Вологжане «делят» детей запрещенными приемами

Конфликты бывших супругов из-за места жительства ребенка - вторая по популярности проблема, с которой вологжане обращаются к уполномоченному по правам ребенка. На днях в нашем регионе правоохранительные органы занимались сразу несколькими такими ситуациями, где родители мирно не договорились и в борьбе за ребенка пустили в ход все свои «козыри» - от подделки документов до похищения.

Четыре стены и море

Уроженец Казахстана Алихан Каримов (имя и фамилия изменены) уже 40 лет живет в Москве. Там успешный бизнесмен и познакомился с приятной женщиной. До свадьбы дело не дошло, но жили влюбленные вместе, а в 2010 году у пары родился мальчик. 

История из жизни

Как рассказали в Управлении федеральной службы судебных приставов по Вологодской области, отдельный вопрос - уплата алиментов одним из родителей, если ребенок живет со вторым. Дело в том, что даже в том случае, когда ребенок на время переезжает к другому родителю, алименты продолжают удерживаться в соответствии с решением суда, и приостановить их выплату без другого судебного решения невозможно. 
- Мы с женой о месте проживания ребенка договаривались долго и безуспешно, но не из-за меня, а из-за нее. Сначала она была не против, чтобы дочь жила со мной. Мы развелись, она осталась в Вологде, я уехал в Череповец, где у меня жилье и работа, - рассказывает Иван Островский (данные изменены) из Череповца. - Но спустя полгода она заявила, что сама хочет воспитывать ребенка. При этом я убеждал, что не стоит ребенку менять место жительства и школу в середине учебного года, тем более что девочка только пошла в первый класс. Но бывшая жена настояла на своем, перевела дочку, а за алиментами обратилась в суд. Я бы и добровольно платил, но она сказала, что так ей будет спокойнее. Хорошо, я не против.
Спустя год супруга Ивана решила наладить личную жизнь и заявила, что дочь должна переехать обратно к отцу, который к тому времени женился вторично и готовился вновь стать отцом. 
- Мне, в общем, не жалко, пусть она устраивает личную жизнь, но разве можно дочь, как куклу, мотать по городам? - говорит череповчанин. - И вот живет дочка опять со мной, с моей новой женой, закончила второй класс, затем - третий, а алименты продолжают с меня же удерживать! Я думал, что бывшая жена просто начнет переводить мне деньги обратно, а она сначала обещала, а затем резко отказалась. И средства не возвращала, и на дочь их не тратила. Я выплачиваю ей порядка девяти тысяч рублей в месяц, это больше ста тысяч в год!
Когда мужчина обратился в суд с иском о прекращении выплаты алиментов в связи с тем, что место жительства ребенка изменилось, его бывшую жену это возмутило. Она пригрозила, что в случае если он перестанет платить алименты или хотя бы уменьшит их размер в связи с рождением второго ребенка, 
она подаст встречный иск, требуя, чтобы дочь снова жила с ней. О том, чтобы она сама платила алименты на дочь, живущую с отцом, речи вообще не идет...
- Она знает, что я привязан к ребенку и ради спокойствия дочери не позволю ее рвать в разные стороны. Не знаю, как лучше поступить, - сетует Иван Островский. 

Через пять лет гражданские супруги решили расстаться. При этом столичный суд оставил ребенка отцу как человеку обеспеченному, с жильем и большими возможностями для воспитания сына. Алихан мальчика очень любил: дарил подарки, нашел хорошую няню. Но мама свою кровиночку тоже любила: однажды она выследила сына на прогулке и увезла неизвестно куда. 
Женщину, объявленную в федеральный розыск, искали долго - четыре года. Ее нашли в Петропавловске-Камчатском, где мать и сын жили под другой фамилией. Там, на краю земли, женщина вышла замуж, а в этом году переехала вместе с супругом на его родину в Вологду. На этот раз на руках у обоих родителей было новое решение суда: ребенка определили жить с матерью, а для отца составили график встреч. Каждые понедельник и среду ему позволили забирать 9-летнего мальчика после школы на два часа и общаться с ним в присутствии психолога, по субботам - с 10 до 17 часов посещать культурные мероприятия (опять же с психологом), а летом проводить вместе как минимум 21 день: ездить на отдых, в том числе за рубеж. 
Мама решила легко не сдаваться и вновь проигнорировала решение суда. Ребенка женщина скрывала от отца под разными предлогами: то мальчик приболел, то занят учебой. Дошло до того, что в дело вмешались судебные приставы: они без устали беседовали с родителями, объясняли, просили решить проблему мирно, не втягивая в нее ребенка. И наконец уговорили: дама разрешила отцу видеться с сыном по графику. 
Алихан Каримов был счастлив. В будни он мчался из Москвы и нанимал психолога, чтобы пару часов пообщаться с наследником, а в субботу водил его в театр и в парк на аттракционы. При этом отец исправно платил алименты и привозил мальчику дорогие подарки. Правда, как-то он заметил, что новый ноутбук и конструктор «Лего» исчезли: видимо, мать их продала. Возмущенный отец пожаловался приставам, в итоге женщину оштрафовали за нарушение прав и интересов ребенка.
Страсти в этой семье кипят до сих пор. Буквально на днях папа Алихан, приехав в Вологду, очередных маминых возражений слушать не стал. Он увез мальчика, а позднее позвонил и сообщил: «Летом ребенку нужно купаться в море, а не сидеть в четырех стенах». Мать, испив валерьянки и забыв, что несколько лет назад сама поступила так же, написала заявление в полицию. Но дело вряд ли возбудят: отец в данном случае закона не нарушил. 

Забрать нельзя оставить

Дележ ребенка в суде - не такое редкое дело, говорят вологодские приставы. Сейчас у них в работе находится 55 исполнительных производств об обеспечении установленного судом порядка общения родителей с детьми. Еще два производства - об определении места жительства ребенка. При этом, как показывает практика, чаще всего малышей и подростков оставляют жить с мамой. В частности, из 16 таких производств за три года суд доверил растить детей только двум отцам. Остальных детей оставили с мамами.
К сожалению, бывают ситуации, когда отцы бьются за право воспитывать ребенка не из родительских чувств, а в качестве манипуляции. Так, на днях было возбуждено уголовное дело в отношении 35-летнего жителя Череповца, который после разлада с женой настаивал на том, чтобы дочь осталась с ним. Для убеждения суда в своей благонадежности мужчина представил справку о том, что хорошо зарабатывает. На деле же выяснилось, что у отца - ни работы, ни зарплаты, при этом он неоднократно судим, а документы ему по дружбе оформил приятель-бизнесмен. Сам череповчанин в свое оправдание заявил, что борьбой за ребенка хотел удержать супругу: знал, что она с дочерью не расстанется.
Порой экс-супруги не могут договориться даже после судебных процессов. В итоге ситуацию опять же «разруливают» приставы. Пример - недавний конфликт в Нюксенице, где суд решил оставить четырехлетнюю дочку жить с матерью. «Воскресный» папа приезжал на свидания либо забирал ее к себе, порой с ночевкой. Но однажды мужчина увез ребенка на день рождения к родственнику, а обратно не вернул, вместо этого обратившись в суд за принятием нового решения об определении места жительства дочери. Но судебные приставы восстановили статус-кво до нового вердикта суда, а решительный папаша процесс проиграл.
Однако бывают и обратные ситуации, когда не отец нарушает договоренности, а мать. В Череповецком районе суд разрешил отцу общаться с сыном и дочкой каждое второе и четвертое воскресенье месяца с 10 до 19 часов. Но у матери все время находились отговорки: то дети простыли, то у них другие планы. Череповчанин пожаловался приставам на бывшую жену, а те, изучив ситуацию, запретили ей садиться за руль (благо закон это позволяет). Соответствующее постановление даме пришлось вручать с понятыми, так как приставов она избегала. Зато эффект был мгновенным: мать, не привыкшая к пешим прогулкам, тут же пошла на уступки, а отец забрал исполнительный лист - этот спор завершился благополучно. А вот в Вологде подобная история все еще длится. Там от папы тоже прячут пятилетнюю дочь, мол, девочка постоянно болеет. Ее амбулаторную карту сейчас проверяют сотрудники Управления федеральной службы судебных приставов по Вологодской области: есть ли признаки недобросовестного поведения со стороны матери.
- Это очень тяжело морально - мирить родителей, улаживать семейные дрязги, передавать малышей в казенные учреждения. У меня - я тоже мать! - сердце кровью обливается в таких ситуациях. Но мы обязаны исполнить решение суда, - делится Александра Шестернева, судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов № 2 Вологды. - Зато какое наступает облегчение, когда конфликт исчерпан, ребенок спокоен, а мама и папа взялись за ум. Наверное, это и есть наша главная награда. 
Ольга БУРЧЕВСКАЯ, Ольга ИЛЬИНСКАЯ

Комментарии

Ольга Смирнова, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе области: 

- Обращения по участию в воспитании ребенка и его месте жительства - вторые по популярности в нашей службе: только в прошлом году к нам пришли по этим вопросам более 80 мам и пап. К сожалению, при разводе они хотят отомстить, сделать больно друг другу, а заложниками ситуации становятся дети. 
К примеру, на днях к нам обратилась мамочка, которая купила дорогую путевку в Турцию (дочка мечтала о море), а в аэропорту их развернули: папа подал заявление о запрете вывоза ребенка за рубеж. И мать, и дочь рыдали: испорчен отдых, потеряны деньги, разбита мечта. Порой решение суда, с кем оставить малыша и как часто с ним видеться, не устраивает ни ту ни другую сторону. При этом взрослые не стесняются выяснять отношения в присутствии собственных чад. Я каждый раз говорю на приемах: «Ведь вы же раньше любили эту женщину (этого мужчину)! Постарайтесь и сейчас найти компромисс, задумавшись в первую очередь не о себе, а о комфорте своих детей». 

Ольга Духова, медицинский психолог Вологодского областного центра охраны здоровья семьи и репродукции:
- Конфликт при разводе по поводу детей чаще возникает у тех пар, где решение одного из супругов расстаться стало неожиданностью для другого: скажем, муж нашел новую любовь и уходит к ней. В этом случае жена чувствует себя брошенной, оскорбленной, обиженной, воспринимая измену любимого человека как предательство. Отсюда и негативные эмоции, злость, а порой агрессия и откровенная вражда: мол, ты у меня узнаешь, я тебе еще покажу! Случается, одна из сторон подавляет другую, запугивает, угрожает, а порой и исполняет эти угрозы. 
Отец, даже если он ушел из семьи, по-прежнему испытывает привязанность к ребенку, хочет с ним общаться. Но у мамы раны еще свежи, и она пока не может действовать рационально. Даже если пара определит правила общения с ребенком, отношения в первое время могут остаться враждебными. Как долго это длится - зависит от характера, темперамента, степени зрелости супругов. При этом последствия развода неминуемо сказываются и на ребенке: внешне это может не проявляться, но детская психика все равно страдает. Чтобы справиться с проблемами, лучше обратиться к психологу, что многие и делают. Это поможет и взрослым: конфликты при разводах означают, что и сами родители нуждаются в психологической помощи.
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: