Вологжанка потеряла дочь после поездки в Африку

statics/images/arcticles/122020/02122020x52c36b90.jpg
Даша Черкасова была очень способной к учебе девушкой, строила планы на успешное будущее.
Фото предоставлено Еленой Мухиной

«Девочка с сильным характером и внешностью ангела - меня утешает лишь мысль, что на небесах она, видимо, стала нужнее в связи с последними событиями в мире…» - плачет Елена Мухина. На днях она похоронила свою 15-летнюю дочь. Тропическую малярию, которой школьница заболела в Танзании, слишком поздно диагностировали, а нужных лекарств в Вологде не нашли. 

Райский отдых

- К несчастью, я ничего не знала о болезнях Африки: мы летали туда впервые. Если бы нам хоть кто-то намекнул на малейшую опасность, разумеется, мы не стали бы рисковать, - говорит Елена Мухина.

В ноябре в своем плотном графике предпринимательница выкроила 10 дней на долгожданный отдых. Ее дочка Даша Черкасова без проблем отпросилась в школе: училась она хорошо, сверх программы занималась с репетиторами, мечтала сдать все на пятерки и поступить в Питер на химфак. Семья, привыкшая к путешествиям, в этом году оказалась их лишена: карантин, локдаун, самоизоляция. Наверстать упущенное, пока из-за второй волны не закрылись границы, мать с дочерью решили в «безвирусных» странах. Выбрали Африку. Новое направление для россиян, ковида там нет в принципе, уверил туроператор. 

- А нам так хотелось солнышка перед долгой зимой, что мы собрались буквально за три дня, - вспоминает вологжанка.

1 ноября семья вылетела из Шереметьева. В Танзании из соображений безопасности они старались не покидать территорию отеля, лишь раз купили тур на сафари, чтобы своими глазами увидеть экзотических животных. 

- Отправляясь в дикую саванну, мы с головы до ног обрызгались репеллентами от насекомых - так, на всякий случай. О малярии мы и знать не знали, никто нас о ней не предупреждал: ни продавцы экскурсий, ни работники отеля, ни туроператоры, - вспоминает вологжанка. - От этого же незнания мы не боялись и комаров - главных разносчиков заразы. Их было много даже в гостиничном номере: каждый день, откинув пологи с наших кроватей, горничные пшикали туда из каких-то флаконов.

Видимо, комар укусил Дашу на пляже: нога болела и чесалась, но после мази все прошло. Этому инциденту мать с дочерью даже не придали значения. 11 ноября они прилетели обратно в Москву, 12-го уже были в Вологде, сдали тесты на коронавирус, а в понедельник, 16-го числа, девятиклассница отправилась в школу.

Хождения по мукам 

- Днем дочка позвонила и пожаловалась, что ей плохо. Она отменила репетитора и пошла отлеживаться домой, - рассказывает Елена. - Я примчалась с работы, а у Даши - температура 38. Дала ей парацетамол - полегчало. На следующий день, во вторник, ситуация повторилась, правда, температура подскочила уже до 42. В поликлинику было не дозвониться. Снова дали Даше жаропонижающее, а потом к лихорадке прибавились тошнота и диарея. 

А дальше началась борьба за жизнь. Только скорую помощь семья вызывала четыре раза. Всем медикам Елена говорила, что вернулась с дочкой из Африки, но заподозрить малярию и в голову никому не пришло. Первая бригада 17 ноября посоветовала противовирусные средства. Вторая (19-го числа), предположив пневмонию и гастроэнтерит, отвезла школьницу в моногоспиталь на Советском проспекте, где после двух часов ожидания и КТ ее отправили обратно домой. 

В пятницу, 20 ноября, усталый доктор скорой объявил, что у девочки ротавирус. Он сказал, что теоретически можно отвезти Дашу в «инфекционку», но без свежего теста на ковид пациентку все равно не примут. Врач посоветовал оставить ее дома и каждые 10 минут поить лекарством от обезвоживания организма. Елена, вспомнив четырехчасовую поездку в госпиталь минувшей ночью, послушно подписала отказ от госпитализации. Но Дашу в больницу все-таки взяли - следующим утром, когда температура у нее упала ниже 35 градусов, а пульс уже не был слышен.

- Это было в субботу. Буквально через два часа нам позвонил реаниматолог и сказал, что у Даши, судя по анализу крови, тропическая малярия, - рассказывает безутешная мать. - Я спросила, нужны ли какие-то лекарства, но доктор ответил, что у них все есть. Утром в воскресенье он говорил уже другое: ищите препараты, таких у нас нет. В тот же день у Даши отказали почки - ей потребовался гемодиализ. А потом моя девочка впала в кому.

Комментарий

Галина Косачева, 
заместитель главного врача
по медицинской части Вологодской 
областной инфекционной больницы:

- Мы выражаем глубокие соболезнования матери, потерявшей дочь, хотя, думаю, никакие слова утешения не способны уменьшить боль утраты. Для нас это тоже шок и трагедия. Со своей стороны хочу ответственно заявить: мы сделали все возможное для спасения девочки, 
боролись до последнего за ее жизнь. Наши врачи поставили диагноз за 30 минут. Но, к сожалению, ребенка к нам привезли слишком поздно - на шестой день болезни, уже в критическом состоянии. 

Раз в два-три года вологжане привозят малярию из тропических стран, и мы ее успешно лечим - лекарство в больнице имеется. В частности, девочка принимала таблетки мефлохин, но в этом случае они уже были неэффективны. 
Тут были нужны уже другие препараты
(для внутривенных инъекций), однако 
они не зарегистрированы в России. 

Мы подключили наше государственное производственно-торговое предприятие «Фармация», его сотрудники искали лекарство в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, но, к сожалению, не нашли. 

Мы постоянно были на связи с заведующим реанимацией питерского института детских инфекций. В воскресенье, когда девочке потребовался гемодиализ, но его отделение не работало, подключился областной департамент здравоохранения. С его помощью был вызван из дома персонал, и сеанс гемодиализа был проведен... 

В жарких странах, куда ездят вологодские путешественники, есть еще множество опаснейших болезней: желтая и геморрагическая лихорадка, лихорадка Эбола. О них обязаны предупреждать туроператоры. Да и сами туристы, выезжая на экзотический отдых, должны почитать 
в Интернете об опасностях этих стран 
и принять профилактические меры (к примеру, сделать прививки, запастись нужными препаратами), чтобы обезопасить свой отдых.

В тот воскресный день, все еще надеясь спасти дочь, она буквально взрыла Интернет и обзвонила сотню друзей и врачей - знакомых и незнакомых. Волна пошла: совершенно чужие люди в Турции, Болгарии, Германии и даже на Кипре готовы были вылететь первым же рейсом с лекарством для Даши, но неожиданно оно нашлось в Москве. Минувшей весной там чудом выжил мужчина, тоже заразившийся африканской малярией. Теперь москвич на всякий случай держит дома ампулы от страшной заразы. Узнав, что они срочно требуются больному ребенку, он, не раздумывая, повез их в Вологду на личном авто. Мужчина гнал со скоростью 150 километров в час, когда в Ярославле, ему позвонили: Даша умерла.

Не ходите, дети, в Африку гулять!

- Я не знаю, как дальше жить, но пытаюсь держаться - ради сына, мужа, работы, друзей. Ради совершенно незнакомых людей, которые откликнулись на нашу беду и бескорыстно, от души, пытались спасти мою девочку. Я эту моральную поддержку до сих пор чувствую, - говорит Елена Мухина. 

Сейчас вместе с жителем Архангельска Александром Донским она хочет создать фонд по борьбе с малярией. По трагическому совпадению дочь Елены и сын Александра умерли в один день - 22 ноября, оба - после поездки на Занзибар. 

- В первую очередь мы хотим предупредить всех, что Занзибар, куда каждый день летает до 300 наших туристов, не так безопасен, как его описывают туроператоры. Пусть путешественники, отправляясь в Африку, заранее делают прививки от всевозможных болезней, а по возвращении домой сдают анализы. И пусть они там обязательно запасутся лекарствами от малярии. Ведь в Танзании эта зараза лечится одной таблеткой, как насморк, и они продаются на каждом углу, а в России таких препаратов просто нет. Да и выявить эту болезнь, как показывает практика, в нашей стране непросто, - говорит Елена Мухина.

Эти предложения вологжанка уже отправила в турфирму, где месяц назад купила ту злосчастную путевку (ответа, конечно же, нет). Более того, Елена намерена раздобыть резервный запас лекарства от малярии, которое в подобной ситуации поможет спасти чью-то жизнь.

- Я не жажду крови, напротив, сочувствую докторам, заваленным бумагами и вызовами, но все же хочу напомнить, что люди страдают не только от ковида, но и от других опасных болезней. И эти пациенты тоже рассчитывают на квалифицированную медицинскую помощь (и имеют на нее право!), какими бы трудными ни были времена, - говорит вологжанка.

Наша редакция неоднократно пыталась связаться с руководством московского ООО «ОВТ САНМАР», где Елена Мухина приобрела тур на Занзибар. Однако оператор колл-центра отказалась соединить журналистов «КС» с кем-либо из персонала компании. Все вопросы и пожелания она предложила оставить на сайте. Не отвечает на звонки и турагент в Вологде, которая непосредственно продала путевку семье. Сейчас, когда в стране поднялась шумиха из-за смертей от малярии после полетов на Занзибар, туроператоры уже начали предупреждать своих клиентов о возможных рисках Африки.

Тропическая малярия Танзания Африка

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: