«Я сделал для мамы цветочек, а она его сломала»
Когда мы опубликовали первую историю о том, как отец после развода добивается определения места жительства ребенка с ним, мы не ожидали, что будет так много откликов от вологжан, оказавшихся в подобной ситуации. Одним из них стал вологодский психолог Андрей - сейчас он пытается отсудить сына у пьющей матери. В пользу отца - множество справок и экспертиз, но и мать сдаваться не намерена. В ситуации разбирались наши корреспонденты.
Кимоно и хомяк
- Меня все спрашивают: как тебя угораздило связаться с пьющей хамкой? - делится психолог из Вологды Андрей (имена изменены в соответствии с ФЗ о СМИ). - Честно сказать, я и сам этого не понял. Была весна, играл гормон, я вышел из дома после долгого больничного со сломанной ногой - а там симпатичная девушка. Мы познакомились, обменялись телефонами, начали встречаться, а потом и вместе жить.
Поначалу, вспоминает Андрей, все было хорошо. Он, психолог с двумя высшими образованиями, и она, продавщица цветов со школьным аттестатом, жили дружно.
А вот после рождения сына Романа в 2016 году отношения изменились - начались ссоры, скандалы, конфликты.
- К счастью, беременная она не пила и не курила - спасибо ей за это, - делится Андрей. - Ну а потом зачастила к подружкам - возвращалась навеселе. И постоянно орала, хамила, врала, оскорбляла, едва не хваталась за нож. А потом звонила маме, мол, это я ее обижаю. Сначала мы с тещей даже повздорили, а поздней, когда она все увидела своими глазами, расстроилась, но сразу предупредила: «Я против дочери не пойду».
Комментарий
Ольга Смирнова,
уполномоченный
по правам ребенка
в Вологодской области:
- С историей этой семьи я знакома: консультировала, разъясняла. Увы, но эта ситуация похожа на десятки других, связанных с определением места жительства ребенка и участии в его воспитании родителей, проживающих отдельно. Разные фамилии, города и районы, а суть одна: взрослые не могут договориться, как вместе растить своих детей. Они забывают об их возрасте и чувствах, стараясь как можно больней отомстить друг другу за предательство, обиды и измены. Так и хочется сказать им: люди, опомнитесь! Найдите общий язык для блага своих детей! Пусть их жизнь будет спокойной и счастливой, несмотря на ваше расставание.
Да, любовь ушла, вы стали чужими друг другу, но не своим детям. Для них мама с папой всегда были и остаются любимыми и родными.
Традиционно сложилось, что суд чаще оставляет детей матерям. Отцам при прочих равных условиях гораздо сложней «отсудить» ребенка, оставить его у себя. Особенно это касается малышей. А вот подросток 10 лет и старше может четко обозначить свое мнение, сказать, с кем он хочет жить (хотя ему и нелегко сделать такой выбор), и это мнение суд должен учесть. Но судебные тяжбы - это крайний случай. Родителям лучше найти компромисс - если не самостоятельно, то с помощью специалистов. В Вологде на базе Территориального центра социальной помощи семье и детям работает служба семейной медиации. Там сторонам помогут решить проблему, договориться без судебных разбирательств. А это, в свою очередь, спасет и нервы, и деньги, и время и, что самое главное, психику ребенка.
Через год такая жизнь стала невыносимой - пара разбежалась. Мать ушла, прихватив малыша, но отец ребенка заботой не обделял: навещал, лечил, учил, брал к себе, помогал деньгами. Андрей вспоминает: матери было не до ребенка - она постоянно меняла работу и спутников жизни. Грязные уши, черные нестриженные ногти, прокуренная одежда - таким он забирал сына у бывшей: отмывал, приводил его в порядок.
- Романа я воспитывал практически с рождения. Сейчас ему шесть, и он очень умный воспитанный мальчик: умеет читать и считать, учит английский, три раза подтягивается, занимается рукопашным боем, - делится вологжанин. - В моей квартире есть все нужное для ребенка: спальное и рабочее место с ноутбуком, игрушки, развивающие игры, мольберт, спортивный уголок. Сыну я купил кимоно и бойцовские перчатки, одежду и обувь на все сезоны, велосипед, самокат и даже хомяка. А в дедовом автосервисе мы вместе собрали ненужный металл, и теперь у Ромы есть свои личные сбережения - 3 500 рублей.
«Но папа приехал и спас»
В 2020 году (Роман тогда еще жил на два дома) ситуация стала усугубляться: мать ударилась во все тяжкие, ребенок страдал, вспоминает Андрей:
- Она все чаще приезжала за сыном с перегаром и бутылкой пива в руке, собирала дома компашки, гулявшие по несколько дней, - теща их разгоняла. Однажды за сыном отправила пьяного мужика, которого знала всего пару месяцев - Рому я ему, конечно, не отдал.
А как-то в октябре, наутро после дня рождения матери, сын позвонил: папа помоги - мол, дядя Дима спит на диване, а мама пьяная - в туалете, я не могу туда попасть. История повторилась и в мае, правда, Рома набрал меня уже в два часа ночи: бывшая и ее новый сожитель ругались, дрались, били посуду. Меня затрясло, я вызвал такси. «Папа, я боюсь, больше туда не вернусь», - плакал сын в машине. Я позвонил в полицию, но она приехала к дебоширам только на следующий день.
Во время беседы с психологом шестилетний ребенок делился такими воспоминаниями о той ситуации: «Когда ночью я звонил папе, я испугался. Думал, все - это конец. Меня уже не будет. Но папа приехал и меня спас».
После визита полиции его мать позвонила бывшему мужу: зачем, мол, вызвал полицейских? «Мой сын мне нужен живым и здоровым», - ответил Андрей. «Да подавись ты им», - сказала вологжанка и… обратилась с иском в суд. На первом заседании (оно было летом) истец заявила: мол, ребенок привязан к матери, поэтому он должен жить с ней, а отец пусть платит алименты. «За что я буду платить, если мальчик живет со мной, а мать воспитанием сына не занимается? За четыре месяца она позвонила Роме четыре раза! А деньги ей нужны, чтобы погасить большие долги - около 300 тысяч», - парировал ответчик.
В ожидании вердикта
Городской суд, выслушав доводы сторон, назначил нужные экспертизы и вынес решение: во время процесса ребенок должен жить с матерью. Трижды с судебными приставами она приезжала к отцу, и трижды Рома запирался в ванной, через дверь кричал ей: «Я не хочу к маме! Я ее боюсь! Не отдавайте меня ей!» Мать даже пыталась выломать дверь, но приставы ее угомонили, а происшедшее внесли в акт, имеющийся в распоряжении редакции. После всех этих событий, вспоминает Андрей, у мальчика обострился невроз, который он получил после маминых шумных гулянок.
- Сейчас Рома даже не ходит в детсад, чтобы избежать стрессов, - рассказывает отец. - Я работаю, в основном, удаленно, поэтому могу себе позволить проводить все время с сыном. Охотно с ним занимаются и бабушка с дедушкой. Кстати, областной суд, куда мы подали жалобу, отменил определение о месте жительства сына с матерью. Так что сейчас ребенок живет у меня легально. Я вовсе не против его общения с матерью и много раз приглашал ее в гости: мол, посидим, попьем чайку, обсудим проблемы, и если сын захочет жить с тобой, то ради бога, я его мнение уважаю. Но вместо этого бывшая ломает двери и устраивает скандалы. Недавно Рома подарил мне большое красное сердце (вырезал из картона) - я был очень тронут.
А вот когда мальчик сделал для мамы цветочек, она его сломала… Психологическая экспертиза, с которой Андрей ознакомил редакцию, заключила, что женщина своим поведением может травмировать психику ребенка - ведет себя агрессивно, грубо, у нее низкий уровень ответственности и проблема с моральными принципами. Ей самой рекомендовано обратиться к психологу. Есть письменное подтверждение ее аморального образа жизни в Территориальном центре социальной помощи семье и детям: со слов соседей, женщину неоднократно видели в состоянии опьянения, по ночам из ее квартиры доносится шум.
- Я считаю несправедливым ситуацию, когда матери, чтобы ребенок жил с ней, вообще не нужно стараться, а у меня кипа документов, видео- и аудиозаписей, доказательств аморального поведения бывшей жены - но на них никто не обращает внимания, - возмущается Андрей. - Но я буду бороться за сына.
Судебное заседание, где должно быть определено место жительства ребенка, еще не состоялось.
Комментарии (0)