специальных заданий в тылу врага тов. Селифонов награжден именным оружием - пистолетом ТТ, двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями «Партизану Отечественной войны» I степени и другими наградами…»

Наш вклад

В целом следует признать, что советские партизаны, и вологжане в том числе, оказали огромное влияние на ход войны. Помимо уничтожения вражеских гарнизонов и многочисленных диверсий на линиях связи и транспортных коммуникациях противника они внушали уверенность временно оказавшимся в оккупации людям, что час освобождения близок. 
В глубоком тылу врага возникали целые партизанские районы, на борьбу с которыми гитлеровцы были вынуждены отвлекать не только полицейские части, но и регулярные дивизии с фронта. Один из таких партизанских краев был и в соседней Ленинградской области. К январю 1942-го территория четырех административных районов общей длиной примерно в 120 и шириной в 90 километров практически полностью была очищена от гитлеровцев и полицаев. Здесь возобновилась деятельность местных Советов, работали школы и мастерские. В колхозах шла посевная, выполнялся план государственных поставок. Часть призываемых партизанскими военкоматами новобранцев и небольшие обозы с продовольствием лесными тропами переправлялись в расположение наших войск.
Взлетавшие с полевых бабаевских аэродромов самолеты доставляли ленинградским партизанам почту, оружие и боеприпасы. Ими были вооружены пять оборонявших край партизанских бригад, сумевших продержаться до сентября 1942 года. Тогда под натиском карателей защитники были вынуждены отступить на юго-восток, где возник новый партизанский край, просуществовавший вплоть до полной ликвидации блокады Ленинграда. 
Довелось повоевать вологодским партизанам и на других территориях. Летом 1942 года бывший командир батальона 10-й армии Западного фронта Александр Морщинин (уроженец Заднесельского сельсовета Усть-Кубинского района) вместе с группой других офицеров был переправлен в тыл врага для организации партизанского движения на территории Минской области. При участии нашего земляка были сформированы восемь отрядов, объединившихся затем в Могилевскую партизанскую бригаду. 
В одном из боев «дядя Саша», как почтительно звали 23-летнего командира товарищи по оружию, был тяжело ранен, вывезен на самолете в Москву, а затем, после излечения, выполнял задания Центрального партизанского штаба на Калининском фронте. Кроме того, в военных архивах сохранились сведения о вологжанах, действовавших в составе партизанских отрядов в Крыму, Заполярье и даже в Словакии. 
История

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: