Вологжанка пытается оспорить стоимость аварийной квартиры
Пенсионерка отказывается выезжать из аварийного дома, надеясь получить за 40-метровую квартиру в историческом центре денежную компенсацию. Администрация Вологды оценила жилье в 1 400 000 рублей, но женщина хочет получить в два раза больше.
Не согласна на переезд
Александра Мазур с сыном купили квартиру в старом деревянном доме на Благовещенской, 40, еще в 2011 году. В 2015-м дом был признан аварийным и попал в программу расселения, которого пришлось ждать еще шесть лет.
- Сначала все было нормально, но потом дом начал сыпаться прямо на глазах. На втором этаже в квартире у соседки провалилась крыша, у нас повело стену, - рассказывает 60-летняя жительница областной столицы.
В 2021 году всем жильцам аварийного дома была предоставлена возможность переселения в новостройку на улице Архангельской. Почти все жители согласились на переезд, но владелицы двух квартир выбрали альтернативный вариант - выплату денежной компенсации.
- Я не хочу ехать на край города, у меня сын практически инвалид после инсульта, куда мы там за помощью обращаться будем? Еще в уведомлениях был пункт о том, что мы должны будем доплатить разницу между стоимостью нашего жилья и нового. Я живу на пенсию, подрабатываю в охране, сын не работает, откуда у меня деньги на доплату? - беспокоится Александра Григорьевна.
Она рассказывает, что после заявления на получение денежной компенсации им прислали отчет об оценке квартиры, которая была сделана оценщиком из Тулы. Их квартира была оценена из расчета 35000 рублей за квадратный метр, с чем хозяйка категорически не согласна.
- Я была удивлена: откуда такие цены? В 2021 году за эти деньги было не купить равноценного жилья, чего уж говорить о нынешних ценах! Мы хотим получить нормальную рыночную стоимость, на которую купим жилье там, где нам удобно.
Спорная оценка
Александра Мазур обратилась к юристам, чтобы оспорить оценку, предоставленную администрацией города. В ноябре 2021 года они провели независимую оценку жилья, в результате которой квартира была оценена в 2 868 000 рублей. Именно эту сумму хочет получить хозяйка аварийного жилья.
«Красный Север» пообщался с законными представителями Александры Мазур, у которых есть претензии к проведенной государственной оценке. В их практике - успешные решения судов уже по нескольким подобным случаям: так, жителям домов по улицам Путейской, 5, и Товарной, 2, удалось получить денежные выплаты согласно рыночной стоимости жилья.
- У нас есть сомнения в компетентности тульского оценщика, которая делала оценку без непосредственного посещения объекта. Как можно, не зная города, проводить оценку без привязки к месту? Здание на Благовещенской, 40, находится в историческом центре Вологды, что нужно учитывать согласно типовым зонам застройки. Есть справочник Лейфера, в котором подробно разъясняются особенности таких зон. К тому же в результатах оценки не был учтен фактор непроизведенного капитального ремонта, что и привело к разрушению дома. Мы несколько раз пытались вызвать этого оценщика в суд для разъяснения результатов ее оценки, но она категорически отказывалась приезжать в Вологду, из-за чего судебные заседания несколько раз откладывались, - пояснила Светлана Саратыгина, юрист агентства «Гермес».
дома в Вологде сейчас находится в очереди на расселение.
Это 57,9 тысячи квадратных метров аварийного жилья, в которых проживают 3825 человек (1419 семей).
В администрации города уверены, что оценка была проведена в соответствии с законодательными нормами: оценщика выбирают путем торгов на аукционе из числа сертифицированных экспертов, предлагающих самую выгодную цену за свои услуги.
- На момент проведения оценки стоимость жилья соответствовала рыночным ценам, у нас нет причины не доверять этой оценке. Согласно закону результаты проведенной оценки действительны в течение трех лет. Никто тогда не мог предсказать роста цен на жилье, которое случилось в 2022 году, - уверяет Роман Трикоз, заместитель мэра города, начальник Правового управления администрации Вологды.
При этом он поясняет, что жители дома сами довели здание до критического состояния, отказавшись от обслуживания управляющей компанией после внесения его в списки аварийного жилья. В результате в доме не чистили крышу, что и привело к ее обрушению.
- Нас больше всего сейчас беспокоит то, что люди живут в аварийных условиях и подвергают себя опасности, хотя им было предложено благоустроенное жилье в новостройке. Остальные жильцы спокойно переехали. Если и были доплаты за увеличение метража полученных взамен квартир, то они были совсем небольшие, и сейчас эти новые квартиры выросли в цене, - отмечает Ольга Баженова, начальник жилищного управления департамента имущественных отношений администрации города Вологды.
Решать будет суд
Суды по данной квартире продолжаются уже третий год. Начальник Правового управления администрации Вологды подчеркивает, что суд не может принять во внимание результаты оценки независимого эксперта: делать окончательный вывод о стоимости жилья должна судебная экспертиза.
Через год, в апреле 2024-го, истекает срок официального отчета об оценке. За это время нужно либо подписать с собственником соглашение об изъятии недвижимости согласно предоставленной оценке, либо через суд решить вопрос о принудительном изъятии. Сейчас администрация города подает на Александру Мазур встречный иск, в рамках которого возможно проведение судебной экспертизы.
- Объективно цены на рынке жилья выросли, и я не исключаю того, что оценочная стоимость будет пересмотрена в соответствии с текущими рыночными ценами. Но я считаю, что сумма выплаты должна быть сопоставима с тем вкладом, который собственник заплатил за жилье изначально, покупая далеко не новую квартиру в деревянном доме. Ведь, согласитесь, если бы речь шла не о пенсионерке, а о 30-летнем дееспособном собственнике жилья, то не возникало бы вопросов, о том, что он может купить себе жилье, взяв ипотеку и получив компенсацию за развалюху, - приводит свои доводы Роман Трикоз.
Он отмечает, что в юридической практике администрации города есть немало примеров того, как граждане пытаются заработать на программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Они покупают за копейки квартиры в старых домах, даже не собираясь в них жить. Потом добиваются внесения домов в программу по переселению, требуя за это либо выплаты, либо предоставления альтернативного жилья.
- Суды по таким делам могут длиться годами. Но возникает вопрос: есть ли это время у собственницы аварийного жилья на Благовещенской, 40, с учетом того, что дом разрушается? Поймите, у нас нет никакого желания кого-то сознательно ущемить, обидеть. Женщине было предложено жилье в новом доме, она от него отказалась. Сейчас все решения о предоставлении компенсационной выплаты зависят от судебной экспертизы, - подчеркивает Роман Трикоз.
Комментарии (0)